Ст283 коап рф с изменениями

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарии к ст. 283 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

2. Объективная сторона состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц.

Разглашение означает предание огласке указанных сведений. Способы могут быть различны: устный (частная беседа, публичное выступление и др.) и письменный (публикация в средствах массовой информации, сообщение в письме и т.д.).

Деяние признается преступным, если сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Таким образом, преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам России. Лицо должно осознавать фактический смысл полученных им сведений.

С. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, которые ему были доверены по службе. Он привлек своих подчиненных военнослужащих рядовых С. и Ш. к изготовлению личного плана работы командира командного пункта на период его перевода с мирного на военное время, отнесенного к категории секретных. В результате этого указанным военнослужащим стали известны сведения, являющиеся государственной тайной. Военная коллегия Верховного Суда РФ квалификацию действий С. по ст. 283 УК признала правильной (кассационное Определение от 06.04.2004 N 3-011/04).

3. Разглашение государственной тайны образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если в деянии отсутствуют признаки государственной измены, совершаемой в форме выдачи государственной тайны (см. комментарий к ст. 275).

4. Субъективная сторона в литературе раскрывается по-разному. Исключение из ее характеристики неосторожной формы вины, как делают некоторые авторы, ничем не обосновано. Разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

При умышленном совершении преступления мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать свою осведомленность, профессиональную и социальную значимость и т.д.

5. Правила и порядок допуска к государственной тайне определяются Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» , Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 .

СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 762.

Закон выделяет две категории лиц, которые могут нести ответственность за разглашение государственной тайны:

лицо, которому она была доверена по службе; им следует считать лицо, которое в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при выполнении профессиональных обязанностей;

лицо, которому она стала известна по службе или работе, — работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, шифровальщик, рабочий, изготовивший макет секретного образца, и т.д.).

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, иным лицом, т.е. лицом, которому они не были доверены по службе и не стали известны по службе или работе, не образует состава рассматриваемого преступления (например, огласка сведений, почерпнутых из случайно найденных документов).

6. В ч. 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака указано причинение по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия — понятие оценочное, устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела (например, необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований).

Статья 13.14 КоАП РФ. Разглашение информации с ограниченным доступом (действующая редакция)

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечание. Адвокаты, совершившие административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 13.14 КоАП РФ

1. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации с ограниченным доступом.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» (см. комментарий к ст. 13.13).

К конфиденциальной информации (документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ) относятся так называемые персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (информация о гражданах).

Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением случаев ее отнесения к персональным данным. См. п. 2 комментария к ст. 13.11.

2. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

— законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

— документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

3. Согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона «О политических партиях» (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, относится к информации с ограниченным доступом. Разглашение указанной информации без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную комментируемой статьей.

По смыслу ст. 14 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» к информации с ограниченным доступом относится также информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной. Указанная информация может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ) к конфиденциальной информации относятся сведения, предоставленные гражданином редакции СМИ с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

По смыслу ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» статус конфиденциальной информации распространяется также на следующие сведения:

— прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя;

— прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Редакция СМИ не вправе разглашать указанную информацию в распространяемых сообщениях и материалах.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью (о понятии контртеррористической операции см. п. 1 комментария к ст. 20.27). Согласно п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона не допускается распространение информации:

раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Распространение указанной информации сотрудником СМИ, военнослужащим или иным лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

К информации с ограниченным доступом относятся также сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну. Согласно п. 1 ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

Согласно Постановлению Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 N 731) установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

— учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав;

— документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

— сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;

— документы о платежеспособности;

— сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

— документы об уплате налогов и обязательных платежей;

— сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;

— сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В соответствии с п. 2 ст. 139 ГК информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК и другими федеральными законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством РФ, квалифицируются в качестве разновидностей недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании ст. 13 указанного Федерального закона, разглашению не подлежат. Несанкционированное разглашение указанных сведений квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей КоАП.

