Статья 64 п2

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.

Абзац третий утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 49-ФЗ.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.

2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 — 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога, а при наличии основания, указанного в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, а также если рассрочка по уплате налога предоставлена по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ;

2) утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу — получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

Наличие указанного в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления рассрочки по уплате налога устанавливается уполномоченным органом в случае, если сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при соблюдении предусмотренных настоящим пунктом условий.

Рассрочка по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в срок, указанный в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, направленном заинтересованному лицу в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса, если имеется возможность уплаты заинтересованным лицом этого налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка, и если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате проведения налоговым органом налоговой проверки, составляет не более 70 процентов и не менее 30 процентов по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки;

со дня создания организации, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога прошло не менее одного года;

в отношении организации, физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, указанная в заявлении заинтересованного лица о предоставлении рассрочки по уплате налога, не обжалуется в соответствии с главой 19 настоящего Кодекса на момент подачи такого заявления. При этом решение о предоставлении рассрочки по уплате налога подлежит отмене в случае, если после его вынесения заинтересованное лицо обжаловало решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате сумма налога, указанная в решении о предоставлении рассрочки по уплате налога.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса.

Не позднее трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства об уплате налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, суммы налога, указанной в решении о предоставлении рассрочки по уплате налога, налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию, об освобождении (частичном освобождении) банка от обязательств по этой банковской гарантии.

5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Абзац четвертый утратил силу.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Абзац второй утратил силу.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу с 1 января 2004 г.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к Ст. 64 НК РФ

В ст. 64 НК РФ установлены порядок и условия предоставления налоговой отсрочки (рассрочки). В п. 1 ст. 64 НК РФ установлено, что отсрочка или рассрочка может предоставляться на срок до 1 года.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена налогоплательщику, если:

1) причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по данному основанию прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд. Иными словами, задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа.

В данном случае при оформлении к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд (п. 5.1 ст. 64 НК РФ);

3) существует угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога. Напомним, что признаками банкротства являются:

неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;

неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Наличие основания для предоставления отсрочки, рассрочки устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления (п. 5.1 ст. 64 НК РФ);

4) имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога необходимо приложить сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание);

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382. Скажем, в сельском хозяйстве это растениеводство, в рыбном хозяйстве — выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в данном случае необходимо приложить составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50%;

6) при уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При наличии вышеперечисленных оснований отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным выше в пп. 3, 4 и 5 п. 2 ст. 64, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Конечно, если иное не предусмотрено законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным выше в п. п. 1 и 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 комментируемой статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

Порядок рассмотрения налоговыми органами заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налога и сбора, а также пени и штрафа утвержден Приказом ФНС России от 30 ноября 2010 г. N ММВ-7-8/[email protected] Помимо заявления также понадобятся:

справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления 6 месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога.

Напомним, что к заявлению в соответствии с п. 5.1 ст. 64 НК РФ необходимо приложить документы, подтверждающие то или иное обстоятельство, на основании которого налогоплательщик обращается за предоставлением отсрочки или рассрочки по уплате налога, а также штрафа или пени.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абз. 1 настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со ст. 63 НК РФ.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным (п. 8 ст. 64 НК РФ). При этом заинтересованное лицо вправе обжаловать решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

Ст. 64 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 64 НК РФ: официальный текст

Ст. 64 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 64 НК РФ посвящена условиям получения переноса сроков уплаты налоговых платежей, сборов и (с 2017 года) страховых взносов. Для того чтобы понять, какие условия необходимо соблюсти, советуем внимательно ознакомиться с данной статьей, в которой будут даны ответы на все основные вопросы.

Кто имеет право заплатить налоги позже установленного срока?

Исходя из п. 2 ст. 64 НК РФ, воспользоваться возможностью по отсрочиванию платежей в бюджет может тот налогоплательщик, который в силу своего финансового состояния не имеет возможности произвести обязательный платеж в установленный налоговым законодательством срок, но у которого в скором будущем такая возможность появится.

Заявляя о предоставлении льготы в виде перенесения сроков налоговых платежей, плательщик налогов должен подтвердить, что у него имеются основания для такого обращения.

