Статья 81 пункт 4 налогового кодекса

Штраф начисляется по последней уточненной декларации

ФНС России в ответ на запрос разъяснила, что в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога при представлении налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период, расчет суммы штрафа необходимо производить на основании последней уточненной налоговой декларации, без учета предыдущих (письмо ФНС России от 14 ноября 2016 г. № ЕД-4-5/[email protected] «О порядке применения статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Как отметили налоговики, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, то камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). При этом, бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени (п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). При представлении новой налоговой декларации с суммой налога к доплате, исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога, указанная в предыдущей декларации, не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ (п. 20 Постановления Пленума от 30 июля 2013 г. № 57). При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается только в отношении неисчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации, которая указывается в последней уточненной налоговой декларации (письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).

Напомним, что неуплата или неполная уплата налога (сбора) в результате занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в большинстве случаев влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ). Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в следующих случаях:

  • при представлении уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • при представлении уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Публикации

Публикации

Конечно, лучше бы обойтись вовсе без «уточненки», но увы, сдача отчетности с первого раза остается мечтой. То «первичка» от контрагентов опоздала, то программа напортачила, да и сами мы не без греха. А вот снизить негативные последствия для компании от подачи «уточненки» вполне реально, достаточно соблюдать всего 7 правил.

Горячая пора сдачи отчетности миновала, самое время исправлять ошибки. Как известно, в день представления деклараций в налоговую начинается камеральная проверка. Представленные данные инспекторы проверяют в течение трех месяцев, это входит в их служебные обязанности и не требует специального решения (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Вместе с тем инспекторы обязаны прекратить камеральную налоговую проверку, если до ее окончания налогоплательщик представит уточненную декларацию в порядке статьи 81 Налогового кодекса. В отношении прежней декларации прекращаются все действия инспекторов. При этом начинается новая камеральная проверка уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Мы выделим семь основных моментов, на которые стоит обратить внимание, подавая уточненную налоговую декларацию.

1. Различать обязанность и право

Налоговым кодексом предусмотрены случаи, когда налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию и когда он имеет на это право. Так, если обнаружилась ошибка или неточность, которая привела к занижению суммы налога, то подать «уточненку» вы обязаны. Если же сумма налога не занижена, то уточнить данные — ваше право (п. 1 ст. 81 НК РФ). Воспользоваться этим правом или нет, решаете вы сами.
Принимая решение, не следует забывать, что период, за который вы представите «уточненку», будут проверять. Выездную проверку могут назначить, даже если ошибка допущена больше чем три года назад (п. 4 ст. 89 НК РФ). Иногда переплата в бюджет менее убыточна для фирмы, чем результаты лишней выездной проверки.
Переплату возвращают или зачитывают в счет предстоящих платежей по решению налоговой инспекции на основании заявления налогоплательщика. В Налоговом кодексе возврат переплаты не поставлен в зависимость от представления уточненной налоговой декларации.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78 НК РФ).
Вернуть переплату обязаны в течение одного месяца со дня получения письменного заявления от налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если при этом есть недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, переплату возвращают только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 6, 7 ст. 78 НК РФ).
Таким образом, чтобы вернуть переплату по налогам, подавать «уточненку» не обязательно, но на практике налоговики отказываются производить зачет или возврат без нее. Они аргументируют отказ тем, что излишнюю уплату налога может подтвердить только декларация. Так что без «уточненки» вернуть переплату скорее всего не получится.
Ошибка, которая привела к занижению суммы налога, выбора не оставляет — подать «уточненку» вы обязаны.

2. Обращать внимание на срок подачи

От того, в какой момент подана уточненная налоговая декларация, зависит, будут последствия в виде штрафов или нет. Своевременно обнаруженная ошибка и поданная «уточненка» помогут избавить фирму от санкций. Штрафа можно избежать если:
— уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ);
— уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ);
— уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога (п. 3 ст. 81 НК РФ);
— уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях (п. 4 ст. 81 НК РФ):
— уточненная налоговая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
— уточненная налоговая декларация представлена после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Если ситуация сложилась таким образом, что избежать штрафов все же не удалось, то есть шанс уменьшить их как минимум наполовину. В статье 112 Налогового кодекса обозначены обстоятельства, которые могут послужить основанием для смягчения ответственности налогоплательщика. В подпункте 3 пункта 1 этой статьи сказано, что такими обстоятельствами могут быть и не указанные в статье, если смягчающими ответственность их признал суд.

