Статья 34 конституции рк

Статья 34 конституции рк

Конституция Республики Казахстан

«Важную роль в обеспечении конституционной законности играет Конституционный Совет. Его деятельность –

надежная гарантия соответствия казахстанского законодательства духу и букве Основного Закона.»

Принята на референдуме 30 августа 1995 года.

Вступила в силу 5 сентября 1995 года.

Внесены изменения и дополнения 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года, 2 февраля 2011 года.

Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ.

5 причин прочитать Конституцию своей страны

Дорогие наши пользователи, подписчики, читатели и все, кто знает о нашем информационном портале Otyrar.KZ! Примите наши искренние поздравления с днем Конституции — с днем чествования основного свода законов, которые гарантируют нашу свободу. Желаем вам мирного неба над головой, согласия и стабильности, пусть счастье и благополучие царят в каждой семье!

Для чего нужно прочитать Конституцию? Пожалуй, чтобы знать, что во взаимоотношениях между человеком и государством есть права, и есть обязанности. Причем с обоих сторон. А чтобы своими правами пользоваться, их, как известно, нужно знать. Все просто.

В честь праздника мы подготовили для вас пять, может и не очень важных, но интересных фактов, которые скорее всего подтолкнут к прочтению свода законов.

1. Пять шагов в истории

Конституция Казахстана принималась пять раз. Первая, тогда еще Казахской АССР, была принята в 1926 году. Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов.

В следующей Конституции от 1937 года была установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, а в районных с большинством других национальностей — на их языке. Так же были определены основные права и обязанности граждан: право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам.

Согласно следующей Конституции от 1978 года, вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

1993 год. Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов.

И, наконец, 1995 год. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на Всенародном референдуме 30 августа 1995 года. Этому предшествовала широчайшая дискуссия вокруг проекта Конституции. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 миллионов граждан.

2. Опыт Америки и Франции

При подготовке Конституции 1995 года Президент Н. Назарбаев изучал опыт зарубежных стран в области конституционного строительства. В результате Конституция 1995 года переняла опыт США в области построения и разделения ветвей государственной власти. Что касается правового статуса личности, наш основной Закон близок к французской Конституции.

Словарный запас

В тексте Конституции на государственном языке слов больше, чем в русскоязычной версии. Разница существенная — почти 2 тысячи слов. Самые часто употребляемые слова в Конституции РК — это Республика, Казахстан, закон, президент, парламент и депутат. Наш информационный портал Otyrar.KZ предлагает посмотреть ТОП-50 наиболее употребляемых слов в своде главных законов нашей страны. Для того, чтобы узнать количество конкретного слова в тексте Конституции, наведите на него курсор.

Внимание, программе может понадобится время на загрузку.

Подари мне…

Самым приятным и полезным подарком в странах, где отмечается день Конституции, считается печатный вариант самой Конституции. В Казахстане книгу можно купить по цене от 200 тенге (в мягком переплете) — 700 тенге (в твердом переплете) до 130 тысяч тенге. Самая дорогая «Конституция» стала уже легендой — владелец просит за обычную книгу 130 тысяч, утверждая, что на ней автограф самого Нурсултана Назарбаева. Очень хорошо подумайте над этим предложением — как правило, в опросах выясняется, что девять из десяти человек не читали Конституцию или читали частично: «то, что публикуют в газетах и журналах».

Права и обязанности

Основные конституционные обязанности гражданина Казахстана четко прописаны в трех статьях Конституции. Их не много, всего семь. Прямо, как заповеди) Но демократическое государство многого и не требует. Можете назвать свои обязанности, прямо вот так, навскидку?

Конституция Республики Казахстан возлагает на каждого гражданина следующие обязанности:
1. Обязанность соблюдать Конституцию РК и законодательство Республики Казахстан (ст. 34);
2. Обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст. 34);
3. Обязанность уважать государственные символы Республики (ст. 34);
4. Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст. 35);
5. Обязанность и долг защищать Республику Казахстан (ст. 36);
6. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 37);
7. Обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38).

А теперь вспоминайте личные права и свободы, гарантированные Конституцией. Их больше чем обязанностей.

К личным (гражданским) правам и свободам относятся:
1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции);
2. Право наличную свободу (ст. 16 Конституции);
3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции);
4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции);
5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции);
6. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции);
7. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции);
8. Свобода совести (ст. 22 Конституции);
9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).