Согласно подп. 5 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя. В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной. О статусе адвоката применительно к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» см. комментарий к ст. 25.5.

К информации с ограниченным доступом относятся также персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Согласно ст. 88 Трудового кодекса РФ работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом, и сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия.

Дефиниции работодателя и работника приводятся в ст. 20 Трудового кодекса РФ. Защита персональных данных работника осуществляется в соответствии со ст. 85 — 90 Трудового кодекса РФ.

Разглашение работодателем указанных персональных данных, не санкционированное работником, квалифицируется по комментируемой статье КоАП.

Согласно Перечню сведений конфиденциального характера, утвержденному Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188, к таким сведениям относятся:

— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и федеральными законами (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Применительно к отношениям, регулируемым рассматриваемой статьей КоАП, разглашение лицом сведений конфиденциального характера, установленных указанным Перечнем, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

4. По смыслу комментируемой статьи имеются в виду следующие случаи разглашения информации с ограниченным доступом, квалифицируемые в соответствии с УК:

а) разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, если это деяние причинило крупный ущерб (ч. 1 ст. 147);

б) разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 155).

По смыслу ст. 155 УК правовым критерием отграничения данного преступления от административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей КоАП, является установление указанных мотивов деяния;

в) собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом (ч. 1 ст. 183);

г) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 ст. 183 УК);

д) деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 183 УК, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности (ч. 3 ст. 183);

е) деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 ст. 183 УК, повлекшие тяжкие последствия (ч. 4 ст. 183);

ж) разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены (ч. 1 ст. 283);

з) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 283 УК, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283);

и) разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленным законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 310);

к) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (ч. 1 ст. 311);

л) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 311 УК, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 311);

м) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности (ч. 1 ст. 320);

н) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 320 УК, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 320).

5. О лицензировании деятельности в области защиты информации см. п. 4 комментария к ст. 13.11, п. 3 комментария к ст. 13.13; о лицензировании проведения работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, см. п. 2 комментария к ст. 13.13.

Совершение лицензиатом рассматриваемого проступка квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).

6. Субъектами данного административного правонарушения являются гражданин или должностное лицо, получившие доступ к указанной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, допустившие ее разглашение, т.е. распространение в устной или иной форме сведений, относимых к такой информации, когда они стали достоянием других лиц.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).

Ст 283 ч1 коап рф

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарии к ст. 283 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

2. Объективная сторона состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц.

Разглашение означает предание огласке указанных сведений. Способы могут быть различны: устный (частная беседа, публичное выступление и др.) и письменный (публикация в средствах массовой информации, сообщение в письме и т.д.).

Деяние признается преступным, если сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Таким образом, преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам России. Лицо должно осознавать фактический смысл полученных им сведений.

С. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, которые ему были доверены по службе. Он привлек своих подчиненных военнослужащих рядовых С. и Ш. к изготовлению личного плана работы командира командного пункта на период его перевода с мирного на военное время, отнесенного к категории секретных. В результате этого указанным военнослужащим стали известны сведения, являющиеся государственной тайной. Военная коллегия Верховного Суда РФ квалификацию действий С. по ст. 283 УК признала правильной (кассационное Определение от 06.04.2004 N 3-011/04).

3. Разглашение государственной тайны образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если в деянии отсутствуют признаки государственной измены, совершаемой в форме выдачи государственной тайны (см. комментарий к ст. 275).

4. Субъективная сторона в литературе раскрывается по-разному. Исключение из ее характеристики неосторожной формы вины, как делают некоторые авторы, ничем не обосновано. Разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

При умышленном совершении преступления мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать свою осведомленность, профессиональную и социальную значимость и т.д.

5. Правила и порядок допуска к государственной тайне определяются Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» , Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 .

СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 762.

Закон выделяет две категории лиц, которые могут нести ответственность за разглашение государственной тайны:

лицо, которому она была доверена по службе; им следует считать лицо, которое в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при выполнении профессиональных обязанностей;

лицо, которому она стала известна по службе или работе, — работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, шифровальщик, рабочий, изготовивший макет секретного образца, и т.д.).

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, иным лицом, т.е. лицом, которому они не были доверены по службе и не стали известны по службе или работе, не образует состава рассматриваемого преступления (например, огласка сведений, почерпнутых из случайно найденных документов).

6. В ч. 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака указано причинение по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия — понятие оценочное, устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела (например, необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований).

Статья 283 КАС РФ. Рассмотрение административного дела по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (действующая редакция)

1. Если иное не установлено настоящим Кодексом или иным федеральным законом, к порядку и срокам рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке применяются правила главы 30 настоящего Кодекса.

2. Административное дело по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подлежит рассмотрению в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда.

3. Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании в порядке, установленном статьей 11 настоящего Кодекса.

4. О времени и месте рассмотрения административного дела извещаются гражданин, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, или его законный представитель, представитель медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, прокурор.

5. Участие в судебном заседании лиц, указанных в части 4 настоящей статьи, является обязательным.

6. При необходимости суд может вызвать в судебное заседание иных лиц.

Комментарий к ст. 283 КАС РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила, регулирующие процедуру рассмотрения административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке. При этом законодатель определил, что при наличии пробелов в правовом регулировании в части, не противоречащей нормам настоящей главы и иным федеральным законам, применяются правила гл. 30 КАС о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке.

2. Дела данной категории, безусловно, обладают особой социальной значимостью, поскольку основания для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке свидетельствуют о том, что административным ответчиком совершены действия, влекущие за собой нарушение конституционных прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. В связи с этим ч. 2 ст. 283 КАС устанавливает сокращенный срок рассмотрения таких административных дел — в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда.

3. По делам данной категории возможно проведение закрытого судебного заседания в соответствии с правилами ст. 11 КАС. По общему правилу разбирательство административных дел во всех судах открытое, исключения составляют случаи, если материалы рассматриваемого административного дела содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, на содержащиеся в административном деле сведения конфиденциального характера, на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн и нарушение прав и законных интересов гражданина. О разбирательстве административного дела в закрытом судебном заседании должно быть вынесено мотивированное определение суда (в отношении всего судебного разбирательства или его части).

В закрытом судебном заседании административное дело рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил административного судопроизводства, на нем присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Указанные субъекты предупреждаются судом об ответственности за разглашение сведений, указанных в ч. 2 ст. 11 КАС.

4. Рассмотрение административного дела о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке происходит в судебном заседании, о времени и месте проведения которого извещаются гражданин, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, или его законный представитель, представитель медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, прокурор. Извещения направляются лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном гл. 9 КАС. Однако с учетом сокращенных сроков рассмотрения данной категории дел представляется, что способы направления судебных извещений должны обеспечивать наиболее быстрое получение корреспонденции, но с таким расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (телефонограмма, телеграмма, факсимильная связь, СМС-сообщение и др.).

5. Участие прокурора, представителя медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, больного туберкулезом, в отношении которого решается вопрос об обязательных обследовании и лечении, или его законного представителя в судебном заседании обязательно.

Ст 283 ч1 коап рф

Статья 283. Разглашение государственной тайны
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 29] [Статья 283]

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3 комментария к записи “Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны”

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Комментарий к статье 283

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.
Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» ). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.
СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.
Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.
Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.
При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65 ).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.

3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.
Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.
Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.
К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).
4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным.
При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.
Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.
При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.
Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены .
———————————
Определение Военной коллегии ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).
Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.
6. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, является преступлением средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Комментарий к статье 283

1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.
Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).
2. С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.
Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.
Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).
Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежат точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими нормативными актами, а при необходимости — проведением экспертизы.
Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.
3. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины .
———————————
В юридической литературе высказывается мнение о том, что разглашение государственной тайны может быть только при умышленной форме вины (см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрайт, 2004. С. 867). Происходит оно из-за редакционной и смысловой неточности в понимании ч. 2 ст. 24 УК, что требует законодательной коррекции или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми). Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».
Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому. Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.
Разглашение может быть совершено и по неосторожности в силу преступного легкомыслия либо небрежности. Чаще всего это выражается в разглашении в письменной форме, когда снимаются выкопировки из документов, содержащих государственную тайну, в неучтенные тетради, блокноты, отдельные листы, которые в последующем теряются. Более того, от неосторожного разглашения, как и от умышленного, могут наступить тяжкие последствия.
Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью — показать постороннему свою осведомленность и компетентность, подчеркнуть «важность» и «значимость» своей персоны при решении практических вопросов. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы: «помочь» близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.
4. Субъект при разглашении — специальный, т.е. лицо вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Квалифицированным составом преступления (ч. 2 ст. 283 УК) признается то же деяние, если оно повлекло по неосторожности тяжкие последствия.
Тяжкими последствиями при разглашении признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, «замораживание» перспективных научных исследований и т.п. По отношению к наступлению тяжких последствий вина может быть только в форме неосторожности, о чем указано в самой норме.
От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. мотивами и целями содеянного .
———————————
Пробелом в сохранности государственной тайны является отсутствие нормы о ее незаконном получении при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа // Российская газета. 2008. 10 июля.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Комментарий к статье 283

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.
Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.
3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.
4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:
— была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);
— стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса (абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2007 года Федеральным законом от 9 апреля 2007 года N 45-ФЗ, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 13.14 КоАП РФ

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в разглашении информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законодательством предусматривается ограничение доступа к информации, составляющей государственную, служебную, профессиональную, коммерческую, банковскую тайны, а также относящуюся к персональным данным (см. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1; Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ и др.).

В то же время следует помнить, что к административной ответственности лицо, виновное в разглашении конфиденциальной информации, может быть привлечено только в том случае, если совершенные им действия не образуют состав уголовного преступления. Уголовный кодекс РФ содержит целый ряд составов, предусматривающих ответственность за разглашение конфиденциальной информации (статья 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни»; статья 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»; статья 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»; статья 155 «Разглашение тайны усыновления (удочерения)»; статья 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»; статья 275 «Государственная измена»; статья 283 «Разглашение государственной тайны»).

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются как граждане, так и должностные лица. Однако ответственность могут нести только те из них, которые получили доступ к указанной выше информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Другой комментарий к статье 13.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации с ограниченным доступом.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» (см. комментарий к ст. 13.13).

К конфиденциальной информации (документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ) относятся так называемые персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (информация о гражданах).

Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением случаев ее отнесения к персональным данным. См. п. 2 комментария к ст. 13.11.

2. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

— законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

— документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

3. Согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона «О политических партиях» (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, относится к информации с ограниченным доступом. Разглашение указанной информации без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную комментируемой статьей.

По смыслу ст. 14 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» к информации с ограниченным доступом относится также информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной. Указанная информация может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ) к конфиденциальной информации относятся сведения, предоставленные гражданином редакции СМИ с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

По смыслу ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» статус конфиденциальной информации распространяется также на следующие сведения:

— прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя;

— прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Редакция СМИ не вправе разглашать указанную информацию в распространяемых сообщениях и материалах.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью (о понятии контртеррористической операции см. п. 1 комментария к ст. 20.27). Согласно п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона не допускается распространение информации:

раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Распространение указанной информации сотрудником СМИ, военнослужащим или иным лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

К информации с ограниченным доступом относятся также сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну. Согласно п. 1 ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

Согласно Постановлению Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 N 731) установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

— учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав;

— документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

— сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;

— документы о платежеспособности;

— сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

— документы об уплате налогов и обязательных платежей;

— сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;

— сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В соответствии с п. 2 ст. 139 ГК информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК и другими федеральными законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством РФ, квалифицируются в качестве разновидностей недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании ст. 13 указанного Федерального закона, разглашению не подлежат. Несанкционированное разглашение указанных сведений квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей КоАП.

Согласно подп. 5 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя. В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной. О статусе адвоката применительно к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» см. комментарий к ст. 25.5.

К информации с ограниченным доступом относятся также персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Согласно ст. 88 Трудового кодекса РФ работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом, и сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия.

Дефиниции работодателя и работника приводятся в ст. 20 Трудового кодекса РФ. Защита персональных данных работника осуществляется в соответствии со ст. 85 — 90 Трудового кодекса РФ.

Разглашение работодателем указанных персональных данных, не санкционированное работником, квалифицируется по комментируемой статье КоАП.

Согласно Перечню сведений конфиденциального характера, утвержденному Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188, к таким сведениям относятся:

— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и федеральными законами (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Применительно к отношениям, регулируемым рассматриваемой статьей КоАП, разглашение лицом сведений конфиденциального характера, установленных указанным Перечнем, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

4. По смыслу комментируемой статьи имеются в виду следующие случаи разглашения информации с ограниченным доступом, квалифицируемые в соответствии с УК:

а) разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, если это деяние причинило крупный ущерб (ч. 1 ст. 147);

б) разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 155).

По смыслу ст. 155 УК правовым критерием отграничения данного преступления от административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей КоАП, является установление указанных мотивов деяния;

в) собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом (ч. 1 ст. 183);

г) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 ст. 183 УК);

д) деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 183 УК, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности (ч. 3 ст. 183);

е) деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 ст. 183 УК, повлекшие тяжкие последствия (ч. 4 ст. 183);

ж) разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены (ч. 1 ст. 283);

з) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 283 УК, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283);

и) разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленным законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 310);

к) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (ч. 1 ст. 311);

л) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 311 УК, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 311);

м) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности (ч. 1 ст. 320);

н) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 320 УК, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 320).

5. О лицензировании деятельности в области защиты информации см. п. 4 комментария к ст. 13.11, п. 3 комментария к ст. 13.13; о лицензировании проведения работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, см. п. 2 комментария к ст. 13.13.

Совершение лицензиатом рассматриваемого проступка квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).

6. Субъектами данного административного правонарушения являются гражданин или должностное лицо, получившие доступ к указанной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, допустившие ее разглашение, т.е. распространение в устной или иной форме сведений, относимых к такой информации, когда они стали достоянием других лиц.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 6 комментария к ст. 13.11).

Смотрите еще:

  • 275 гпк Статья 275. Отмена усыновления Рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления осуществляются по правилам искового производства. Комментарий к статье 275 Гражданского Процессуального Кодекса РФ 1. Правом на обращение в суд с требованием об отмене усыновления в […]
  • Судебная практика по ст 283 ук Статья 283. Разглашение государственной тайны СТ 283 УК РФ. 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской […]
  • Документ 63-фз уголовный кодекс Законодательство в области экспортного контроля Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011 г.) Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или […]
  • Комментарии к статья 275 ук рф Статья 275. Государственная измена СТ 275 УК РФ. Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих […]
  • Глава 43 трудовой кодекс рф Глава 43 трудовой кодекс рф Статья 274. Правовые основы регулирования труда руководителя организации Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными […]
  • Комментарии к ст1817 коап рб Ук рб глава 24 Ук рб глава 24 Уголовный кодекс Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З ; Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года ; Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года. Статья 210. Хищение путем злоупотребления […]
  • Покупка дома в аскарово Недвижимость Аскарово Всего 15 объявлений Всего 15 объявлений Сдается посуточно коттедж, 80 м². 1 ноября 67 Агентство Пожаловаться Заметка Сдам коттедж на сутки, 70 м². 1 ноября 37 Агентство Пожаловаться Заметка Сдается посуточно […]
  • Все дтп за сутки в архангельске АвтоПортал 29 RUS Архангельск - Северодвинск Информация Описание: Видео ДТП на видеорегистратор, а так же АвтоНовости Северодвинск, Архангельск, Новодвинск, Котлас и вся Архангельская область с номерами 29 RUS. Стали очевидцем ДТП, Происшествия, ЧП или просто курьёза […]