Опасный момент. Чтобы вернуть переплату по налогам, формально подавать «уточненку» не обязательно, но на практике налоговики отказываются производить зачет или возврат без нее. Они аргументируют отказ тем, что излишнюю уплату налога может подтвердить только декларация. Так что без «уточненки» вернуть переплату скорее всего не получится.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Обращаем ваше внимание на то, что статьей 114 Налогового кодекса установлен только минимальный предел смягчения санкции. Своим решением суд по результатам оценки обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза или вовсе отменить санкции (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г.).
В качестве смягчающих ответственность могут послужить следующие обстоятельства:
— самостоятельное обнаружение и исправление ошибки при исчислении налога путем подачи уточненной налоговой декларации;
— отсутствие вредных последствий для бюджета;
— признание вины;
— отсутствие умысла.

3. Следить за формой

Формы отчетности изменяются чаще, чем нам хотелось бы. При подготовке «уточненки» обратите внимание, по какой форме была представлена первичная декларация, уточненная должна ей соответствовать.
Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Таким образом, если форма документа с момента подачи первичной налоговой декларации изменилась, то подавать «уточненку» по новой форме нельзя.

4. Ставить номер на титульном листе

Во всех основных формах налоговых деклараций есть графа «Вид документа». Отчитываясь по налогу впервые, в этой графе вы ставите цифру «1».
Составляя уточненную налоговую декларацию, не забывайте изменить этот код. Каждая последующая «уточненка» начинается с цифры «3» в этой графе, через дробь ставится ее порядковый номер: 1 — первая уточненка, 2 — вторая, 3 — третья и т.д.

5. Не зачитывать налоги самостоятельно

Часто получается так, что приходится одновременно подавать две уточненные декларации, в одной из которых отражен излишне уплаченный налог, а в другой недоимка. И тогда многие бухгалтеры, доплачивая налог, самостоятельно уменьшают его на сумму переплаты. Этого делать нельзя, даже если оба налога подлежат уплате в бюджет одного уровня. Если и недоимка и переплата по одному и тому же налогу, многие рискуют и уменьшают доплату налога на сумму переплаты. Пытаясь подстраховаться, они отправляют в налоговую пояснительное письмо и заявление о зачете. Такой риск оправдан не всегда.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов действительно производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Об этом сказано в пункте 1 статьи 78 Налогового кодекса. При этом процедура зачета и возврата происходит хоть и на основании заявления налогоплательщика, но по решению налоговой инспекции, а налоговики возвращают деньги с меньшим рвением, чем берут.
Обнаружив переплату, вы можете провести совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. По результатам сверки с налоговой будет составлен акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. N ММ — 3 — 25/[email protected] Этот акт вам могут вручить, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Затем нужно подать заявление о зачете в свою инспекцию. Если у вас есть обособленные подразделения, то заявление вы можете подать как по месту постановки на учет головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. N ЯК — 37 — 8/15939).
Не факт, что сразу после этого налоговая примет решение о зачете излишне уплаченной суммы налога. С той же вероятностью в зачете вам могут отказать, и тогда придется добиваться справедливости через суд.
Принимая решение, налоговые органы должны руководствоваться Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. приказом Минфина России и ФНС России от 25 декабря 2008 г. N ММ — 3 — 1/[email protected]).
Но даже Минфин не отличается постоянством в своих рекомендациях. Взять, к примеру, возможность зачета между налогом на прибыль и НДФЛ. В 2008 году зачитывать разрешали, а с 2009 года нельзя (письма Минфина России от 2 октября 2008 г. N 03 — 02 — 07/1 — 387, от 20 ноября 2009 г. N 03 — 02 — 07/1 — 515, от 23 ноября 2010 г. N 03 — 02 — 07/1 — 543).
Так что самостоятельно зачитывать не советуем.