Статья 34 конституции рк

доктор юридических наук, профессор, академик НАН РК М.Т. Баймаханов

доктор юридических наук, профессор В.А. Малиновский

доктор юридических наук, профессор, академик НАН РК С.Н. Сабикенов

доктор юридических наук, профессор, академик НАН РК С.С. Сартаев

доктор юридических наук, профессор, академик НАН РК М.К. Сулейменов

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель Республики Казахстан И.И. Рогов

«Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий», посвященный 20-летию принятия Конституции Республики Казахстан, подготовлен авторским коллективом, представляющим Администрацию Президента, Палаты Парламента, Конституционный Совет, Верховный Суд, Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, ряд министерств и иных центральных и местных государственных органов, а также крупных отечественных ученых-юристов.

В Комментарии раскрыто научно-правовое содержание Преамбулы, идей, принципов, положений и норм Конституции с учетом новейшей эволюции действующего законодательства и развития современной юридической науки. При комментировании положений Конституции авторы широко использовали нормативные постановления и послания Конституционного Совета Республики.

Комментарий предназначен для широкого круга читателей, интересующихся вопросами конституционного права, действующего законодательства и практики их применения.

Авторы комментариев статей Конституции:

Айтхожин К.К. — 5 (в соавторстве с Жалаири О.Ш.);

Алибаева Г.А. — 88;

Байдельдинов Д.Л. — 31, 38;

Балтабаев К.Ж. — 13;

Бахтыбаев И.Ж. — 16, 25;

Бекназаров Б.А. — 82;

Белорукое Н.В. — 15, 39;

Бычкова С.Ф. — 14, 17;

Даулбаев А.К. — 83;

Джаксыбеков А.Р. — 85;

Джакупов К.К. — 50, 53, 56, 57, 59, 61;

Есилов С.С. — 86 (в соавторстве с Жумадиловой А.Б.);

Жаилганова А.Н. — 23, 32, 80, 97;

Жакаева Л.С. — 90, 91 (в соавторстве с Сарсембаевым М.А.), 92;

Жалаири О.Ш. — 5 (в соавторстве с Айтхожиным К.К.);

Жанузакова Л.Т. — 89;

Жумадилова А.Б. — 86 (в соавторстве с Есиловым С.С);

Имашев Б.М. — 64-70, 96;

Касымбеков М.Б. — Преамбула, 9;

Каудыров Т.Е. — 20;

Кожамжаров К.П. — 36;

Кул-Мухаммед М.А. — 7, 37, 93;

Майлыбаев Б.А. — 44, 45 (в соавторстве с Малиновским В.А.);

Малиновский В.А. — 44, 45 (в соавторстве с Майлыбаевым Б.А.), 94, 94-1;

Мами К.А. — 75-79, 81, 98;

Мухамеджанов Б.А. — 42, 43, 46-48;

Назарбаева Д.Н. — 27, 29;

Нарикбаев М.С. — 30;

Нурмагамбетов A . M . — 24, 28;

Орманова Ш.Ш. — 18 (совместно с Стамкуловым У.М.);

Подопригора P.A. — 22;

Ракишева А.Г. — 10;

Рогов И.И. — 71 -74;

Сабикенов С.Н. — 1, 3;

Сарсембаев М.А. — 91 (в соавторстве с Жакаевой Л.С.), 95;

Сулейменов М.К. — 6, 26;

Стамкулов У.М. — 18 (совместно с Ормановой Ш.Ш.);

Темербеков A.A. — 19;

Токаев К.К. — 49, 54, 55, 58, 60, 62, 63;

Турганкулов К.Т. — 41, 51, 52;

Тусупбеков Р.Т. — 35;

Федотова З.Л. — 33;

РК — Республика Казахстан;

Конституция РК 1995 г. — Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года;

Конституция РК 1993 г. — Конституция Республики Казахстан. Принята Верховным Советом Республики Казахстан 28 января 1993 года;

Закон от 7 октября 1998 г. — Закон Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284- I «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»;

Закон от 21 мая 2007 г. — Закон Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254- III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»;

Закон от 2 февраля 2011 г. — Закон Республики Казахстан от 2 февраля 2011 года № 403- IV «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан»;