К таким основаниям относят (п. 2 ст. 64 НК— так далее по тексту обозначается Налоговый кодекс):

  1. Получение убытков от форс-мажорных обстоятельств, таких как техногенные катастрофы, разнообразные стихийные бедствия и прочие.
  2. Недополучение бюджетных компенсаций, финансирования или субвенций.
  3. Возможность обанкротиться при уплате всех необходимых платежей в бюджет.
  4. Шаткое финсостояние, которое не позволяет единомоментно уплатить всю сумму налогов.
  5. Сезонность хоздеятельности налогоплательщика.
  6. Предусмотренные Таможенным кодексом возможности по перенесению сроков по оплате различных обязательных платежей при пересечении товарами границы.

Консолидированная группа налогоплательщиков не может претендовать на перенос сроков платежей по налогу на прибыль (п. 3 ст. 62 НК).

Также на перенос срока уплаты налогов не смогут рассчитывать налоговые агенты (п. 9 ст. 61 НК).

Об особенностях начисления налога на прибыль агентами читайте в нашей статье «Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль (обязанности)?».

Физлица – плательщики налогов, не зарегистрированные как ИП, имеют право на получение рассрочки по налогам, которые они обязаны самостоятельно уплачивать (кроме тех доходов, с которых удержание налогов производится налоговыми агентами). Для оформления переноса сроков уплаты НДФЛ такие заинтересованные лица должны обратиться в свою ИФНС по адресу прописки. Основанием для переноса сроков оплаты для такого физлица является стесненное материальное положение, которое не позволяет сразу уплатить всю сумму налога.

С 2017 года к налоговым платежам относятся страховые взносы, и на них распространены правила ст. 64 НК, о чем указано в п. 13 этой статьи. Но именно на взносы, исчисленные с 01.01.2017 — см. «Налоговики не дадут рассрочку по прошлогодним взносам».

На какой срок может быть отсрочен налоговый платеж?

В соответствии с п. 1 ст. 64 НК перенос сроков оплаты налоговых платежей для любого из типов налогоплательщиков (в т. ч. для физлиц) обычно предоставляется на срок, не превышающий 1 год. При этом оговаривается необходимость поэтапной уплаты долга (рассрочка) либо же единовременного платежа в конце установленного срока (отсрочка).

При предоставлении переноса сроков оплаты налогов в федеральный бюджет может оговариваться срок от 1 до 3 лет.

Как вычислить размер льготы?

В п. 3 ст. 64 НК говорится о том, что перенос сроков налоговых платежей может быть предоставлен как по одному, так и по нескольким налогам. Для определения максимального размера льготы следует сначала выяснить, на каком основании она будет предоставляться.

Если рассрочка/отсрочка налогового платежа запрашивается по всем вышеуказанным основаниям, кроме несвоевременного поступления бюджетного финансирования, то ее размер не может превышать совокупный размер чистых активов юрлица, которое можно взыскать (п. 2.1 ст. 64 НК). Для определения размера чистых активов надлежит воспользоваться порядком, утвержденным приказом Минфина от 28.08.2014 № 84н.

При этом налогоплательщику начисляются проценты на срок действия отсрочки в размере ½ ставки рефинансирования Центробанка (п. 4 ст. 64 НК). Проценты начисляются на всю сумму долга. Исключением для начисления процентов являются случаи, когда налоговая льгота запрашивается в связи с форс-мажором или из-за отсутствия бюджетного финансирования.

Что нужно сделать для перенесения срока платежа?

Для того чтобы получить право на предоставление налоговой отсрочки/рассрочки, налогоплательщику необходимо подать заполненное заявление в соответствующий уполномоченный орган. А затем в течение 5 дней передать копию данного документа в местную ИФНС.

Заявление заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected] В этом заявлении его податель принимает на себя обязательство уплатить в том числе и начисленные проценты (п. 5.2 ст. 64 НК). Подача заявления вместе с подтверждающими документами — это обязанность лица, заинтересованного в получении перенесения срока уплаты налогов.

Заинтересованное лицо может вместе с заявлением подать ходатайство, в котором содержится просьба о приостановлении необходимости уплаты налога до момента принятия решения по заявлению.

Законами субъектов Федерации могут быть уточнены условия переноса сроков по уплате местных налогов в виде установления иных оснований и дополнительных условий для предоставления льготы.

Уполномоченными органами являются (ст. 63 НК):

  • в отношении уплаты федеральных налоговых платежей, сборов и страховых взносов (кроме таможенной пошлины и региональной части по налогу на прибыль) — ФНС;
  • в отношении платежей при импорте/экспорте — ФТС;
  • в отношении местных налогов — ИФНС;
  • в отношении уплаты пошлин — должностные лица и организации, осуществляющие действия, за которые взимается пошлина.