6. Подавать «уточненки» за все последующие периоды

Ошибка в декларации по НДС, ЕНВД или акцизам обойдется «уточненкой» за один отчетный период. По этим платежам нужно отчитываться отдельно за каждый период, и корректировка по одному из них не повлияет на другой. Таким образом, если вы ошиблись, допустим, во II квартале, то нужно подать уточненную налоговую декларацию только за II квартал. Расчет за III и IV квартал не изменится, по ним «уточненку» подавать не нужно.
По налогам, база по которым рассчитывается нарастающим итогом, одной «уточненкой» не обойдешься. Ошибка, выявленная в одном из прошлых периодов, которая изменила налоговую базу, изменит и сумму ежемесячных авансовых платежей в следующем за ним отчетном периоде. Поэтому, составляя уточненную налоговую декларацию по тому периоду, в котором обнаружена такая ошибка, нужно понимать, что «уточненки» придется подавать по всем последующим отчетным периодам до конца года, в котором совершена ошибка. А если ошибка в расчете налога на имущество, то корректировать нужно с периода совершения ошибки до последней декларации включительно.

7. Отслеживать влияние на другие налоги

Результатом переплаты или недоимки по одному налогу может стать недоимка или переплата по другому налогу. Исправление показателей отчетности по сумме налога в этом случае соответственно может привести к недостоверности отчетности по другому налогу. Тогда придется подать «уточненку» и по другому налогу. Разобраться в этой зависимости поможет памятка в виде таблицы.

Влияние недоимок и переплат по налогу на другие налоги

Налоговый кодекс РФ Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию

Статья 81 НК РФ:

1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

2. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

3. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

4. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях: 1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени; 2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

5. Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

6. При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей. Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

6.1. В случае, если участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), предоставил участникам договора инвестиционного товарищества копию уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налогоплательщики, уплачивающие налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц в связи с их участием в договоре инвестиционного товарищества, обязаны подавать уточненную налоговую декларацию (расчет). Уточненная налоговая декларация (расчет) должна быть представлена в налоговый орган по месту учета участника договора инвестиционного товарищества не позднее пятнадцати дней со дня, когда ему была передана копия уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества. При этом, если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган в сроки, указанные в абзаце втором настоящего пункта, участник договора инвестиционного товарищества, не являющийся управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, освобождается от ответственности. Если участник договора инвестиционного товарищества обжалует акты или решения налогового органа, которыми были изменены финансовые результаты инвестиционного товарищества, он обязан представить уточненную налоговую декларацию (расчет) не позднее пятнадцати дней со дня, когда вышестоящим налоговым органом было принято решение по результатам рассмотрения его жалобы.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов и распространяются на плательщиков сборов.

Комментарий к статье 81 НК РФ:

Комментируемая статья регулирует порядок внесения изменений в декларацию.

Сведения, указанные в налоговой декларации, должны быть достоверны и должны полностью отражать реальные, соответствующие действительности, объекты налогообложения, полученные доходы и произведенные расходы, источники доходов, налоговую базу, налоговые льготы и т.д.

Иными словами, налогоплательщик в налоговой декларации может только фиксировать реальные, соответствующие действительности, показатели элементов налогообложения.

В случае наличия в декларации ошибки, исправлять ее следует по правилам статьи 81 НК РФ.

Налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию: при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию: при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Данные разъяснения приведены в письме Минфина России N 03-03-06/1/339.

Например, как следует из письма Минфина России N 03-02-07/2-154 и Постановления ФАС Московского округа N КА-А41/7687-11, если при обнаружении налогоплательщиком после представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации факта неотражения сведений об объектах налогообложения по одному или нескольким налогам за период, за который была представлена указанная единая (упрощенная) налоговая декларация, налогоплательщиком представлены в налоговый орган за те же налоговые периоды налоговые декларации по соответствующим налогам, то эти налоговые декларации являются уточненными.

На основании полученных уточненных деклараций налоговый орган в карточке расчетов налогоплательщика с бюджетом обязан скорректировать его налоговые обязательства. В случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога к доплате, налоговый орган вправе на разницу выставить налогоплательщику требование об уплате налога. В этом случае выставленное налоговым органом в связи с подачей налогоплательщиком уточненной декларации требование не является повторным по отношению к первоначально выставленному требованию.

Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа N А42-1176/2011.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении N А21-3191/2012 указал, что право налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует с обязанностью налоговой инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа N А45-15887/2011 суд отклонил довод налогового органа относительно неисследования вопроса о том, кем были установлены ошибки в ранее представленных декларациях, поскольку это обстоятельство не имеет правового значения. При этом суд указал о том, что положения статьи 81 НК РФ не устанавливают, кем конкретно должна быть обнаружена ошибка, данной нормой права также не предусмотрено наличие какого-либо аудиторского заключения для представления уточненной налоговой декларации.

Как отмечено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа N А53-4104/2010, из буквального толкования статьи 81 НК РФ следует, что обязанность представления уточненной налоговой декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений поданной в налоговый орган налоговой декларации самим налогоплательщиком.

Налоговое законодательство не содержит запрета представления декларации, которая представлена по истечении трех лет по окончании налогового периода, соответственно, налоговый орган не вправе отказать в принятии такой уточненной декларации, игнорировать сведения, содержащиеся в ней, и обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

При этом также не имеет значения факт окончания проверки правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, и вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности.

Аналогичная позиция отражена ФАС Уральского округа в Постановлении N Ф09-1207/12.

Пленум ВАС РФ в пункте 42 Постановления N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» разъяснил, что при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 НК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ наличие переплаты по налогу и оснований для освобождения от налоговой ответственности, предусмотренных пунктом 4 статьи 81 НК РФ, должен доказать налогоплательщик.

Для применения положений пункта 4 статьи 81 НК РФ и реализации права на зачет должна быть подтверждена переплата по налогу на дату представления уточненной налоговой декларации.

Исходя из изложенного следует, что при установлении обоснованности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности на основе уточненной налоговой декларации необходимо проверить фактическое возникновение задолженности перед бюджетом на установленный законом срок уплаты налога за проверяемый налоговый период, а также на дату представления уточненной декларации в целях возможного зачета дополнительно исчисленной суммы налога и соответствующих пеней. При наличии же переплаты на дату представления уточненной налоговой декларации последней должно быть достаточно для полного погашения дополнительно исчисленной налогоплательщиком к уплате суммы налога, а также пеней. При таких обстоятельствах условия для освобождения от налоговой ответственности об уплате недостающей суммы налога и пеней, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, могут считаться соблюденными.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановления ФАС Московского округа N А40-26154/10-140-200, ФАС Западно-Сибирского округа N А27-9884/2011).

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа N А46-17303/2011 суд разъяснил, что для освобождения от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ при представлении уточненной налоговой декларации налогоплательщик должен на день ее представления иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает сумму налога, подлежащую уплате по уточненной декларации, а в случае наличия недоимки на день подачи уточненной декларации налогоплательщик должен до ее подачи уплатить налог и пени за просрочку уплаты налога.

В Постановлении N А12-23054/2011 ФАС Поволжского округа указал, что налоговым законодательством предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика от ответственности за неуплату или неполную уплату налога в случае, если налогоплательщик самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет расчет (перерасчет) подлежавшей уплате за конкретный налоговый период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.

Только при выполнении всех перечисленных условий в совокупности налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за неуплату или неполную уплату налога за соответствующий налоговый период.

При этом следует учитывать, что налогоплательщик освобождается от ответственности, если до начала выездной налоговой проверки за соответствующий год им подана уточненная налоговая декларация и он добровольно исполняет соответствующую обязанность по уплате налогов, включая пени.

В Определении ВАС РФ N ВАС-10379/12 разъяснено, что основания для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности при проверке изменений, вносимых им в налоговую декларацию, установлены статьей 81 НК РФ.

Правила указанной статьи не предусматривают возможности освобождения от применения мер налоговой ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации после выявления инспекцией налогового правонарушения.

Следует учитывать позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ N 2119/11, согласно которой оспаривание оснований для исчисления налога без подачи уточненной налоговой декларации путем предъявления непосредственно в суд требования о признании недействительными ненормативных актов инспекции, принимаемых в рамках процедуры бесспорного взыскания суммы налога, задекларированной предприятием в первоначально поданной им декларации, означало бы нарушение требований статьи 81 НК РФ и необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке правомерности уменьшения ранее исчисленной налогоплательщиком суммы налога (см. также Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа N А33-8611/2011).