Конституционный закон о государственной независимости Республики Казахстан — Конституционный закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан»;

Конституционный закон о Президенте — Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года № 2733 «О Президенте Республики Казахстан»;

Конституционный закон о Первом Президенте Республики — Лидере Нации — Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года № 83- II «О Первом Президенте Республики Казахстан — Лидере Нации»;

Конституционный закон о Конституционном Совете — Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан»;

Конституционный закон о Парламенте и статусе его депутатов — Конституционный за кон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов»;

Конституционный закон о Правительстве — Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан»;

Конституционный закон о судебной системе и статусе судей — Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

Конституционный закон о выборах — Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан»;

Конституционный закон о республиканском референдуме — Конституционный закон Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года № 2592 «О республиканском референдуме»;

Конституционный закон о государственных символах — Конституционный закон Республики Казахстан от 4 июня 2007 года № 258 «О государственных символах Республики Казахстан»;

ГК РК (Общая часть) — Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года;

ГК РК (Особенная часть) — Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409;

УК РК — Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226- V ;

УПК РК — Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231- V ;

УИК РК — Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234- V ;

ГПК РК — Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411;

КоАП РК — Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235- V ;

Земельный кодекс РК — Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442;

Лесной кодекс РК — Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477;

Водный кодекс РК — Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481;

Экологический кодекс РК — Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212 «Экологический кодекс Республики Казахстан»;

Кодекс РК о браке (супружестве) и семье — Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518- IV «О браке (супружестве) и семье»;

Трудовой кодекс РК — Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251;

Налоговый кодекс РК — Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;

Бюджетный кодекс РК — Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95- IV ;

Кодекс РК о здоровье народа — Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193- IV «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

Закон о недрах и недропользовании — Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года № 291- IV «О недрах и недропользовании»;

Закон о жилищных отношениях — Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 г. № 94 «О жилищных отношениях»;

Закон о гражданстве — Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года № 1017-Х II «О гражданстве Республики Казахстан»;

Закон о правовом положении иностранцев — Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года № 2337 «О правовом положении иностранцев»;

Закон об общественных объединениях — Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года № 3 «Об общественных объединениях»;

Закон о некоммерческих организациях — Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142 «О некоммерческих организациях»;

Закон о политических партиях — Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года № 344 «О политических партиях»;

Закон о профессиональных союзах — Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 года № 211- V «О профессиональных союзах»;

Закон о религиозной деятельности — Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483- IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;

Закон о государственном имуществе — Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413- IV «О государственном имуществе»;

Закон о Прокуратуре — Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре»;

Закон о Высшем Судебном Совете — Закон Республики Казахстан от 17 ноября 2008 года № 79- IV «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан»;

Закон об адвокатской деятельности — Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года № 195 «Об адвокатской деятельности»;

Закон об обороне и Вооруженных Силах — Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года № 29 «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан»;

Закон об административно-территориальном устройстве — Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан»;

Закон о временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий — Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» (утратил силу Законом Республики Казахстан от 20 декабря 2004 года № 12);

Закон об органах внутренних дел — Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199- V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»;

Закон о комитетах и комиссиях Парламента — Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года № 101- I «О Комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан»;

Закон о языках — Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151 «О языках в Республике Казахстан»;

Закон о нормативных правовых актах — Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213 «О нормативных правовых актах»;

Закон о национальной безопасности — Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527- IV « O национальной безопасности Республики Казахстан»;

Закон об оперативно-розыскной деятельности — Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Закон о государственной службе — Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 453 «О государственной службе»;

Закон о средствах массовой информации — Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451- I «О средствах массовой информации»;

Закон об административных процедурах — Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 107 «Об административных процедурах»;

Закон о местном государственном управлении и самоуправлении — Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;

Закон о дипломатической службе — Закон Республики Казахстан от 7 марта 2002 года № 299 «О дипломатической службе Республики Казахстан»;

Закон о чрезвычайном положении — Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387 «О чрезвычайном положении»;

Закон о военном положении — Закон Республики Казахстан от 5 марта 2003 года № 391 «О военном положении»;

Закон о международных договорах — Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах Республики Казахстан»;

Закон о культуре — Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 207 «О культуре»;

Закон об образовании — Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319- III «Об образовании»;

Закон о пенсионном обеспечении — Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105- V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

Казахстан-2050 — Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации H.A. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года;

Казахстан-2030 — Казахстан-2030 : Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года;

Концепция правовой политики до 2020 года — Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858;

Регламент Парламента — Регламент Парламента Республики Казахстан. Утвержден постановлением Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 года;

Регламент Сената — Регламент Сената Парламента Республики Казахстан. Принят Сенатом Парламента Республики Казахстан 8 февраля 1996 года;

Регламент Мажилиса — Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Принят Мажилисом Парламента Республики Казахстан 8 февраля 1996 года;

Регламент Правительства — Регламент Правительства Республики Казахстан. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300;

ВДПЧ — Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Резолюцией 217 А ( III ) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года;

МПГПП — Международный пакт о гражданских и политических правах, принят Резолюцией 2200 А ( XXI ) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года. Ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91;

МПЭСКП — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Резолюцией 2200 А ( XXI ) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, ратифицирован Законом Республики Казахстан от 21 ноября 2005 года № 87;

ООН — Организация Объединенных Наций;

ПРООН — Программа Развития Организации Объединенных Наций;

ОБСЕ — Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе;

СНГ — Содружество Независимых Государств;

ЕАЭС — Евразийский Экономический Союз;

ЮНИСЕФ — Детский Фонд Организации Объединенных Наций;

МОТ — Международная организация труда;

ЦИК РК — Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан;

Счетный комитет — Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета;

Нацбанк РК — Национальный Банк Республики Казахстан;

КНБ РК — Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;

ВСС РК — Высший Судебный Совет Республики Казахстан;

НАН РК — Республиканское общественное объединение «Национальная академия наук Республики Казахстан»;

НПО — неправительственные организации;

АНК — Ассамблея народа Казахстана;

СМИ — средства массовой информации;

ПКС РК — постановление Конституционного Совета Республики Казахстан;

ДПКС РК — дополнительное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан;

НПКС РК — нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан;

НПВС РК — нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан;

ст., п., п.п., ч., соответственно, — статья, пункт, подпункт, часть.

Нормативные правовые акты цитируются по Информационно-правовой системе нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» (ИПС «Әділет»).

Решения Конституционного Совета РК размещены также на интернет-ресурсе Конституционного Совета http :// www . ksrk . gov . kz /

Источники действующего права приводятся по состоянию на апрель 2015 года.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Сегодняшние достижения Казахстана прочно связаны с Конституцией , принятой 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Действующая Конституция есть наш Основной Закон, являющийся высшим правовым отражением закономерностей развития казахстанского общества. Конституция Республики Казахстан гарантирует широкий ряд универсальных прав и свобод человека и гражданина, проведение свободных выборов, реализацию принципов единства государственной власти и разделения власти на три ветви, функционирование системы местного управления и самоуправления. Она действительно Основной Закон жизни казахстанского общества, и в этом заключается ее значительный созидательный потенциал, который еще предстоит полностью реализовать и который, вероятно, еще не до конца нами осознан.

Прогрессивность Конституции Казахстана, прежде всего, заложена в ценностях, закрепленных в ее преамбуле. Идеалы свободы, равенства и согласия, желание занять достойное место в мировом сообществе, ответственность перед нынешним и будущими поколениями — вот главные идейные начала нашей Республики, указанные Конституцией.

В Основном Законе заложены главные нравственные устои существования общества Единой Нации и государства. Он занимает высший уровень в иерархии всех нормативных правовых актов Республики Казахстан и поэтому все законы и любые подзаконные акты в нашей стране не должны и не могут противоречить Конституции Казахстана.

Согласно Конституции Республики, единственным источником государственной власти является народ Казахстана. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту в пределах его конституционных полномочий. Такое право Главы государства обусловлено тем, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, когда Президент страны обеспечивает согласованное функционирование законодательной, судебной и исполнительной ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Вот уже почти два десятилетия Конституция Казахстана является ядром национальной политико-правовой системы, юридической основой государственности и суверенитета страны, законности и правопорядка, фундаментом, на котором базируется все законодательство, правоприменительная практика, а также процесс государственно-правовых преобразований и развития страны.

На протяжении прошедших двадцати лет страна достигла многих, ранее неизведанных высот в построении нового общества. Вместе с тем, анализ содержания Конституции в рамках настоящего научно-правового анализа представляет возможность увидеть поступательную динамику казахстанской государственности. И в этой связи непременным условием дальнейшего становления Казахстана является неуклонное соблюдение, применение норм, принципов и идей Конституции всеми гражданами страны, государственными органами, должностными лицами и общественными объединениями как основа правопорядка, законности, реализации прав и свобод человека, дальнейшего повышения качества жизни, утверждения политической стабильности и общественного согласия.

7 октября 1998 года и 21 мая 2007 года были приняты законы Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» и 2 февраля 2011 года — закон «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан». Каждый из названных законов характеризует этап реформирования Конституции и совершенствования государственности.

Внесенные в 1998 году в Конституцию изменения и дополнения были ориентированы на совершенствование политической системы страны в целях повышения активности участия народа в управлении государством. Важным шагом в этом направлении стало введение смешанной избирательной системы. В этих целях число депутатов Мажилиса — одной из палат Парламента, было увеличено на 10 мандатов, предоставляемых выигравшим выборы политическим партиям по партийным спискам на основе пропорционального представительства. В соответствии с конституционными изменениями 10 октября 1999 года прошли выборы в Мажилис Парламента, в которых приняли участие 10 политических партий. В итоге в Мажилис Парламента были избраны 10 депутатов, представляющие четыре партии. Серьезным дополнением в Конституцию стало расширение полномочий Парламента, закрепление ответственности членов Правительства перед депутатским корпусом, увеличение срока полномочий депутатов Парламента с четырех лет до пяти — для депутатов Мажилиса и до шести — для депутатов Сената, введение института присяжных заседателей и др.

Конституционными новеллами 2007 года сняты запрет на слияние общественных и государственных институтов и на государственное финансирование общественных объединений, ограничены пределы применения смертной казни, установлено санкционирование ареста и содержания под стражей только судом. В Конституцию были внесены также поправки, стимулирующие становление современной партийной системы, расширяющие полномочия Парламента, увеличивающие численность его депутатов, совершенствующие порядок избрания и основания прекращения их мандата. Новая процедура формирования Правительства и упрощение контрольных механизмов позволяет повысить эффективность воздействия законодательной ветви власти на исполнительную. Были изменены отдельные нормы Основного Закона, регламентирующие деятельность судебной и правоохранительной систем, местного государственного управления и самоуправления и некоторые другие. Конституционная реформа предопределила новые концептуальные подходы к пониманию основных общественно-политических институтов и перспектив их развития. Ряд изменений и дополнений в Конституцию в их взаимосвязи позволяет по-новому трактовать предназначение государственной власти, содержание функций государства, определять принципы взаимоотношений государственных органов, общественных объединений и граждан, шире вовлекать институты гражданского общества в решение государственно-значимых задач, устанавливать юридические нормы, адекватные изменяющимся общественным отношениям.

Законом Республики Казахстан от 2 февраля 2011 года № 403- IV статья 41 Конституции Республики дополнена пунктом 3-1, в соответствии с которым состоялись внеочередные президентские выборы в 2011 и 2015 годах.

Настоящий научно-правовой комментарий Конституции Республики Казахстан представляет собой очередную попытку осмысления ее ценностей, положений и норм и их раскрытия в современных условиях на более детальном уровне в целях укрепления политико-правовой связи между Основным Законом, законодательством Республики, правоприменительной практикой и правосознанием казахстанских граждан в деле последовательного, уверенного развития Казахстана.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

(с изменениями и дополнениями, внесенными законами Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284- I ,

от 21 мая 2007 года № 254- III и от 2 февраля 2011 № 403- IV )

Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию.

Вступительная часть Конституции Республики Казахстан, предшествующая ее разделам и статьям, называется преамбулой. В тексте казахстанского Основного Закона этот термин не употреблен, как в конституциях ряда других государств (США, Японии, Италии, России и др.). Она не так обширна с точки зрения физического объема, как, например, преамбулы Конституций некоторых других стран, которые в период своей общественно-политической трансформации достаточно четко указали идеологическую основу функционирования их общества и государства в рамках конституционного поля.

Преамбула — это правовое выражение общечеловеческих интересов, признаваемых большинством членов общества и закрепленных в самом общем и кратком виде.

Преамбула как вводная часть Конституции Республики Казахстан выполняет важную политико-идеологическую роль. Она несет значительную смысловую нагрузку, поскольку любая Конституция должна опираться на прочные идеологические основания, которые находятся в сфере общечеловеческих ценностей и приоритетов конкретной страны.

Торжественность и возвышенность слов, наполняющих преамбулу, отражает суть духовного состояния казахстанского народа, его постоянной устремленности к новым целям и лучшей жизни.

Как структурная часть Конституции преамбула имеет два основных признака: более общее содержание по сравнению с основным текстом Конституции; выполнение роли идеологического и учредительного основания для основного текста Конституции.

Будучи составной частью Конституции, преамбула имеет прямое действие, которое проявляется в том, что она выступает как основа определенных видов общественных отношений.

Реализация основных положений преамбулы осуществляется в двух плоскостях. Во-первых, положения преамбулы раскрываются и уточняются в основной части текста Конституции. Во-вторых, положения преамбулы реализуются в реальной конституционной практике.

В структуре Преамбулы Конституции Республики Казахстан можно выделить три части.

Первая часть закрепляет суверенитет казахстанского народа в виде формулы «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой. », указывая на народ, своей коллективной волей — учредительной властью — принимающий Конституцию, и на те его свойства, которые выражены в Конституции (он многонационален, объединен общей судьбой на исконной казахской земле).

Вторая — включает в себя перечисление принципов, провозглашаемых народом при принятии Конституции, и целей, которые он стремится достигнуть. Народ-законодатель принимает Конституцию, «созидая государственность на исконной казахской земле», «сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия», «желая занять достойное место в мировом сообществе», «осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями».

Третья часть Преамбулы имеет волевое нормативно-правовое значение, которое выражается в словах «принимаем настоящую Конституцию». Нормативное значение Преамбулы проявляется и в том, что она от имени народа Казахстана фактически вводит Конституцию в действие, придает ей высшую юридическую силу.

Преамбула Конституции Республики Казахстан, представив мотивы, которые определяют ее внутреннее содержание, подчеркивает, что она является органической неотъемлемой частью текста Основного Закона, без которой было бы труднее понимать их смысл и реализовать их должным образом.

С одной стороны, она — только введение в Конституцию и не содержит императивных предписаний, сформулированных в соответствии с правилами юридической техники. В этой связи часто при ссылках на Конституцию Республики Казахстан и даже при толковании тех или иных ее положений Преамбулу не упоминают. Но, с другой стороны, она важная составляющая единого официального текста Основного Закона, которая определяет мотивы его принятия. Таким образом, представляется, что игнорировать ее нельзя. При толковании и реализации как Конституции Республики Казахстан в целом, так и ее отдельных норм следует исходить из содержания Преамбулы: ничто в тексте Конституции Казахстана не может противоречить положениям, закрепленным в Преамбуле.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

2. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

1.1. Суверенное государство Казахстан, формой его правления является Республика. Для республиканской формы правления характерно то, что государственная власть осуществляется избранными народом демократическим путем высшими и местными представительными и исполнительными органами и органами местного самоуправления. Следует обратить особое внимание на положение Конституции, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством». Это конституционное положение ориентирует нас на долгосрочность развития государства, чтобы оно стало таковым, ему необходимо пройти длительный эволюционный путь развития.

Процесс формирования демократического, правового государства в Казахстане предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. Современное демократическое правовое государство, которое мы строим, предполагает развитие гражданского общества, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования демократического правового государства является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

Непременной предпосылкой формирования демократического правового государства следует считать сравнительно высокую общую культуру населения.

Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь, ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры — стержня цивилизованного общества — предпосылка формирования демократического правового государства.

Под правовым государством, которое мы строим в Казахстане, следует понимать такую форму организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права в целях обеспечения прав и свобод человека. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. При решении вопроса о соотношении государства и права приоритет принадлежит праву. Поэтому такое государство называется правовым.

Важнейшим фактором формирования демократической правовой и социальной государственности является высокий уровень развития экономики страны и материальная обеспеченность населения. В бедной стране с низким уровнем экономического развития, недостаточной социальной защищенностью людей невозможно построение демократического правового государства. Поэтому в соответствии с Конституцией Республика Казахстан все больше внимания уделяет реализации социально-экономических прав граждан как важнейшего условия построения социального государства. Вместе с тем развитая экономика, достаточный материальный достаток у населения и нормальные социально-бытовые условия людей служат для развития общей культуры народа и способов к установлению гражданского общества и формированию демократического, правового государства.

