Виды объективной стороны административного правонарушения

Объект и объективная сторона административного правонарушения

Поскольку правонарушение — это всегда социальное, общественно значимое явление, то даже в ситуации, когда, казалось бы, вред нанесен только потерпевшему, правонарушитель наносит определенный урон (ущерб) обществу. В этой связи объектом любого административного правонарушения всегда выступают общественные отношения. Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

В теории административного права объекты посягательств административных правонарушений традиционно подразделяются на четыре группы: общий, родовой, видовой и непосредственный. Такое деление имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно позволяет правоприменителю осуществлять процесс квалификации административных правонарушений, т.е. отнесение противоправного деяния к конкретной статье Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях либо статье закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права (конституционного, трудового, гражданского, земельного, экологического, финансового), охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности.

Родовым объектом является группа однородных общественных отношений, возникающих в отдельной сфере (например, родовым объектом правонарушений, предусмотренных гл. 15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; а гл. 20 — общественный порядок, общественная безопасность). В КоАП РФ исполь-зуется смешанный способ группировки составов административных правонарушений в главы — по родовому объекту и сфере (отрасли), в которой совершено правонарушение.

Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общая для правонарушений, входящих в одну главу (правила осуществления валютных операций, порядок работы с наличностью, правила воинского учета и т.д.). Выделение видового объекта является необходимым и оправданным, поскольку именно такая система объектов детально разграничивает общественные отношения между собой и, как следствие, позволяет правоприменителю более качественно осуществлять процесс квалификации административных правонарушений и эффективно назначать виновным лицам административные наказания.

Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым административным правонарушением непосредственно причиняется ущерб (например, право владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом при совершении мелкого хищения). В качестве непосредственного объекта могут выступать конкретные нормы, правила, предписания, требования, запреты. Непосредственный объект позволяет разграничивать однородные административные правонарушения между собой.

В ряде случаев объект административного правонарушения тесным образом связан с предметом правонарушения, т.е. с предметами внешнего, материального мира, на которые воздействует правонарушение и которым причиняется ущерб (например, налоговая декларация или бухгалтерские учетные документы для административных правонарушений в области налогов и сборов). Однако предмет административного правонарушения нельзя отождествлять с объектом, хотя он и является элементом общественных отношений, его составной частью и, следовательно, охрана общественных отношений предполагает охрану элементов, их образующих.

Особую роль для правоприменителя играют родовой и непосредственный объекты, так как именно с их помощью разрешаются спорные ситуации, возникающие при конкуренции материально-правовых норм, устанавливающих административную ответственность (например, квалификация действия либо бездействия по ст. 6.4, 6.5, 6.6 или ст. 6.7 КоАП РФ зависит от непосредственного объекта посягательства).

Объективная сторона административного правонарушения выступает выражением внешней стороны конкретного противоправного деяния, посягающего на общественные отношения. Именно посредством объективной стороны правоприменитель осуществляет первоначальную правовую идентификацию административного правонарушения по отнесению его к конкретному виду.

Объективная сторона любого административного правонарушения характеризуется двумя группами признаков: обязательными и факультативными.

1. В число обязательных признаков входит само противоправное деяние, его общественно вредные последствия и логическая причинная связь между ними.

Деяния, составляющие объективную сторону административных правонарушений, могут выражаться как в действиях, нарушающих установленные законодательством запреты и предписания, так и в бездействии, влекущем неисполнение предусмотренных законодательством обязанностей.

Часть административных правонарушений совершается только путем бездействия (например, непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения — ст. 19.6 КоАП РФ).

Отдельные административные правонарушения совершаются в форме действия, причем нескольких видов. Например, объективную сторону ст. 15.7 КоАП РФ «Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику» составляют действия двух видов:

  1. открытие счета организации без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  2. открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения о приостановлении операций по счетам этого лица.

Некоторые административные правонарушения одновременно содержат в диспозиции своих составов несколько самостоятельных правонарушений, объективная сторона которых выражается как в форме различных действий, так и в форме бездействия. Например, по ст. 15.6 КоАП РФ непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может осуществляться как путем непредставления или отказа представления сведений, так и путем представления таких сведений в искаженном виде.

По конструкции объективной стороны административные правонарушения подразделяются на формальные и материальные составы.

Для формальных составов свойственно то, что их выполнение не влечет каких бы то ни было материальных последствий. Следовательно, и общественно вредные последствия, и причинная связь не могут рассматриваться в качестве обязательных признаков применительно к данной группе составов. Законодатель для администра-тивных правонарушений с формальным составом прямо не указывает на наступление вредных последствия деяния (например, ст. 15.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации).

Административные правонарушения, которые влекут негативные последствия материального характера, по конструкции состава являются материальными. Для них наступившие вредные материальные последствия являются обязательным признаком и условием привлечения правонарушителя к административной ответст-венности.

Для административных правонарушений с материальным составом между наступившими общественно вредными последствиями и деянием субъекта обязательным элементом является причинно-следственная связь. В отсутствии причинной связи ответственность исключена.

С объективной стороны административные правонарушения могут быть простыми и сложными.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (например, мелкое хищение — ст. 7.27 КоАП РФ).

Сложное деяние может состоять из нескольких самостоятельных действий либо растянуто во времени.

Различаются следующие разновидности сложных деяний, являющихся административно наказуемыми:

  • с двумя разными действиями:
  • состоящие из альтернативных действий;
  • длящиеся;
  • продолжаемые.

Административное правонарушение с двумя разными действиями характеризуется совершением правонарушителем двух и более действий, каждое из которых содержит признаки отдельного административного правонарушения, но в рамках одного противоправного деяния (например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти, — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ).

Административным правонарушением, состоящим из альтернативных действий, является такое правонарушение, в котором предусматривается несколько вариантов действий, выполнение каждого из которых или нескольких вместе влечет наступление административной ответственности (например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему — ст. 20.8 КоАП РФ).

Длящимися признаются такие административные правонарушения, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неисполнения правовой обязанности (например, проживание гражданина без регистрации — ст. 19.15 КоАП РФ).

Длящееся административное правонарушение прекращается либо фактически или же юридически. При фактическом прекращении само виновное в его совершении лицо предпринимает действия по исполнению правовой обязанности (например, становится на регистрационный учет), либо оно прекращается в результате изменения обстановки. Юридическое прекращение административного правонарушения происходит в случае привлечения лица к административной ответственности.

Продолжаемым является административное правонарушение, складывающееся из последовательности тождественных, тесно связанных между собой правонарушений, совокупность которых образует единое правонарушение (например, мелкое хищение, совершаемое в несколько приемов, но охватываемое единым умыслом лица, так же, как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности).

2. Факультативные признаки объективной стороны правонарушения — это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. В административном праве в качестве таковых выделяются: место, время, способ, орудия, средства, характер совершения правонарушения и т.п. Они присутствуют не во всех составах административных правонарушений. Однако если в конкретном составе какой-либо из них предусмотрен, он становится обязательным признаком объективной стороны правонарушения.

Место совершения имеет юридическое значение для отдельных видов административных правонарушений. Так, административная ответственность по ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах» возможна в тех случаях, когда производство выстрела осуществляется в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах.

Время как признак объективной стороны административного правонарушения в большей степени имеет значение при совершении правонарушения в форме бездействия. Б этом случае признаком бездействия выступает срок, заранее установленный период, по истечении которого бездействие приобретает статус правонарушения. Так, налогоплательщик совершает административное правонарушение в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) или в случае пропуска без уважительной причины срока представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Под способом понимается конкретная форма действия, его вариант, т.е. определенная последовательность действий и приемы, применяемые правонарушителем. Способ совершения административного правонарушения неразрывно связан с самим деянием, поскольку он указывает, каким путем совершается противоправное действие (например, мелкое хищение может совер-шаться такими способами, как кража, мошенничество, присвоение или растрата).

Средства совершения правонарушения иногда относятся к признакам объективной стороны. Б качестве них могут выступать предметы и вещества, свободный оборот которых запрещен либо ограничен (взрывчатые вещества, гражданское и служебное оружие, этиловый спирт и т.д.).

Среди факультативных признаков объективной стороны административного правонарушения важное значение имеют признаки, выступающие в качестве квалифицирующих: неоднократность, повторность, длительность противоправного посягательства и т.п.

Неоднократность предполагает совершение лицом в течение установленного законом периода (как правило, одного года) однородных правонарушений, ни за одно из которых оно не подвергалось административному наказанию.

От неоднократности отличается повторность, которая выражается в совершении одним и тем же лицом в течение установленного законом времени правонарушения, за которое оно уже подвергалось наказанию ранее. Неоднократность является признаком административного правонарушения, а повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за него.

§ 4. Объективная сторона административного проступка

Объективная сторона состава проступка — это внешнее проявление общественно опасного посягательства на объект, находящийся под охраной административно-правовых санкций. Объективная сторона административного проступка включает в себя большую группу обязательных и факультативных элементов.

Деяние — обязательный и основной элемент объективной стороны, который проявляется в двух формах: действии и бездействии. Деяние следует рассматривать как активное поведение лица. Например, потрава посевов (ст. 104 КУоАП) или выпуск и реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов (ст. 167 КУоАП) могут быть совершены только в форме действия. Есть также и правонарушения, которые совершаются в форме бездействия. Например, непринятие мер к обеспечению своевременной регистрации иностранцев и лиц без гражданства (ст. 205 КУоАП); неявка по вызову в военный комиссариат (ст. 2111 КУоАП); несообщение сведений о военнообязанных и призывниках (ст. 2116 КУоАП).

Вредные последствия административного проступка — это прямой действительный имущественный вред, а также вред здоровью человека либо здоровью и жизни животного, который причиняется в результате совершения административного проступка. Особенность административных проступков проявляется в том, что они не связаны с посягательством на здоровье и жизнь человека. Однако иногда, в случаях прямо предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, ответственность

наступает за причинение вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 154 КУоАП) либо за причинение вреда здоровью и жизни животного (статьи 89, 90 КУоАП). Вредные последствия как элемент объективной стороны состава носят факультативный характер.55 Например, при привлечении лица к административной ответственности за уклонение от медицинского осмотра или медицинского обследования (ст. 441 КУоАП) последствия не являются обязательным элементом состава.

В материальных составах административных проступков необходимо установить также причинную связь между деянием и его последствиями. Так, например, при нарушении требований пожарной безопасности в лесах (ч. 2 ст. 77 КУоАП) очень важно установить, что пожар в лесу и повреждение леса произошли в результате неосторожного обращения правонарушителя с огнем, а не в результате природных причин (например, попадания молнии).

Место совершения административного проступка — это описанная в законе конкретная территория, на которой совершается правонарушение. Место совершения проступ-

55 В науке уголовного права ведется спор по поводу того, являются ли последствия преступления обязательным или факультативным элементом состава. По нашему мнению, в данных спорах происходит подмена понятий «признаки преступления» и «признаки состава преступления». Действительно все правонарушения (в том числе и преступления) причиняют, во-первых, вред общественным отношениям, во-вторых, вред правопорядку, так как нарушают установленные правовые нормы, и, в-третьих, часто, но не всегда, сопряжены с причинением вреда имуществу, здоровью и жизни человека. Преступление поэтому и характеризуется как общественно опасное деяние так как причиняет указанные выше виды вреда. Однако общественная опасность — это признак всех преступлений. Когда же речь идет о последствиях преступления как элементе состава, то мы должны признать тот факт, что в формальных составах он не имеет квалифицирующего значения, что и позволяет отнести его к факультативным признакам. В рамках науки административного права такие полемики еще серьезно не ведутся, что объясняется уровнем развития данного правового института. Большинство ученых-административистов относят вредные последствия к факультативным элементам объективной стороны проступка (Административное право Украины. — 2-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. Ю.П. Битяка. — X.: Право, 2003. — С. 184).

ка может влиять на квалификацию деяния, если оно закреплено законодателем в качестве обязательного элемента состава. Например, уничтожение или повреждение ограничительных знаков в лесах (ст. 75 КУоАП), выжигание опавших листьев в парках (ст. 771 КУоАП), нарушение правил содержания животных в зоологических парках (ст. 90 КУоАП), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте (ст. 120 КУоАП) и другие. В большинстве же случаев место совершения административного проступка является факультативным признаком.

Время совершения административного проступка — это определенный временной отрезок, который может носить обязательный характер для установления наличия состава проступка, если предусмотрен Кодексом Украины об административных правонарушениях. Например, нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85 КУоАП), нарушение тишины в общественных местах в запрещенное решением сельских, поселковых, городских советов время (ст. 182 КУоАП), нарушение порядка и сроков предоставления информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без опеки (попечения) родителей (ст. 1842 КУоАП), и другие правонарушения. Как факультативный элемент состава административного проступка время совершения противоправного деяния может оказывать влияние на степень опасности деяния, и тогда оно учитывается при назначении административного взыскания. Например, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию (п. 2 ст. 35 КУоАП) признается законодательством обстоятельством, отягчающим административную ответственность56.

56 Время не следует путать с обстановкой совершения правонарушения. В юридической литературе обстановку совершения правонарушения очень часто выделяют в качестве элемента объективной стороны правонарушения (Административное право Украины. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. Ю.П. Битя-ка. X.: Право, 2003.

Факультативным элементом объективной стороны административного проступка является обстановка совершения правонарушения. Обстановка правонарушения — это совокупность взаимодействующих обстоятельств, при наличии которых совершается административный проступок. Иногда обстановка правонарушения является обязательным признаком административного проступка, без наличия которого данное деяние признать правонарушением нельзя, так как будет отсутствовать состав. Например, непредоставление в неотложных случаях транспортных средств работникам милиции и медицинским работникам (ст. 1241 КУоАП). Обычно обстановка правонарушения не является обязательным признаком административного проступка, но может учитываться при назначении административного взыскания как отягчающее (например, совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных ситуациях — п. 5 ст. 35 КУоАП) либо смягчающее ответственность обстоятельство (например, совершение правонарушения при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств — п. 3 ст. 34 КУоАП).

Средства и орудия совершения административного проступка представляют собой одушевленные и неодушевлен-

примеры, находящиеся в учебниках по уголовному праву, считая, что в данном случае авторы подменяют обстановку совершения преступления другими элементами объективной стороны преступления. Например, в рамках уголовного права Российской Федерации в качестве примера обстановки совершения преступления приводят публичное оскорбление представителя власти и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Публичность, по мнению этих авторов, означает присутствие при совершении указанных преступлений других лиц, не являющихся соучастниками (Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. Учебник. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. — М. Изд. «ЗЕРЦАЛО», 1999. — С. 255). Этот пример интересен тем, что в Кодексе Украины об административных правонарушениях есть проступки, в которых публичность является обязательным признаком, характеризующим непосредственный состав правонарушения. Например, публичные призывы к невыполнению требований работника милиции (ст. 1857 КУоАП) и публичные призывы за бойкотирование выборов Президента Украины или народного депутата (ч. 1 ст. 1862 КУоАП). По нашему мнению, в данном случае законодатель подразумевает не обстановку совершения правонарушения, а способ его совершения.

ные компоненты, которые применяются правонарушителем при совершении противоправного деяния57.

Понятия «средства» и «орудия» совершения правонарушения соотносятся между собой как общее и частное. То есть орудия являются разновидностью средств совершения административного проступка.

Орудия совершения правонарушения — это те предметы материального мира, которые непосредственно участвуют в посягательстве на объект административно-правовой охраны. Например, в таком административном проступке, как стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах (ст. 174 КУоАП) орудием совершения правонарушения будет выступать огнестрельное оружие. Если при этом правонарушитель передвигался по населенному пункту на транспортном средстве, то данное транспортное средство следует рассматривать не как орудие, а как средство совершения правонарушения. Также очень важно средства совершения правонарушения отличать от предмета административного проступка. Например, ст. 139 КУоАП предусматривает административную ответственность за повреждение технических средств регулирования дорожного движения. В данном случае технические средства являются предметом посягательства, а не средством или орудием совершения правонарушения.

Наибольшее юридическое значение среди факультативных элементов объективной стороны административного проступка имеет способ совершения правонарушения, под которым понимается та форма, в которой выразились об-

57 К сожалению, в учебниках по административному праву и административной ответственности не делается акцент на различии этих элементов объективной стороны административного проступка, и даже характеризуют их одним определением. Однако такое различие понятий как «средства совершения правонарушения» и «орудия совершения правонарушения» имеет, прежде всего, практическое значение. Так как законодатель в пунктах 3 и 4 ст. 24 КУоАП четко определил, что возмездно изъяты и конфискованы могут быть только предметы, явившиеся орудием совершения правонарушения. То есть для того, чтобы правильно применить нормы ст. 24 КУоАП орган административной юрисдикции (должностное лицо), имеющий право накладывать данные виды административного взыскания, должен иметь представление, что законодатель подразумевает под орудием совершения правонарушения.

щественно опасные действия, те приемы и методы, которые использовал правонарушитель для совершения административного проступка. Нередко законодательство об административной ответственности рассматривает способ совершения правонарушения как квалифицирующий признак состава. Например, ст. 185 КУоАП предусматривает ответственность за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции; ст. 1854 — за злостное уклонение свидетеля от явки в органы досудебного следствия; ст. 89 КУоАП — за жестокое обращение с животными; ст. 160 — за торговлю с рук в неустановленных местах и т.д.