Абзац 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на получение налогового возмещения в случае подачи уточненных налоговых деклараций по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода, как в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ, так и в силу того, что обратное свидетельствовало бы об устранении каких-либо сроков для представления налоговых деклараций налогоплательщиками в налоговые органы по месту учета, что является недопустимым хотя бы в силу того, что налоговые органы должны иметь возможность проверки достоверности продекларированных сумм.

Изложенное подтверждается позицией ФАС Уральского округа в Постановлении N Ф09-8851/12.

НК РФ не предоставляет налоговым органам право отказать налогоплательщику в принятии уточненной налоговой декларации или игнорировать ее содержание. Если уточненная налоговая декларация была представлена в надлежащий налоговый орган по месту учета организации, но до принятия налоговым органом решения по камеральной проверке первоначальной декларации, то первоначальная декларация утрачивает юридическую силу.

Следовательно, если до окончания камеральной проверки налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, то решение, вынесенное по первоначальной декларации, незаконно.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении N А53-3/2010 и ФАС Московского округа в Постановлении N КА-А40/2152-10 пришли к аналогичным выводам.

ФНС России в письме N 3-2-14/10 разъяснила, что налоговые обязательства уточняются по тем бюджетам, в которые производилась уплата налога по месту нахождения реорганизованной организации, т.е. в уточненных налоговых декларациях указываются те же коды ОКАТО, которые были указаны в первичных налоговых декларациях, представленных в налоговый орган организацией до ее реорганизации.

При этом, как указал Минфин России в письме N 03-02-07/1-108, уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Со дня официального опубликования актов, утверждающих новые формы налоговых деклараций (расчетов), в которых указано на их вступление (применение) начиная с представления декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период, следует применять утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчетов).

В случае если налогоплательщиком представлена декларация (расчет) по форме, действующей на момент представления, на него не может быть возложена обязанность по представлению декларации (расчета) по новой форме, акт об утверждении которой опубликован в период представления декларации (расчета) и действие которой распространено с начала указанного периода (за соответствующий налоговый (отчетный) период).

Аналогичную позицию занимает финансовое ведомство в письме N 03-02-07/1-108.

Поскольку согласно пункту 5 статьи 81 НК РФ уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета, то указанные уточненные налоговые декларации должны представляться в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника.

В уточненных налоговых декларациях по присоединенной организации указываются ИНН и КПП организации-правопреемника, а на титульных листах налоговых деклараций указывается наименование организации, за которую они представляются. В разделе 1 указанных деклараций указывается код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находилась присоединенная организация.

Подписываются уточненные налоговые декларации руководителем организации-налогоплательщика, т.е. в данном случае — организации-правопреемника или представителем налогоплательщика.

На это обратил внимание Минфин России в письме N 03-03-06/1/668.

Особое внимание следует обратить на толкование, приведенное в Постановлении ФАС Московского округа N А40-6180/12-99-34: суд установил, что уточненная (корректировка) декларация организацией была подана после составления акта проверки, но до вынесения оспариваемых решений.

С учетом положений статьи 81 и части 2 статьи 88 НК РФ суд указал, что для целей применения пункта 9.1 статьи 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иной смысл. В данном случае под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.

Таким образом, на момент представления уточненной (корректировка) декларации камеральная проверка декларации окончена не была.

Следовательно, налоговый орган в силу пункта 9.1 статьи 88 НК РФ обязан был прекратить камеральную проверку декларации по налогу на добавленную стоимость и назначить новую проверку на основе уточненной (корректировка) декларации.

Поскольку оспариваемые решения налогового органа приняты без учета сведений, имевшихся у нее до их вынесения в связи с подачей организацией декларации, они нарушают права и законные интересы налогоплательщика, в связи с чем признаны судом недействительными.

Взаимосвязанным с применением положений статьи 81 НК РФ об уточненной налоговой декларации является вопрос о реализации налогоплательщиком права на налоговый вычет по НДС в более позднем налоговом периоде.

Как установлено ФАС Московского округа в Постановлении N А40-49984/12-91-279, налогоплательщик не лишен права на вычет в более позднем налоговом периоде, поскольку им соблюден указанный трехлетний срок.