Республика Казахстан по своей природе является светским государством, где религия отделена от государства, установлен межконфессиональный мир и согласие. Все граждане в соответствии с Конституцией имеют право на свободу совести, т.е. право на религиозные вероисповедания и отправление религиозных культов. В Казахстане право на свободу совести может реализоваться как коллегиально, так и индивидуально. Свобода вероисповедания в коллективном применении предполагает наличие религиозных объединений и организаций. Государство не должно вмешиваться во внутренние дела религиозных общин. Оно должно свято придерживаться принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости. Принятый в 2011 году Закон о религиозной деятельности, формирующий государственную политику в сфере религии и уменьшающий риски деструктивных проявлений, успешно прошел апробацию временем. Принятие нового закона стало важным шагом в развитии духовной жизни казахстанского народа, регулировании деятельности религиозных объединений, укреплении их взаимодействия с государством.

В Республике Казахстан высшими ценностями признаются человек, его жизнь, права и свободы. Это означает, что государство не только провозглашает в Основном Законе государства права и свободы человека, гражданина, но и гарантирует их обеспечение, создавая все необходимые экономические, социальные, политические и культурные условия. Кроме того государством создана специальная юридическая гарантия обеспечения реализации прав и свобод человека, гражданина от каких-либо нарушений этих прав.

1.2. В данном пункте статьи 1 конституционно закреплены основополагающие принципы деятельности Республики как суверенного государства в целом и его институтов, в особенности. Структура казахстанского общества состоит из различных социальных слоев, этнических и конфессиональных групп, которые отличаются между собой различными интересами, взглядами, идеями и убеждениями. Недостаточный учет этих обстоятельств в проводимой государственной политике может привести к определенным конфликтам, столкновениям, способным нарушить социальную и политическую стабильность. Во избежание подобных отрицательных явлений необходимо формировать общественное согласие и политическую стабильность, определяемые Основным Законом в качестве основополагающих принципов деятельности всех институтов государства и общества.

С основополагающим принципом Республики общественным согласием и политической стабильностью связан и другой важный принцип. Это — казахстанский патриотизм. Казахстанский патриотизм у всех граждан формируется на основе осознания и реализации общих для всех интересов во всех сферах общественной и государственной жизни независимо от их национальных, социальных и других различий.

В основе деятельности государства и его органов лежит также и принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Эти важные вопросы, затрагивающие интересы всех слоев населения, в соответствии с Конституцией решаются на референдуме путем всенародного голосования или в Парламенте, как высшем представительном органе Республики.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

2. Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории.

3. Административно-территориальное устройство Республики, статус ее столицы определяются законом. Столицей Казахстана является город Астана.

4. Наименования Республика Казахстан и Казахстан равнозначны.

Смотрите еще:

  • Сколько составляет денежное довольствие Служба по контракту Денежное довольствие военнослужащих по контракту В настоящее время структура денежного довольствия военнослужащих определена Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Денежное довольствие военнослужащих, проходящих […]
  • Алименты суд в иркутске Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив обращений Обращения за 2018 […]
  • Награды ук рф Статья 324. Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР […]
  • Федеральный закон об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов […]
  • Судебная практика по уголовным делам ст 228 ук рф Судебная практика по уголовным делам ст 228 ук рф ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приговор Пограничного районного суда Приморского края от 7 декабря 2007 года и постановление президиума Приморского краевого суда от 9 апреля 2010 года в отношении Нестеренко В А в […]
  • Права граждан на голосование Статья 7. Тайное голосование Статья 7. Тайное голосование Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого избирателя […]
  • Адвокат ковалькова аа Дата опубликования: 7 апреля 2011 г. Краснодарский краевой суд Судья: Логачева Е.Д. Дело № 22-1793/11 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по уголовным делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего: Желтушко Т.Я. судей: Колесникова Н.В., […]
  • Общество защиты прав потребителей в новочеркасске Новым руководителем отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Новочеркасска стала ростовчанка Галина Сорокина Новым руководителем отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Новочеркасска 15 ноября назначена 50-летняя ростовчанка Галина […]