Ст 318 трудового кодекса с комментариями

Содержание:

Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Комментарий к Ст. 318 ТК РФ

По правилам настоящей статьи при увольнении работника по указанным в настоящей статье основаниям из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возможно сохранение за работником среднего месячного заработка в течение более длительного периода времени, чем это предусмотрено ст. 178 ТК (см. комментарий к данной статье).

Второй комментарий к Статье 318 Трудового кодекса

1. В наименовании ст. 318 вместо упоминания множественного числа («работникам, уволенным») использовано единственное число («работнику, уволенному»). Текст этой части дополнен и существенно скорректирован.

Часть 1 дополнена ссылками на соответствующие пункты ст. 81 ТК РФ, предусматривающие увольнение в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников. С 6 до 3 месяцев уменьшен период трудоустройства, на который за работником сохраняется средний месячный заработок.

Вместе с тем в новой ч. 2 предусмотрено, что в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению службы занятости населения работнику в исключительных случаях средний заработок сохраняется при условии его обращения в месячный срок после увольнения в эту службу и если он не был трудоустроен.

В результате правила, относящиеся к увольнению работающих в указанных районах и местностях, приведены в соответствие с общими правилами, предусмотренными в ст. 178 ТК РФ, но сроки, в течение которых работнику сохраняется средний заработок, значительно увеличены по сравнению с общими сроками (см. ст. 178 ТК РФ).

С учетом изменений, внесенных в ч. 1, и дополнением ч. 2 ст. 318 последняя часть (теперь ч. 3) редакционно уточнена. В ней указано, что выплаты, производимые в соответствии с ч. 1 и 2, производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

2. Отдаленность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устойчиво сложившийся профиль действующих здесь организаций создают дополнительные трудности с трудоустройством высвобождаемых в этих местах работников.

3. Трудовой кодекс устанавливает более высокий уровень гарантий для лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

а) в связи с ликвидацией организации либо

б) сокращением численности или штата работников.

В этих случаях работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и сохраняется месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев (ср. со ст. 178 ТК РФ).

За последующие три месяца средний заработок сохраняется в исключительных случаях и при определенных условиях:

1) если работник в течение месяца со дня увольнения обратился в орган службы занятости населения;

2) если этот орган его не трудоустроил;

3) если этот орган принял решение о выплате среднего месячного заработка, признав конкретный случай исключительным.

4. Указанные в 3 выплаты производятся работодателем по прежнему месту работы за счет его средств.

Статья 318 ТК РФ. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации

Текущая редакция ст. 318 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Комментарий к статье 318 ТК РФ

Согласно комментируемой статье при увольнении работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ):
— ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
— за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 3 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (может сохраняться в течение 4, 5 и 6 месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при обращении в указанный орган).

В Обзоре ВС РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26 февраля 2014 года, отмечается, что основанием сохранения среднего месячного заработка работника является факт потери им работы по указанным выше причинам и незанятость в течение определенного периода после увольнения. При этом сохранение среднего месячного заработка поставлено в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен. При разрешении споров о взыскании среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения судами, исходя из ч.2 комментируемой статьи, делается правильный вывод о том, что обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Указанные выплаты производятся за счет средств работодателя по прежнему месту работы уволенного работника.

Согласно ч.1 ст. 287 ТК РФ гарантии лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы, поэтому гарантия, предусмотренная комментируемой статьей, не распространяется на совместителей.

Консультации и комментарии юристов по ст 318 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 318 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Нормы новой редакции ст. 318 ТК РФ приведены в соответствие с общим порядком выплаты компенсаций работникам, увольняемым из организаций в связи с ее ликвидацией (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), предусмотренным ст. 178 ТК РФ.

Прежняя редакция комментируемой статьи не связывала выплату выходного пособия при увольнении лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с обязательной постановкой их на учет в органах службы занятости населения. Ранее работодатель был обязан выплачивать данной категории работников в период трудоустройства, но не выше шести месяцев, среднюю заработную плату с зачетом месячного выходного пособия только на основании паспорта и трудовой книжки, не требуя от них подтверждения факта постановки на учет.

В соответствии с новой редакцией комментируемой статьи работникам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях работнику выплачивается средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, но только по решению органа службы занятости населения. Обязательным условием выплаты среднего заработка за эти месяцы является обращение работника в месячный срок (в отличие от установленного общими правилами двухнедельного срока) после увольнения в органы службы занятости по месту жительства и подтверждение ими факта, что работник не был трудоустроен. Для получения среднего заработка за эти месяцы кроме паспорта и трудовой книжки работник должен предъявить работодателю справку службы занятости.