Кроме того, налоговое законодательство не содержит ограничений на применение налогового вычета в более поздний период, чем период оприходования товара и получения счета-фактуры.

Доводы налогового органа о праве налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по тому периоду, в котором были произведены хозяйственные операции и выставлены счета-фактуры, отклонены судами, исходя из положений статьи 81 НК РФ, поскольку подача уточненной налоговой декларации является правом, а не обязанностью общества.

Судом указано, что непредставление уточненной налоговой декларации не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на налоговый вычет при условии соблюдения им условий, предусмотренных статьями 171, 172 и 169 НК РФ.

В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N А55-11459/2012 отмечено, что налоговое законодательство не предоставляет налоговым органам право отказать налогоплательщику в принятии уточненной налоговой декларации или игнорировать ее содержание. Если уточненная налоговая декларация была представлена в надлежащий налоговый орган по месту учета, но до принятия налоговым органом решения по камеральной проверке первоначальной декларации, то первоначальная декларация утрачивает юридическую силу.

С момента представления налоговой декларации в налоговый орган в лицевой карточке налогоплательщика отражаются сведения, заявленные налогоплательщиком, которые считаются достоверными до того момента, пока налоговой проверкой не будет установлено иное.

Сведения о налоговой обязанности, указанные в уточненной налоговой декларации общества, отражены налоговым органом в его лицевой карточке.

При сопоставлении сведений, содержащихся в первоначальной налоговой декларации, со сведениями в уточненной налоговой декларации суд апелляционной инстанции установил, что уточненная налоговая декларация содержит сведения о размере налоговой базы, о сумме налоговых вычетов и о размере налоговой обязанности, отличающиеся от аналогичных сведений по первоначальной декларации.

Суд апелляционной инстанции считает, что налоговая инспекция должна была проводить камеральную проверку уточненной налоговой декларации, сведения из которой отражены в лицевой карточке общества, и решение принимать по итогам проверки уточненной декларации. Поскольку оспариваемое решение принято с учетом сопоставления сведений, полученных в ходе проверки, со сведениями, аннулированными обществом, содержащиеся в нем выводы по результатам такого сопоставления не отвечают признакам достоверности, следовательно, такое решение налогового органа является недействительным.

В Постановлении N А40-53027/12-99-297 ФАС Московского округа заключил, что неприменение налоговых вычетов не приводит к занижению суммы налога «к уплате», поэтому представление уточненной налоговой декларации в целях применения налоговых вычетов является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 2217/10, заявление налогоплательщиком вычета по налогу на добавленную стоимость, право на который возникло в одном периоде, в налоговой декларации за более поздний период само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета, если такое заявление имело место в пределах трехлетнего срока с момента возникновения права на вычет.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

УСН
ЕНВД
Налоговый учет
Функции налогов
Социальное обеспечение

Назад | | Вверх

Смотрите еще:

  • Сколько платят детские пособия после 3 лет Ежемесячные пособия на ребенка после трех лет Порядок начисления и ежемесячной выплаты пособий на ребенка старше 3-х лет определяется требованиями ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Эти меры […]
  • Форма договора обещания дарения Формы и образцы нотариальных документов Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Тридцатого марта две тысячи четвертого года Мы, гр. Федорова Ирина Константиновна, 17.01.1958 года рождения, проживающая в г. Екатеринбурге, по ул. Степана Разина, в […]
  • Частью 5 статьи 291 ук рф Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 17 июня 2016 […]
  • Денежное довольствие работников фсин Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 апреля 2018 г. N 348 “О внесении изменения в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденный приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. N 269 "Об утверждении Порядка […]
  • Статья 11 402 фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 […]
  • Ст 23 о психиатрической помощи Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" С изменениями и дополнениями […]
  • Томск покупка дома Продажа домов в Томске этажей 1 , соток 9 , дом блочный , 2016 год канализация, электричество, газ этажей 1 , соток 14 , брусовой отопление, водопровод, канализация, электричество этажей 2 , соток 4 , кирпич , 2016 год отопление, водопровод, канализация, […]
  • Закон о обязательном государственном страховании Закон о обязательном государственном страховании Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья […]