Ст 23 о психиатрической помощи

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I
«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 21 ноября 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 14 октября 2014 г., 8 марта, 28 ноября 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 19 июля 2018 г.

В целях реализации настоящего Закона приказом Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. N 325 утверждено Положение об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Признавая высокую ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности;

учитывая, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;

отмечая, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства;

принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,

Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

Регулируются отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи. Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев применения принудительных мер медицинского характера по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, и других случаев, предусмотренных законом.

Устанавливаются виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством. Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии. Психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое освидетельствование, диспансерное наблюдение, лечение в психиатрическом стационаре.

Контроль за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти. Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генеральным прокурором, прокурорами субъектов федерации и подчиненными им прокурорами.

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Настоящий Закон введен в действие с 1 января 1993 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1913

Согласно Постановлению Конституционного суда от 27 февраля 2009 г. N 4-П часть четвертая статьи 28 настоящего Закона, согласно которой лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя, признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное положение предполагает помещение недееспособного лица в психиатрический стационар без судебного решения, принимаемого по результатам проверки обоснованности госпитализации в недобровольном порядке

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ст 23 о психиатрической помощи

О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ

от 2 июля 1992 года N 3185-I

Статья 23. Психиатрическое освидетельствование

в редакции от 21.11.2011г.

( 1) Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

( 2) Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого. Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет проводятся по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя, в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на психиатрическое освидетельствование, — по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о просьбе или даче согласия на проведение психиатрического освидетельствования подопечного не позднее дня, следующего за днем такой просьбы или дачи указанного согласия.

( 3) Врач, проводящий психиатрическое освидетельствование, обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом «а» части четвертой настоящей статьи.

( 4) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

( 5) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 настоящего Закона.

( 6) Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу — психиатру и медицинские рекомендации.

Комментарий к статье 23

1. В соответствии с ч. 1 психиатрическим освидетельствованием является каждый осмотр пациента врачом-психиатром, поскольку при этом всякий раз решается вопрос о наличии или отсутствии психического расстройства, его характере, нуждаемости в том или ином виде психиатрической помощи.

В широком смысле сюда можно отнести и профилактические осмотры, хотя они обычно проводятся с несколько иной целью, в частности для определения противопоказаний к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности или деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

2. При отсутствии особых обстоятельств, специально оговоренных в ч. 4, и освидетельствование, и профилактический осмотр проводятся по просьбе или с согласия самого обследуемого или его законного представителя, т.е. инициатива освидетельствования исходит от самого пациента (законного представителя) либо он (или законный представитель) не возражает против освидетельствования, осуществляемого по инициативе третьего лица.

3. Если лицо намерено получить или подтвердить право выполнять отдельные виды профессиональной деятельности или деятельности, связанной с источником повышенной опасности (см. комментарий к ст. 6), для чего требуется заключение психиатра о годности, но оно или его законный представитель возражают против освидетельствования, они могут отказаться от своего намерения и таким образом избежать осмотра психиатра.

4. Психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего лица в возрасте до 15 лет или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, несмотря на их возражения, не считается недобровольным, если осуществлено по просьбе или с согласия его законного представителя. Для несовершеннолетнего таковыми являются его родители, усыновители или опекун, для лица, признанного недееспособным, — опекун. Если между родителями несовершеннолетнего нет согласия по этому вопросу и один из них активно возражает против освидетельствования (нейтральную позицию одного из родителей или его временное отсутствие не следует расценивать как возражение), а также при отсутствии родителей заинтересованные лица (педагоги, врачи общемедицинской сети и т.п.) могут обратиться в орган опеки, который вправе принять решение о необходимости психиатрического освидетельствования. Решение органа опеки может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 47 ( см. комментарий).

Лица, признанные в установленном порядке недееспособными в силу тяжести имеющегося в таких случаях психического расстройства, подлежат диспансерному наблюдению независимо от их желания и желания законного представителя ( см. комментарий к ст. 27 ), поэтому их периодические осмотры (освидетельствования) осуществляются в соответствии с ч. 5 настоящей статьи и ч. 3 ст. 26 .