Установленное ч. 1 и 2 ст. 318 ТК РФ сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев со дня увольнения, с зачетом выходного пособия предусматривает, что средний заработок выплачивается за второй-шестой месяцы, в течение которых работник не был трудоустроен. 2.

Гарантии, установленные данной статьей, предоставляются работникам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в обязательном порядке независимо от источников финансирования организации.

Выплата выходного пособия и сохраняемого среднего месячного заработка (не свыше шести месяцев) производится работодателем по прежнему месту работы. 3.

Особенности выплаты компенсаций при увольнении в связи с прекращением деятельности работодателя — физического лица предусмотрены ст. 307 ТК РФ. Гарантии, установленные комментируемой статьей, на данную категорию работников не распространяются, поскольку в этом случае вопрос о выплате компенсаций и их размерах определяется трудовым договором.

Статья ТКРФ 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации в районах Крайнего севера

Комментарий к статье 318

1. В ст. 318 ТК установлен более длительный период (не свыше 3 и 6 месяцев) сохранения среднего заработка после увольнения работника в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата по сравнению с общим правилом, закрепленным в ст. 178 ТК (2 или 3 месяца).

Обусловлено это главных образом тем, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях значительно меньше возможностей для трудоустройства по сравнению с обжитыми территориями страны.

2. Гарантии, предусмотренные в ст. 318, названы государственными. Они должны предоставляться независимо от формы собственности организаций и источников их финансирования.

3. Правила ст. 318 распространяются только на лиц, уволенных из организаций. Для работников, уволенных работодателями — физическими лицами, подобная гарантия может появиться после ее включения в трудовой договор на основании ч. 2 ст. 307.

4. Для получения выплат, предусмотренных в ст. 318 ТК, в трудовой книжке увольняемого работника должна быть сделана ссылка на одно из двух оснований:

— ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК);

— сокращение численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81).

Если в трудовой книжке сделана ссылка на любое другое основание увольнения, указанная гарантия не предоставляется даже в тех случаях, когда увольнение произведено в период срока двухмесячного предупреждения работника об увольнении в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата, сделанного работодателем на основании ч. 2 ст. 180 ТК.

Следует иметь в виду, что сокращение численности или штата работников может быть следствием реорганизации, а может происходить и без нее.

5. Для получения гарантий, предусмотренных ст. 318 ТК, не требуется выезда из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.

6. Часть 1 ст. 318 не связывает предоставление гарантии сохранения среднего заработка с обращением в государственную службу занятости и получением от нее каких-либо решений либо документов, как это имеет место при сохранении среднего заработка на период трудоустройства по общим правилам (см. ст. 178 ТК) и по правилам ч. 2 ст. 318 ТК.

Таким образом, здесь работник вправе самостоятельно решать вопрос о своем трудоустройстве, а подтверждением отсутствия его решения (нетрудоустройства) может явиться трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу после увольнения по определенным в ст. 318 ТК основаниям.

7. При поступлении на работу в течение второго и третьего месяцев предусмотренная в ч. 1 ст. 318 ТК выплата должна производиться пропорционально фактическому числу дней нетрудоустройства.

8. Сохранение на основании ч. 2 ст. 318 ТК среднего заработка за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях при одновременном наличии трех условий:

— обращении в орган государственной службы занятости не позднее одного месяца после увольнения;

— нетрудоустройстве обратившегося этим органом;

— решении данного органа.

В ч. 2 ст. 318 ТК (как и в ч. 2 ст. 178 ТК) неудачно использован термин «работник» в связи с тем, что таковым уволившийся уже не является. Правильнее здесь говорить о бывшем работнике или уволившемся лице.

В соответствии с п. 2 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458, регистрация осуществляется территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости по месту жительства гражданина, обратившегося в целях поиска подходящей работы, при представлении справки о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) и предъявлении:

— паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

— трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;

— документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию.

9. В случае ликвидации организации (о ее понятии и порядке осуществления см. комментарий к п. 1 ст. 82 ТК) все выплаты, установленные в ст. 318 ТК, должны производиться при увольнении работника, т. е. наперед.

10. Определение среднего заработка, о котором говорится в ст. 318 ТК, должно устанавливаться с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в северных районах (см. ст. ст. 316, 317 ТК и комментарий к ним).

Об общих правилах исчисления среднего заработка см. ст. 139 ТК и комментарий к ней.

