Судебная власть понятие и общая характеристика

Судебная власть понятие и общая характеристика

5. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

3.1 Судебная власть: понятие, основные признаки и принципы. Ее соотношение с законодательной и исполнительной властями. Общая характеристика полномочий судебной власти

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Самостоятельность и независимость — первый признак судебной власти. Самостоятельность и независимость судебной власти обеспечивается закрепленными в Конституции РФ специальными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантиями несменяемости, независимости и неприкосновенности судей .

Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную действует в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица (п. «д» ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Принципом функционирования механизма (системы) государственной власти в Российской Федерации, кроме того является взаимодействие (сотрудничество) властей в целях достижения общих конституционных целей и задач (обеспечение стабильности конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина и др.)20.

Не смотря на разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, все ветви власти, в том числе судебная власть, реализуются в рамках государственной службы. Поэтому принципы судебной власти производны от закрепленных в ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» принципов государственной службы. Соответственно судебная власть основывается на принципах: 1)

верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами; 2)

приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности органов судебной власти признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; 3)

единства системы судебной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; 4)

разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; 5)

конкурсного отбора кандидатов на должности судей в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; 6)

обязательности для нижестоящих судов решений, принятых вышестоящими судами в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7)

единства основных требований, предъявляемых к органам судебной власти и судьям; 8)

профессионализма и компетентности судей; 9)

гласности в осуществлении судопроизводства; 10)

ответственности судей за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 11)

внепартийности судебной власти; отделения религиозных объединений от государства; 12)

стабильности кадров в органах судебной власти.

Данные принципы распространяются на судей по должности,

то есть государственных служащих.

Судебная власть в Российской Федерации может осуществляться коллегиально судьями, с привлечением присяжных и арбитражных заседателей и судьей единолично. Все виды судопроизводства, за исключением конституционного, допускают рассмотрение дел единолично судьей, что не противоречит положениям главы 7 Конституции РФ. Судья в таком случае действует как носитель именно судебных функций, то есть выступает в качестве органа су-

дебной власти . Соответственно не только на судебную власть, судебный орган (суд), но и на судью распространяются вышеперечисленные принципы.

Между тем, как уже отмечалось, судебная власть в Российской Федерации реализуется не только судьями. Одним из признаков судебной власти является то, что в установленном законом порядке к осуществлению правосудия привлекаются представители народа — присяжные и арбитражные заседатели. На них в полной мере распространяться данные принципы не могут.

Судебная власть осуществляется посредством (в форме) конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федера- ции»). Это еще одна отличительная черта — признак судебной власти.

Обособление указанных видов судопроизводства вызвано тем, что различные процессуальные процедуры, обусловливаемые характером рассматриваемых дел, природой и значимостью применяемых

санкций, имеют неодинаковые правовые последствия .

Вот, к примеру, как отличаются на первый взгляд аналогичные последствия разрешения дела о несоответствии закона Конституции РФ Конституционным Судом РФ от вывода любого другого суда о не конституционности того или иного закона. Решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В то же время Конституционный Суд РФ, принимая решение по делу, оценивает также смысл, придаваемый рассматриваемому нормативному акту сложившейся судебной практикой. Таким образом, он выражает свое отношение как к позиции законодателя (иного нормотворческого органа), так и к ее пониманию правоприменителем, основываясь при этом на толковании положений Конституции РФ, в сфере которого, по смыслу ч.

Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обладают такой юридической силой. Они не обязательны для других судов по другим делам, так как суды самостоятельно толкуют подлежащие применению нормативные предписания, следуя при этом Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут быть оспорены в установленных федеральным законом процессу- альных формах. Кроме того, не предусмотрена обязательность официального опубликования этих решений, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой применению подлежат только официально опубликованные акты, также исключает для других правоприменителей и обязательность следования им при разрешении других дел. Возможность опубликования отдельных судебных решений или извлечений из них не является достаточной гарантией для реализации указанной конституционной нормы.

В силу изложенного согласно Конституции РФ решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не признаются адекватным средством для лишения нормативных актов, названных в п. п. «а» и «б» ч. ч. 2, 4 ст. 125 Конституции РФ, юридической силы в связи с их неконституционностью. Таким образом, на конституционном уровне закреплено, что выводы других судов о неконституционности закона не могут сами по себе послужить основанием для его официального признания не соответствующим Конституции РФ и

утрачивающим юридическую силу .

Судебная власть реализуется специальным государственным органом — судом. Это следующий признак судебной власти. Судебную власть посредством конституционного судопроизводства осуществляет Конституционный Суд РФ. Именно он является судебным органом конституционного контроля (ч. 1 ст. 18 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Посредством гражданского (арбитражного) судопроизводства судебная власть реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а посредством административного и уголовного судопроизводства — судами общей юрисдикции.

Перечень полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов не является закрытым, поскольку статьи 126 и 127 Конституции РФ допускают рассмотрение ими и иных, не названных в этих конституционных нормах категорий дел, что связано с возможностью введения для данной категории судов (на основании ст. 128 Конституции РФ) новых судебных процедур, не нашедших закреп-

ления в действующей Конституции РФ .

Назначение судебной власти — следующий ее признак. Судебная власть — стержневой инструмент, обеспечивающий правовой порядок. Ее роль в поддержании законности и привлечении на- рушителей таковой к ответственности не менее ключевая, чем у

иных правоохранительных органов .

Исключительной прерогативой судебной власти является осуществление ею правосудия. У данного признака судебной власти имеется и обратная сторона — возложение на судебную власть каких бы то ни было функций, несовместимых с ее исключительными

прерогативами по осуществлению правосудия, недопустимо .

Содержание судебной власти требует соответствующей формы ее выражения. Поэтому согласно закону судебная власть имеет свои символы. Так, на здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии. Судьям, в том числе пребывающим в отставке, удостоверения выдаются соответствующим государственным органом или лицом, их назначившим (ст. 21 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Данные символы государственной власти имеют место и в зале судебных заседаний мировых судей (ст. 11 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»). Более того, применительно к военным судам в законе закреплено правило, согласно которому военные суды должны размещаться в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых соответствуют конституционному статусу судебной власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

В литературе обосновывается наличие у судебной власти и иных признаков: —

принадлежность судебной власти судам, образующим единую судебную систему; —

осуществление ее на основе и строго в соответствии с процессуальным законом;

суды являются правоприменительными органами ; —

властный характер полномочий суда;

— выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства21.

Ни в коем случае не умаляя значения данных характеристик судебной власти, обращаю внимание лишь на то, что нами не найдено правовых норм, где бы они были прямо закреплены применительно именно к судебной власти, а не всего-навсего к деятельности суда или путям обеспечения единства судебной системы22.

Судебная власть, таким образом, — это предназначенная для обеспечения правового порядка, поддержания законности и привлечения нарушителей таковой к ответственности разновидность государственной власти, реализуемая посредством конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства, самостоятельными и независимыми, обладающими исключительным полномочием на осуществление правосудия, специальными государственными органами — судами, в состав которых могут входить представители общественности.

Тема 33. Общая характеристика судебной власти

Понятие и конституционные основы судебной власти. Понятие юстиции, юрисдикции и правосудия. 2.

Социальная роль судебной власти. 3.

Функции судебной власти. 4.

Влияние политических факторов на деятельность судебной власти. 5.

Объем конституционного регулирования судебной власти. 6.

Структура судебной власти. Суды общей юрисдикции. 7.

Система административной юстиции. 8.

Специальные суды: семейные, ювенильные, трудовые, патентные, финансовые (налоговые) и др. 9.

Конституционные суды. 10.

Суды для рассмотрения дел о конституционной ответственности высших должностных лиц (Высокий суд правосудия и Суд правосудия Французской Республики, Государственный трибунал в Польше). 11.

Суды шариата. Чрезвычайные суды. 12.

Формирование судейского корпуса. Конституционно-пра- вовое регулирование порядка формирования судебной власти. Принцип, гарантирующий независимость носителей судебной власти. Возрастной предел для судей. Несовместимость функции судьи с иными занятиями. 13.

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем. 14.

Высшие органы судейского сообщества.

Тема 34. Органы, обслуживающие судебную власть 1.

Органы предварительного расследования. 2.

Органы прокуратуры. 3.

Судебная полиция. 5.

Статус судей, прокуроров и следователей. 6.

Термины «магистратура», «магистрат» и их различные значения.

47. Характеристика судебной власти.

1. Судебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4.Независимость, самостоятельность, обособленность — характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

5. Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.

6.Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

48. Суд как орган судебной власти.

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их.

1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.

3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде.

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная власть: понятие и основные признаки. — Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «правоохранительные органы» Library UA

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Статья 10 Конституции РФ устанавливает: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, судебная власть является одним из видов государственной власти.

Судебная власть обладает рядом признаков:

1) исключительностью. Она реализуется только специальными государственными органами — судами в лице профессиональных судей и привлекаемых в соответствующих судах к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Суды учреждаются только в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»;

2.)независимостью, самостоятельностью, обособленностью. Она
осуществляется независимо от законодательной (представительной) и исполнительной власти. Суды подчиняются только Конституции Российской
Федерации и закону. Решения суда не требуют какого-либо утверждения.
Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные структуры;

3.) судопроизводством как средством ее реализации. Она осуществляется только посредством установленного Конституцией и законами процессуального порядка по соответствующим категориям дел. Детальная регламентация деятельности судов и точное исполнение судами всех процессуальных требований при рассмотрении и разрешении дел предусмотрены в интересах установления всех фактических обстоятельств дел и вынесения по ним обоснованных и законных решений.

4.)подзаконностью. Компетентность судов определяется действующим законодательством, и прежде всего Конституцией РФ. Законодательная и исполнительная власть не вмешиваются в деятельность судов.

5)обязательностью судебных решений. Все законные и обоснованные требования и распоряжения суда обязательны для исполнения всеми без исключения государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Вступившее в силу решение суда носит характер закона и действует на всей территории России.

Смотрите еще:

  • Пример ст 264 ук рф Кассация призвала суды не увлекаться назначением условных сроков за ДТП Пензенский областной суд представил на своем сайте справку по результатам изучения практики назначения судами области наказания за преступления, предусмотренные статьей 264 "Нарушение правил […]
  • Индексация регионального материнского капитала в 2016 году Особенности работы программы Материнский капитал в регионах Российской Федерации Для определенных категорий семей предусмотрена возможность получение регионального сертификата на материнский капитал. Но что под этим подразумевается? Как его оформить? Какая его сумма? […]
  • Кто может дать деньги в долг под расписку частное лицо Люди дающие деньги вдолг под расписку от частного лица Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и т.п. Проводим заявку без прохождения кредитного скоринга. Поэтому […]
  • Юридическая консультация на павелецкой Бесплатная юридическая консультация у метро Павелецкая Ответим на все ваши вопросы в любой сфере права юрист-консультант Виталий Семёнович Максимов метро Павелецкая Если вам необходима квалифицированная юридическая бесплатная консультация у метро Павелецкая, […]
  • Мера обеспечения применения в возможно короткий срок Словарь юридических терминов: Меры обеспечения производства Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении составляют самостоятельную группу мер административного принуждения, которые применяются в административно-деликтном процессе в целях […]
  • Деньги в займ под залог техники Условия кредита, деньги под залог в ломбарде Сеть ломбардов ООО «Залоговая касса» осуществляет займ под залог в Минске изделий из драгоценных металлов (золото, серебро), электронной техники, часов, спортивного инвентаря, авто-мото транспорта. Режим работы: Мы работаем […]
  • Гк вв мвд рф золотов Главком внутренних войск МВД РФ Золотов стал генералом армии МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости. Главнокомандующему внутренними войсками МВД РФ Виктору Золотову присвоено звание генерала армии, следует из указа, опубликованного на сайте Кремля во вторник. Как сообщалось, […]
  • Коллективный договор в доу на 2018 Коллективный договор ДОУ на 2017-2020гг Последние новости Родительские собрания в сентябре 2018г Уважаемые родители! Приглашаем Вас на родительские собрания! Тема «Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО» Начало всех собраний в 17.30. 11.09.2018 – […]