5. Необходимость представления обследуемому в качестве врача-психиатра является одним из элементарных требований медицинской этики, и оно должно безусловно соблюдаться во всех случаях добровольного освидетельствования (по просьбе или с согласия). Это требование вполне выполнимо и при ряде выраженных психических расстройств, когда освидетельствование проводится без согласия обследуемого, но его ориентировка в окружающем сохранена и сознание не нарушено. При этом сохраняются связные воспоминания о происходящем, и введение обследуемого в заблуждение воспринимается впоследствии как преднамеренный обман, попрание его достоинства и прав. Однако в случаях тяжелых и выраженных расстройств (острое психотическое состояние, глубокое слабоумие и др.) представление обследуемому врача-психиатра, казалось бы, теряет смысл, так как не может быть осознано обследуемым. Кроме того, в некоторых случаях, безусловно требующих оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке (например, при острых бредовых состояниях), оно может усугубить ситуацию и вызвать сопротивление больного. В качестве объективного критерия, опираясь на который следует решать вопрос о допустимости не представляться пациенту, настоящий Закон устанавливает тяжелое психическое расстройство, обусловливающее непосредственную опасность лица для себя или для окружающих (п. «а» ч. 4 настоящей статьи). Из этого не следует, однако, что во всех таких случаях психиатр обязательно не должен представляться обследуемому. В ч. 3 настоящей статьи речь идет лишь о допустимости не представляться (не обязан) и, следовательно, о возможности решить этот вопрос на свое усмотрение. Этим правом прежде всего необходимо пользоваться тогда, когда сообщение обследуемому о том, что с ним беседует психиатр, может в результате тяжелого психического расстройства отрицательно отразиться на его состоянии, затруднить дальнейший контакт с ним и вызвать его агрессию. Если же ожидаемая отрицательная реакция на освидетельствование психиатра не связана с тяжелым психическим расстройством, а может возникнуть у психически здорового или лица с пограничным психическим расстройством, это не может быть основанием для освидетельствования без представления в качестве психиатра.

6. Критерии для освидетельствования лица без его согласия и без согласия его законного представителя в общем такие же, как и для применения других видов психиатрической помощи в недобровольном порядке (недобровольная госпитализация). Эти критерии подробно освещены в комментарии к ст. 29 . Существенная разница состоит в том, что в данном случае речь не идет о состоянии, которое установлено (диагностировано) самим принимающим решение психиатром, что делало бы его ответственным за правильность квалификации этого состояния. В соответствии с ч. 4 решение об освидетельствовании принимается на основании предположения о наличии тяжелого психического расстройства, соответствующего п. п. «а», «б» или «в». Такое предположение должно базироваться на информации о том, что больной совершает соответствующие действия. При всей тщательности отбора информации трудно гарантировать, во-первых, ее полную достоверность, а во-вторых, возможность достаточно определенной интерпретации в плане соответствия одному из названных пунктов. Следовательно, предположение будет носить вероятностный характер. Допущение недобровольного освидетельствования на основании лишь предположения о наличии психического расстройства с определенными качествами связано с необходимостью не допустить тех последствий неоказания психиатрической помощи, которые могут наступить в случаях, предусмотренных п. п. «а», «б» и «в». Эти последствия более опасны для общества, чем освидетельствование того или иного лица без достаточных оснований, которое не приводит к существенному ущемлению прав личности. Поэтому показания для недобровольного освидетельствования следует трактовать более широко, чем, скажем, для недобровольной госпитализации, имея в виду неизбежность определенного минимального числа ошибочных решений (которые могут быть исправлены при первом контакте) даже при самом добросовестном подходе к оценке поступающей информации.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о психиатрической помощи , в случаях, предусмотренных пунктом «а» части четвертой и частью пятой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно.

Согласно части 2 статьи 24 Закона о психиатрической помощи , в случаях, предусмотренных пунктами «б» и «в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи.

7. Лица, за которыми установлено диспансерное наблюдение ( см. комментарии к ст. ст. 26, 27 ), могут быть освидетельствованы без их согласия и согласия их законных представителей по заранее намеченному плану, в случае неявки к врачу в назначенный срок или по вызову. О таком порядке их ставят в известность, когда им объявляется решение об установлении диспансерного наблюдения и разъясняется содержание последнего. Лица, которые обращались в лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, и у которых было диагностировано психическое расстройство, но диспансерное наблюдение за ними не устанавливалось, могут быть освидетельствованы психиатром в обычном порядке, предусмотренном ч. ч. 2 и 4 настоящей статьи (см. выше). Данные же, содержащиеся в заведенной на них медицинской документации, могут быть использованы при рассмотрении вопроса о необходимости психиатрического освидетельствования без их согласия.

8. Если освидетельствование проводится в плановом порядке в учреждении, оказывающем амбулаторную психиатрическую помощь, то на обратившегося заводится амбулаторная карта (форма N 025/ У), в которую вносятся сведения о причинах освидетельствования (включая направление к психиатру, если таковое имеется); объективные данные, полученные во время осмотра, в том числе обязательное описание психического статуса; заключение с предварительным диагнозом и квалификацией психического состояния; рекомендованные мероприятия или перечень принятых мер (медикаментозные назначения, госпитализация и т.п.). В случае недобровольного освидетельствования в начале записи приводятся основания для такого рода решения и их соответствие одному из пунктов ч. 4 ст. 23, например суицидальные действия или намерения, угрозы агрессией в отношении окружающих, потеря ориентировки и дезорганизация поведения и т.п. При освидетельствовании с санкции судьи по п. п. «б» и «в» ч. 4 ст. 23 в амбулаторную карту подшивается копия заключения врача, направленного в суд в соответствии с ч. 5 ст. 25 ( см. комментарий), все имеющиеся материалы и санкция судьи.

Если освидетельствование проводится бригадой скорой психиатрической помощи, дежурным врачом психиатрического стационара (больницы, отделения) или другим учреждением, не оказывающим плановую амбулаторную психиатрическую помощь, аналогичные записи делаются в стационарной истории болезни (карте стационарного больного, форма N 003/ У) в случае госпитализации освидетельствованного, в журнале приемного отделения (форма N 001/ У), путевке (направлении) скорой помощи в психиатрический стационар, журнале станции скорой помощи и др. Важно, чтобы приведенные сведения были зафиксированы в учреждении, врачом-психиатром которого проведено освидетельствование.

Констатация в результате проведенного освидетельствования психического здоровья или пограничного психического расстройства, не требующего в дальнейшем обязательной психиатрической помощи (в той или иной форме), должна основываться на столь же объективном описании.

Для комментария использованы материалы:

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ ИМ. В.П. СЕРБСКОГО

«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПСИХИАТРИИ. КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ», ГК РФ И УК РФ (В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ)» Под общей редакцией академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора Т.Б. Дмитриевой. Издание второе, исправленное и дополненное.

Обновление информации на странице от 03.11.2012г.

Ст 23 о психиатрической помощи

Удмуртское Региональное отделение общественной организации «Российское Общество Психиатров»
«Республиканская клиническая психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Уважаемый Николай Григорьевич!

11 ноября 2013 года на официальном интернет-сайте «Российского общества психиатров» был опубликован рассматриваемый Государственной Думой текст Законопроекта №217151-6, предусматривающий, в частности, внесение изменений в текст Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». При анализе Законопроекта нами были выявлены следующие спорные моменты, требующие, по нашему мнению, внимательного рассмотрения уполномоченными на то лицами:

  1. п.13 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 16 ФЗ «О психиатрической помощи….» предполагает, что проведение психиатрического освидетельствования является видом помощи, гарантируемой государством. Однако, данное положение противоречит ст. 213 Трудового Кодекса РФ, где указано, что психиатрические освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, проводятся за счет средств работодателя.
  2. п. 18 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 22 ФЗ «О психиатрической помощи…» предполагает признание утратившим силу положения об обязательном страховании на случай причинения вреда здоровью или смерти работников, участвующих в оказании психиатрической помощи. В ситуации правового ограничения применения сотрудниками организаций, оказывающих психиатрическую помощь, методов фиксации и средств, используемых для самозащиты, с учетом имеющейся, часто неэффективной практики межведомственного взаимодействия с органами внутренних дел, исключение данного пункта представляется нарушением конституционного права на труд в безопасных условиях.
  3. п. 20 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 26 ФЗ «О психиатрической помощи…» определяет, что консультации, лечение и диспансерное наблюдение проводятся при самостоятельном обращении лица по его просьбе или с его согласия, что противопоставлено п.3 указанной статьи в прежней редакции (диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица…). Данная редакция статьи, по нашему мнению, недопустима. Установление диспансерного наблюдения с согласия лица либо его законного представителя приведет к краху системы динамического наблюдения за психически больными, что в свою очередь вызовет неминуемый рост числа общественно-опасных действий и суицидов, совершенных психически больными. При этом редакция статьи, указанная в Законопроекте фактически противоречит п. 5 ст. 23 Закона (психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия либо согласия законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением). Помимо этого, определение диспансерного наблюдения с согласия освидетельствуемого «парализует» правоприменение практически всех нормативных актов, где медицинскими критерием являются заболевания, требующие обязательного динамического наблюдения у психиатров (в частности, Постановления Правительства от 14.02.2013 №117, Постановления Правительства от 21.12.2004 №817 и др.)
  4. п.21 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 27 ФЗ «О психиатрической помощи…» дополняет статью частью пятой: «Порядок проведения диспансерного наблюдения…устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». В настоящее время система динамического наблюдения за психически больными лишь косвенно отражена в Приказе МЗ РФ от 31.12.2002 №420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений». Считаем целесообразным указание на вступление данной статьи в законную силу после принятия Минздравом соответствующего Порядка.
  5. п. 34 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 40 ФЗ «О психиатрической помощи…» дословно устанавливает следующую редакцию п. 2 ст. 40: «Выписка пациента, добровольно находящегося в медицинской организации… проводится по его личному заявлению, заявлению одного из его родителей…». При этом не указано, что выписка по заявлению родителей проводится в отношении несовершеннолетних. Принятие статьи в таком виде без необходимых возрастных уточнений приведет к злоупотреблениям со стороны родственников взрослых психически больных, зачастую высказывающихся против лечения своих совершеннолетних, согласных на лечение детей.

Помимо указанных казусов, выявленных при анализе Законопроекта, считаем необходимым обратить внимание на наиболее актуальные, по нашему мнению, проблемы правоприменительной практики при оказании психиатрической помощи в части использования ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан» в прежней редакции.

Федеральным Законом от 6 апреля 2011 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и ГПК РФ» фактически установлено правовое равенство дееспособных и недееспособных лиц при оказании психиатрической помощи (психиатрическое освидетельствование – ст. 23, госпитализация в психиатрический стационар – ст. 28, помещение в психоневрологическое учреждение для социального обслуживания – ст. 41). При отказе от освидетельствования либо госпитализации недееспособного необходимо руководствоваться статьями Закона, определяющими недобровольный порядок оказания психиатрической помощи (ст. 23, 24, 29). Во всех указанных случаях допускается получение согласия опекуна недееспособного лишь в случае, если подопечный «по своему состоянию не способен дать согласие», т.е. если в силу тех или иных обстоятельств не способен изъявить свою волю относительно оказываемой ему помощи. Данной формулировкой 67 — ФЗ фактически признает волеизъявление лица, признанного в установленном Законом порядке недееспособным, самостоятельной юридической категорией, основной при оказании недееспособному психиатрической помощи. При этом ни одним нормативным актом не закреплено, кто должен определять, способен ли недееспособный к волеизъявлению (изъявлению своего согласия или несогласия на оказание психиатрической помощи), и, если эта функция закреплена за врачом-психиатром, то на основании каких критериев возможно вынесение данного заключения. Этот аспект представляется важным, поскольку само принятие 67 — ФЗ было обусловлено, в том числе судебными прецедентами по нарушению прав недееспособных, нуждающихся в наиболее внимательном отношении к защите их интересов.

В свою очередь действующее Законодательство в области психиатрии недостаточно четко регламентирует действия психиатра в случае оказания психиатрической помощи дееспособному лицу, однако, в силу болезненного состояния не способному дать согласие на оказание такой помощи. И, если в отношении госпитализации таких граждан в психиатрический стационар, ситуация представляется достаточно понятной (недобровольная госпитализация согласно ст. 29 Закона «О психиатрической помощи…»), то проблемы возникают в отношении психиатрического освидетельствования. Согласно статьи 24 Закона «О психиатрической помощи…» врач-психиатр не может освидетельствовать лицо с психическим расстройством, которое обуславливает его беспомощность, без получения санкции судьи. На сбор доказательной базы и подготовку документов в суд уходит много времени. Рассмотрения подобных дел судами происходят зачастую в сроки, превышающие установленные Законом. В результате пациент, не способный к удовлетворению основных жизненных потребностей, долгое время остается без необходимой медицинской помощи. Исходя из этого, необходимо предоставить врачу-психиатру (или комиссии врачей-психиатров) возможность недобровольного освидетельствования по показаниям, указанным в ст. 23 п.4 п.п. «Б» — без судебного решения.

Статьи 23 п. 4 п.п. «А» и 29 п. «А» Закона «О психиатрической помощи…» предусматривают принятие решения об освидетельствовании лица или госпитализации без его согласия единолично врачом-психиатром в случае, если психическое расстройство обусловливает непосредственную опасность для себя или окружающих. На практике чаще приходится сталкиваться со случаями не непосредственной (т.е. здесь и сейчас), а потенциальной опасности пациентов для себя и окружающих (провокация конфликтов и угрозы со стороны психически больных в отношении близких, соседей, «вызревание» суицидальных тенденций, особенности поведения дементных больных с потенциальной угрозой взрыва бытового газа и т.д.). При этом законодательство о психиатрии не регламентирует действия психиатра в таких ситуациях, поскольку в статьях 23, 29 п. «Б» (беспомощность) не всегда сопутствует описанным состояниям, а п. «В» (существенный вред здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния) практически недоказуем в суде и не имеет отношения к гетероагрессивным действиям психически больных. В результате при потенциальной опасности психически больных для себя или окружающих единственным способом для освидетельствования в недобровольном порядке является ожидание момента, когда потенциальная опасность приводит к непосредственной реализации. Это препятствует профилактике суицидов и общественно опасных действий психически больных. В связи с этим считаем целесообразным дополнить формулировку статьи 23 п. 4 п.п. «А» и 29 п. «А» Закона «О психиатрической помощи…» возможностью недобровольного освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар в случаях потенциальной опасности больного для себя или окружающих.

Законодательство об оказании психиатрической помощи призвано стоять не только на защите прав психических больных, но и защите интересов общества от психически больного. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, принятые резолюцией 46/119 Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1991 года, содержат общее ограничительное положение, предусматривающее, что на осуществление прав, изложенных в Принципах, могут налагаться лишь такие ограничения, которые предусмотрены законом и являются необходимыми для защиты здоровья и безопасности заинтересованного лица или других лиц или же для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья или морали или основных прав и свобод других лиц. В целях контроля за состоянием здоровья психически больных людей, защиты прав и свобод граждан от приносящих беспокойство действий психически больных считаем возможным внести в ст.23 п.4, ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в качестве дополнительного условия, позволяющего производить недобровольное освидетельствование и госпитализацию — нарушение психически больным неотъемлемых прав окружающих. Это дополнение даст возможность гражданам, не являющимся ближайшими родственниками пациента, защитить себя от стресса, порождаемого асоциальным поведением психически больного. Предлагаемые меры никоим образом не могут нарушить прав и свобод психически больного, позволяя лишь быстрее и эффективнее решать те проблемы, которые порождаются его болезненным состоянием.

Председатель УРООО «РОП»,
главный врач, к.м.н. Ю.Г. Каменщиков

Член Правления УРООО «РОП»
заместитель главного врача М.Р. Багаутдинов

Напомним, что недавно свои предложения по внесению изменений в закон о психиатрической помощи представила Общественная Палата РФ

В ст. 23 «Психиатрическое освидетельствование» Закона рф от 2 июля 1992 г. № 3185-I «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон рф № 3185-I) установлено:

(1) Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

(2) Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого. Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет проводятся по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя, в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на психиатрическое освидетельствование, — по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о просьбе или даче согласия на проведение психиатрического освидетельствования подопечного не позднее дня, следующего за днем такой просьбы или дачи указанного согласия.

(3) Врач, проводящий психиатрическое освидетельствование, обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом «а» части четвертой настоящей статьи.

(4) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

(5) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27настоящего Закона (согласно ч. 1 ст. 27 Закона РФ № 3185-I диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями).

(6) Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу — психиатру и медицинские рекомендации.

Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законного представителя проводится в соответствии со ст. 23 Закона РФ № 3185-I:

(1) В случаях, предусмотренных пунктом «а» части четвертой ичастью пятойстатьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно.

(2) В случаях, предусмотренных пунктами «б» и«в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи.

В ст. 7 «Медицинское освидетельствование» Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) определено:

«1. Медицинское освидетельствование проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.

2.Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.

4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.

6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

7. В учреждениях государственной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно».

На основании п. 1 ст. 9 обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей (п. 2 ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ).

Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекциипри проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (п. 3 ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ).

Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ).

Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет (п. 5 ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ).

В п. 1 Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденного постановлениемПравительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 877, указано:

Обязательному медицинскому освидетельствованию для выявления ВИЧ-инфекции при поступлении на работу и при периодических медицинских осмотрах подлежат следующие работники:

а) врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт;

б) врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

в) научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий (производств) по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Смотрите еще:

  • Томск покупка дома Продажа домов в Томске этажей 1 , соток 9 , дом блочный , 2016 год канализация, электричество, газ этажей 1 , соток 14 , брусовой отопление, водопровод, канализация, электричество этажей 2 , соток 4 , кирпич , 2016 год отопление, водопровод, канализация, […]
  • Закон о обязательном государственном страховании Закон о обязательном государственном страховании Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья […]
  • Статья 37 фз от 21121994 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., […]
  • Денежное довольствие работников фсин Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 апреля 2018 г. N 348 “О внесении изменения в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденный приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. N 269 "Об утверждении Порядка […]
  • 165 фз ст 11 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ"Об основах обязательного социального страхования" С изменениями и дополнениями от: 31 декабря […]
  • Страхование жизни здоровья военнослужащих Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной […]
  • 6 федеральный закон об актах гражданского состояния Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями от: 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 […]
  • Ст1416 коап рф практика О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в […]