О том, как можно рассчитать налоговую нагрузку, приходящуюся на налогоплательщика, читайте в этой статье.

Какие документы предоставляют для получения льготы?

К заявлению следует приложить документы (п. 5 ст. 64 НК), большинство из которых оформляется в справочной форме:

  • банковские справки о денежных оборотах (помесячно — за предыдущие 6 месяцев), а также о помещенных в картотеку неоплаченных документах, справки об остатках на счетах клиента;
  • документы для подтверждения того, что есть основания для предоставления отсрочки/рассрочки;
  • список дебиторов с указанием суммы долга и срока его уплаты (плюс копии договоров с этими дебиторами) – он не нужен физлицу (но не ИП), обращающемуся за отсрочкой;
  • письменное обязательство заинтересованного в рассрочке/отсрочке лица о выполнении всех условий по новым срокам уплаты налогов, а также график уплаты налоговых платежей.

Рассмотрим, какие документы следует прикладывать для подтверждения наличия каждого из оснований (п. 5.1 ст. 64 НК):

  1. В случае указания такого основания для предоставления отсрочки, как стихийное бедствие или другой форс-мажор, для документального подтверждения может быть предоставлен акт оценки ущерба. Такие акты составляют муниципальные или госорганы, а также организации, которым делегированы полномочия по работе в сфере гражданской обороны и защиты населения от ЧС.
  2. Если отсрочка запрашивается в связи с запаздыванием получения бюджетных денег, тогда к заявлению следует приложить документ, выданный распорядителем бюджетных средств, с указанием сумм ассигнований, которые не были своевременно предоставлены налогоплательщику.
  3. Если основанием является угроза возможного банкротства, то заинтересованное лицо должно предоставить финансовую документацию для проведения анализа по специальной методике его финсостояния госорганом, уполномоченным для контроля в сфере уплаты налогов. Методика для анализа финсостояния налогоплательщика разрабатывается специальной федеральной службой, ответственной за выработку госполитики в сфере финоздоровления и банкротства.
  4. Не имеющий средств для единовременного погашения всех налоговых обязательств налогоплательщик-физлицо должен к заявлению приложить информацию о наличии доступного к отчуждению имущества (и движимого, и недвижимого).
  5. Для подтверждения зависимости бизнеса от сезонности потребуется предоставить составленный заинтересованным в рассрочке/отсрочке лицом документ (в виде справки-расчета), из которого бы следовало, что доходы от сезонных видов деятельности составляют не менее половины общей доходности. Перечень сезонных видов деятельности указан в правительственном постановлении от 06.04.1999 № 382. В качестве документального основания могут быть предоставлены договоры с контрагентами, в которых бы явно прослеживалась сезонность работы налогоплательщика. При этом получения официального подтверждения от госслужб не потребуется (письмо Минфина от 02.03.2010 № 03-02-07/1-87).

Уполномоченный орган, которому заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении отсрочки/рассрочки, также может потребовать дополнительные документы об имуществе, которое может быть передано в залог, о поручительстве либо оформленную банковскую гарантию (п. 5.3 ст. 64 НК).

Что касается банковской гарантии, то при принятии такого обязательного условия предоставления обеспечения следует обратить внимание, что гарантия должна быть:

  • предоставлена уполномоченным банком;
  • безотзывной;
  • достаточной по сроку ее действия и сумме (чтобы соответствовала сроку и сумме уплаты налогового долга);
  • выполнимой — без содержания условий, которые бы не были перечислены в ст. 74.1 НК.

В случае появления такого требования от уполномоченного органа, как предоставление обеспечения, оно должно быть исполнено (приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected]) — см. «ФНС изменила формы документов, связанные с предоставлением отсрочки по уплате налогов».

О процедуре отсрочки платежей по налогам для физлиц подробнее читайте в материале «Какой срок уплаты налога на имущество физических лиц?».

В какие сроки принимается решение уполномоченным органом?

Уполномоченный орган, которому было подано заявление о переносе срока уплаты налогов, обязан принять решение об ее предоставлении или отказе в течение 30 дней. Решение (в копии) направляется лицу, подавшему заявление, а также в ИФНС в 3-дневный срок после его принятия.

В случае предоставления заявителем ходатайства об остановке срока по уплате налога до окончания рассмотрения заявления уполномоченный орган может принять решение об остановке срока уплаты налоговой задолженности.