11. Сохранение заработной платы на период трудоустройства по своей правовой природе является гарантией (см. раздел VII и ст. 178 ТК). В связи с этим совместители права на нее не имеют в силу ч. 1 ст. 287 ТК.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Дело N69-КГ17-1. О признании незаконными решений о сохранении среднего месячного заработка.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 апреля 2017 г. N 69-КГ17-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2017 г. гражданское дело по заявлению ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» о признании незаконными решений о сохранении среднего месячного заработка Подпрятову В.В. в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения

по кассационной жалобе представителя ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» Петровой В.М. на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 сентября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31 мая 2016 г., которыми в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» обратилось в суд с заявлением к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» (далее — КУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения», орган службы занятости населения) о признании незаконными и подлежащими отмене решений о сохранении за Подпрятовым В.В. среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня его увольнения.

В обоснование заявленных требований ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» указало, что Подпрятов В.В. состоял в трудовых отношениях с ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», работал в должности начальника цеха технического обслуживания воздушных судов «Нефтеюганск» Линейной станции технического обслуживания «Сургут» Авиационного технического комплекса, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, — г. Нефтеюганск.

Приказом ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» от 25 декабря 2014 г. N 991/л-33.00 Подпрятов В.В. уволен с работы 16 января 2015 г. по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности или штата работников организации). В связи с увольнением работодателем Подпрятову В.В. выплачены все причитающиеся при расчете суммы, включая выходное пособие и средний месячный заработок в течение трех месяцев со дня увольнения на период трудоустройства.

Решениями КУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» от 22 мая 2015 г. N 259, от 16 июня 2015 г. N 335 и от 29 июня 2015 г. N 367 за Подпрятовым В.В. признано право на сохранение средней заработной платы в течение соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.

Указанные решения ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» считает незаконными, ссылаясь на часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 2214-О, полагает, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником в том числе среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений части 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

По мнению ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», право уволенного работника в связи с сокращением численности (штата) работников организации на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы на основании части 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы.

ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» просило признать незаконными и отменить решения КУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» от 22 мая 2015 г. N 259, от 16 июня 2015 г. N 335 и от 29 июня 2015 г. N 367 о сохранении Подпрятову В.В. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, возложить на КУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» обязанность по возмещению заявителю судебных расходов в размере 2 000 руб.

Представитель КУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» в суде заявленные требования не признал.

Подпрятов В.В. в судебном заседании участия не принимал.

Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 сентября 2015 г. в удовлетворении заявления ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31 мая 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» Петровой Р.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» Петровой Р.М. судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 2 декабря 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 17 марта 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела представитель ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», от которого поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, представитель КУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» и Подпрятов В.В., не сообщившие о причинах своей неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов ( статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Подпрятов В.В. работал в ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» начальником цеха технического обслуживания воздушных судов «Нефтеюганск» Линейной станции технического обслуживания «Сургут» Авиационного технического комплекса, расположенной в г. Нефтеюганске — в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Приказом ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» от 25 декабря 2014 г. N 991/л-33.00 Подпрятов В.В. уволен с работы 16 января 2015 г. по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации).

13 февраля 2015 г. Подпрятов В.В. обратился в КУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» с заявлением о содействии в поиске подходящей работы.

Центром занятости населения Подпрятову В.В. были предложены варианты работы по профессиям: начальник цеха (специализация: по ремонту нефтепромыслового оборудования) с окладом 65 000 руб., начальник цеха (специализация: добыча нефти и газа) с окладом 100 900 руб., инженер-механик 2 категории (класса) с окладом от 20 000 руб., инженер-механик (специализация: бурение) с окладом от 44 000 руб.

Как установлено судом, указанные вакансии для Подпрятова В.В. являлись неподходящими с учетом имеющегося у него образования, условий последнего места работы и уровня заработной платы.

20 мая, 16 июня и 26 июня 2015 г. были проведены заседания комиссии КУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» по рассмотрению оснований для выдачи (либо отказе в выдаче) решения о сохранении среднего заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, оформленные протоколами N 26, 38 и 43, по результатам которых приняты решения от 22 мая 2015 г. N 259, от 16 июня 2015 г. N 335 и от 29 июня 2015 г. N 367 о сохранении за Подпрятовым В.В. средней заработной платы соответственно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения органа службы занятости населения приняты в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением положений статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что Подпрятов В.В. был уволен с работы по пункту 2 части 1 статьи 71 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности (штата) работников организации), в течение установленного срока со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был трудоустроен по причине отсутствия подходящей для него работы. По мнению суда первой инстанции, исключительным случаем сохранения за уволенными работниками среднего месячного заработка является то обстоятельство, что работник в месячный срок обратился в службу занятости населения и не был последней трудоустроен.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что основанием для сохранения за уволенным работником среднего месячного заработка является факт потери им работы в связи с ликвидацией организации ( пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации ( пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) и незанятость в течение определенного периода после увольнения, законом ( статья 318 Трудового кодекса Российской Федерации) сохранение среднего месячного заработка поставлено в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации ( статьи 313 — 327 ).

Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи) .

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации ( пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации ( пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) ( часть 1 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен ( часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи , производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя ( часть 3 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

В определении от 29 ноября 2012 г. N 2214-О «По жалобе государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук» на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты — своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении дел, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения ( часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

Однако названные обстоятельства в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права не вошли в предмет доказывания, не были вынесены на обсуждение лиц, участвующих в деле, и, соответственно, не получили правовой оценки.

Судебные инстанции вследствие ошибочного толкования положений части 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации пришли к неправильному выводу о том, что к исключительным случаям сохранения за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения относятся необходимые условия для реализации этого права — факт обращения работника в месячный срок со дня увольнения в орган службы занятости населения и факт нетрудоустройства такого работника указанным органом.

Кроме того, как следует из материалов дела, на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры распоряжением Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14 февраля 2014 г. N 17-р-39 в целях единообразного применения положений статей 178 , 318 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по порядку выдачи решения органом службы занятости населения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (далее — Методические рекомендации).

В пункте 7 Методических рекомендаций предусмотрено, что при рассмотрении комиссией вопроса о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка дополнительно учитываются представленные гражданами документы, в том числе подтверждающие самостоятельный поиск работы (скриншоты отправленных резюме в организации, отметка о приеме резюме организации, отметка об отказе работодателя от предлагаемой кандидатуры и т.д.), подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми они могли бы претендовать на сохранение среднего месячного заработка в период трудоустройства (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.).

Методические рекомендации, устанавливающие правила выдачи органом службы занятости населения решения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, а также гражданскими служащими, уволенными из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе или упразднением государственного органа, по решению органа службы занятости населения (пункт 2 Методических рекомендаций), в нарушение приведенных выше норм процессуального права и разъяснений по их применению при проверке законности решений КУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» о сохранении за Подпрятовым В.В. среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения судами первой и второй инстанций во внимание приняты не были, правовая оценка оспариваемым решениям с учетом данных методических рекомендаций, основанных на положениях в том числе части 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, судами не дана.

Учитывая приведенные обстоятельства, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить заявление ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» в соответствии с подлежащими применению нормами права, толкование которых дается в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 сентября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31 мая 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Смотрите еще:

  • Тк рф глава 27 ГЛАВА 27. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников […]
  • П1 статья 77 тк рф Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части […]
  • Регистрация права собственности по договору ренты Регистрация права собственности по договору ренты Особенности государственной регистрации прав на основании договора ренты, договора пожизненного содержания с иждивением. (Вопрос 104) (ст. 583-605, абз. 2 п. 3 ст. 8.1, п. 1 ст. 430 ГК РФ, п. 2 ст. 20 Федеральный закон […]
  • Трудовой кодекс ст77 п 1 Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 77 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного […]
  • День увольнения по сокращению последний день отпуска Дата сокращения выпадает на очередной отпуск Здравствуйте! Вопрос такой: В организации ожидается сокращение, например уведомят работника 5 июля о том, что его сокращают 5 сентября, а с 1 сентября у работника по графику должен быть очередной отпуск. Так вот, может ли […]
  • Зарплата рента алименты гонорар это Зарплата рента алименты По какому принципу образован ряд ? Зарплата,Рента,Алименты,Гонорар Непонятная ситуация! Так у них и спроси, на какой закон они опираются Выплатах рента, алименты и т. Система рента 6. Барыш, прибыль, прибыток, польза, выгода, […]
  • Как правильно внести запись в трудовую книжку об увольнении за прогул Увольнение за прогул и запись в трудовой книжке Если ваш сотрудник решил прогулять работу и на это у него не было уважительной причины, вы можете его уволить. Увольнение за прогул должно быть закреплено актом. Также предпринимателю нужно будет сделать запись в […]
  • Сколько алиментов за второго ребенка Размер алиментов на 1 ребенка, 2 (двоих), 3 (троих) детей в 2017-2018 годах Алименты на 1 ребенка могут быть выплачены на основании соответствующего соглашения или по решению суда. Семейное законодательство регламентирует конкретный размер алиментных выплат, […]