Копия такого решения в 5-дневный срок направляется в ИФНС, к которой прикреплено заинтересованное лицо.

При принятии решения местными ИФНС они должны получить одобрение у финансовых органов. Подробнее о порядке принятия таких решений указано в приказе ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-8/[email protected]

Что должно быть указано в положительном решении?

В решении о переносе срока уплаты налогов должно быть указано:

  • сумма долга по конкретному виду налога;
  • срок уплаты данной суммы долга и порядок уплаты как самой задолженности, так и процентов (график);
  • в ряде случаев — документы на имущество для залога, поручительства или оформления банковской гарантии.

Решение вступает в силу с той даты, которая в нем прописана. Если за тот промежуток времени, что прошел с граничной даты уплаты налога до момента принятия решения, насчитана пеня, то эта сумма добавляется к размеру основного долга по налогу. В том случае, если в решении содержится условие о заключении договора залога/поручительства, то решение вступает в силу лишь после подписания этих обеспечительных соглашений.

Когда в переносе срока могут отказать?

Однозначный отказ в предоставлении отсрочки/рассрочки по уплате налоговых платежей можно ожидать в таких случаях, когда в отношении заинтересованного лица ведется:

  • расследование уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц заявителя по ст. 199–199.2 УК России;
  • производство в отношении допуска налоговых правонарушений, административных и иных правонарушений, связанных с нарушением налогового и таможенного законодательства;
  • расследование по подозрению в уклонении от уплаты налогов либо при наличии такого подозрения у уполномоченного ведомства.

Также в новой отсрочке/рассрочке будет отказано, если по предыдущему решению налогоплательщиком были допущены нарушения условий. Анализируется 3-летний период до даты обращения с заявлением.

Как обжаловать отказ?

В п. 9 ст. 94 НК говорится о том, что отказное решение должно быть обязательно мотивированным. Заинтересованное лицо, получившее отказ в предоставлении отсрочки/рассрочки, может его обжаловать в порядке, прописанном в АПК России, в частности, такая возможность прописана в ст. 198 указанного процессуального кодекса.

О порядке обжалования решений налоговой читайте в нашей статье «Не согласны с инспекцией? Спорьте!».

Смотрите еще:

  • Возможен ли арест единственного жилья Возможен ли арест приставами единственного жилья? Здравствуйте. У меня договор поручительства, заемщик по нему не платит и банк хочет взыскать с меня его долг, со всеми штрафами уже 4.500.000 мил. У меня трехкомнатная квартира в которой прописана и постоянно проживает […]
  • Ст228 ч 1 ук рф условный срок Могу ли я получить условный срок? здравствуйте у меня суд через 5 часов ст.228 ч.4 прим1. досудебного соглашения нету но на судебном заседании допрашивали сотрудника фскн которая по мне проводила закупку,она пояснила следущее да он совершил преступление и в следстии […]
  • Закон об обработке персональных данных 2014 Технологии Чем нам грозит закон «О персональных данных» Что будет с персональными данными россиян в 2015 году Совет Федерации одобрил поправки к закону «О персональных данных». Таким образом, 1 сентября 2015 года он вступит в силу. Новые поправки к закону «О […]
  • Решение районного суда о разделе совместно нажитого имущества супругов Дело N57-КГ16-14. О разделе совместно нажитого имущества. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 ноября 2016 г. N 57-КГ16-14 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Кликушина А.А., судей Горохова […]
  • Министерство обороны программа жилье военнослужащим Министерство обороныРоссийской Федерации Для получения постоянного жилья всем военнослужащим необходимо ознакомиться с информацией из единого реестра. По вопросам изменения данных о составе семьи и праве на дополнительную площадь следует обращаться в региональные […]
  • Судебная практика ст228 ч4 ук рф Судебная практика ст228 ч4 ук рф "4" февраля 2015 года ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ПРЕЗИДИУМА НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2014 ГОДА 1. Приговор в части осуждения за покушение на незаконный сбыт наркотического средства отменен, […]
  • Срок рассмотрения кассационной жалобы по гпк рф Статья 386. Сроки и порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции Информация об изменениях: Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ статья 386 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, […]
  • Марат файзуллин адвокат Адвокат РБ Информация Описание: Решение любых сложных вопросовПомощь Адвокат – это специалист, который предоставляет юридическую помощь высокого уровня квалификации как физическим, так и юридическим лицам. Именно адвокат может защищать права человека, либо целой […]