Если способ совершения административного проступка не указан в статье Особенной части КУоАП, то он не влияет на квалификацию проступка. Однако он может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (например, совершение правонарушения группой лиц — п. 4 ст. 35 КУоАП)58.

21. Объективная сторона административного правонарушения: понятие, виды.

Объективная сторона хар-ет прав-ие в его внешнем проявлении. Это совокупность предусмотренных нормой АДП признаков, характеризующих его во внешнем проявлении т.е. внешнюю сторону. Такие признаки, относящиеся к конкретному прав-ию, называются в норме-запрете соответствующей статьи Особен. части КоАП. Обобщая эти признаки, можно выявить общие признаки объективной стороны, хар-ные для адм. прав-ий. К общим признакам относятся:

1) Обязательное деяние в форме действия или бездействия

Они хар-ют само деяние и его последствия, поэтому они всегда присутствуют в объективной стороне. Главным, ведущим признаком объективной стороны выступает деяние(нарушение правил, требований, распитие, повреждение). Формы выражения деяния могут быть самыми различными. Большинство составов адм. прав-ий сконструировано законодателем так, что причинная связь между деянием и последствиями не имеют существенного значения для хар-ки объективной стороны правонарушения. Немалая их часть не связана с причинением материального вреда, а является формальными нематериальными. По этой причине последствия в виде матер.вреда и причинная связь могут рассматриваться в качестве признаков объективной стороны адм. право-ий лишь для отдельных видов. деянием является сам факт уничтожения или повреждения. Действие – активное воздействие на объект прав-ия и выражается в различных формах: причинение телесного повреждения(9.1), присвоение найденного имущества(10.6), незаконное принятие иностранной валюты в качестве платёжного средства(ч.1 ст.11.1), нарушение установленного порядка приёма денежных средств при реализации товаров за наличный расчёт(ст.12.18).Противоправное бездействие – пассивное отношение к объекту прав-ия. В некоторых случаях совершение прав-ия в форме бездействия сопровождается различного рода активными действиями. Такие действия способствуют невыполнению возложенных на лицо обязанности.В КоАП предусмотрены следующие формы бездействия: неисполнение, непредставление, нарушение сроков, непринятие мер, необеспечение, неуведомление, неиспользование.

2)Общественно опасные последствия

3)Причинная связь между деянием и последствиями

4) Способ, средства, место, время и обстановка совершения право-ния.

Факультативные признаки могут не использоваться при описании объективной стороны конкретных составов право-ия. В КоАП отсутствуют нормы, в которых не было описания противоправного деяния по сравнению с УК.

22. Способ, место, время и обстановка как признаки объективной стороны.

К факультативным признакам объект.стороны относ-ся: способ, место, время, обстановка совершения. Способ – совокупность приёмов и методов, применяемых правонарушителем при совершении противоправного деяния. Это форма, в которой выражается деяние. Любое деяние имеет способ своего осуществления, н-р, способы осуществления мелкого хищения: кража, мошенничество, присвоение или растрата. В КоАП способ совершения прав-ия называется в ограниченном кол-ве статей Особен. части и по существу не выступает в качестве квалифицирующего признака прав-ия. К отдельным видам способов совершения деяний следует отнести самовольное(без согласия), тайное, скрытное(те деяния, которые не разрешены) их совершение.

Место — определённая территория, пространство, где совершается правонарушение. Оно используется в отдельных случаях при описании объективной стороны состава право-ия в качестве квалифицирующего признака состава прав-ия. Н-р, распитие алког. напитков на улице, стадионе, в сквере, парке и др. общественных местах; нецензурная брань в общественном месте. Местом совершения право-ия в отдельных случаях рассматриваются транспортные средства и внутренние водные пути, н-р, распитие, курение в общественном транспорте.

Время – определённый в норме права промежуток той или иной деятельности, в период которого совершается прав-ие. Признак времени имеет 2 вида:

1) такой промежуток времени, в течение которого запрещается совершать соответствующие действия(н-р, в запретное время не разрешаются добыча рыбы или водных животных, охота);

2) промежуток времени, в течение которого требуется совершить определённые действия.их несовершение рассматривается как прав-ие, т.е. бездействие в установленные сроки для совершения действий. Н-р, нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе.

Обстановка – внешние условия, описанные в норме права, при которых может совершиться деяние. Н-р, нарушение порядка во время судебного заседания(ст. 21.1), оскорбление должн. лица ГО при исполнении им служебных обязанностей(ст. 23.5).

Т.о. способ, время, место, обстановка совершения прав-ия явл. значимыми признаками объективной стороны. Если они не названы в норме права и не являются признаками состава прав-ия, то они могут не учитываться при определении меры административной ответственности.

2. Юридический состав административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, т.е. все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка. Непосредственные объекты конкретизируются применительно к конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума).

Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправный акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона правонарушения характеризует конкретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними.

Характеристика объективной стороны включает в себя способ, средства, время, место совершения административного правонарушения и другие имеющие значения для квалификации правонарушения обстоятельства.

В зависимости от объективной стороны юридические составы правонарушения подразделяются на формальные и материальные. Для норм с формальным составом для привлечения к ответственности необходим сам факт нарушения правовой нормы безотносительно от наступивших последствий (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения). Нормы с материальным составом включают в себя противоправное деяние и наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств, повлекшая причинение материального ущерба).

Согласно КоАП субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности в КоАП означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При применении статей КоАП к физическим и юридическим лицам необходимо иметь в виду, что, если в статьях КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

КоАП выделяются и специальные субъекты, привлечение которых к административной ответственности имеет существенные особенности.

Так, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Особенности административной ответственности устанавливаются также для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Субъективная сторона административного правонарушения включает вину правонарушителя, мотивы совершения правонарушения и его цель. Вина правонарушителя является основным элементом субъективной стороны административного правонарушения и выражается в форме умысла или неосторожности (применительно к физическим лицам).

Данное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Указанное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Объект и объективная сторона административного правонарушения

В теории административного права объекты посягательств ад­министративных правонарушений традиционно подразделяются на четыре группы: общий, родовой, видовой и непосредственный. Та­кое деление имеет не только теоретическое, но и практическое зна­чение, так как оно позволяет правоприменителю осуществлять про­цесс квалификации административных правонарушений, т.е. отне­сение противоправного деяния к конкретной статье Особенной ча­сти Кодекса РФ об административных правонарушениях либо ста­тье закона субъекта РФ, устанавливающего административную от­ветственность.

Общим объектом административного правонарушения выступа­ют общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права (конституционного, трудового, гражданского, зе­мельного, экологического, финансового), охраняемые и защищае­мые мерами административной ответственности.

Родовым объектом является группа однородных общественных отношений, возникающих в отдельной сфере (например, родовым объектом правонарушений, предусмотренных гл. 15 КоАП РФ, яв­ляются общественные отношения, складывающиеся в области фи­нансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; а гл. 20 — общест­венный порядок, общественная безопасность). В КоАП РФ исполь­зуется смешанный способ группировки составов административных правонарушений в главы — по родовому объекту и сфере (отрасли), в которой совершено правонарушение.

Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общая для правонарушений, вхо­дящих в одну главу (правила осуществления валютных операций, порядок работы с наличностью, правила воинского учета и т.д.). Выделение видового объекта является необходимым и оправдан­ным, поскольку именно такая система объектов детально разграни­чивает общественные отношения между собой и, как следствие, позволяет правоприменителю более качественно осуществлять про­цесс квалификации административных правонарушений и эффек­тивно назначать виновным лицам административные наказания.

Под непосредственным объектом рассматривается та часть одно­родных общественных отношений, которым административным правонарушением непосредственно причиняется ущерб (например, право владения, пользования и распоряжения конкретным имуще­ством при совершении мелкого хищения). В качестве непосредст­венного объекта могут выступать конкретные нормы, правила, предписания, требования, запреты. Непосредственный объект по­зволяет разграничивать однородные административные правонару­шения между собой.

В ряде случаев объект административного правонарушения тес­ным образом связан с предметом правонарушения, т.е. с предмета­ми внешнего, материального мира, на которые воздействует право­нарушение и которым причиняется ущерб (например, налоговая декларация или бухгалтерские учетные документы для администра­тивных правонарушений в области налогов и сборов). Однако предмет административного правонарушения нельзя отождествлять с объектом, хотя он и является элементом общественных отноше­ний, его составной частью и, следовательно, охрана общественных отношений предполагает охрану элементов, их образующих.

Особую роль для правоприменителя играют родовой и непо­средственный объекты, так как именно с их помощью разрешаются спорные ситуации, возникающие при конкуренции материально­правовых норм, устанавливающих административную ответствен­ность (например, квалификация действия либо бездействия по ст. 6.4, 6.5, 6.6 или ст. 6.7 КоАП РФ зависит от непосредственного объекта посягательства).

Объективная сторона административного правонарушения вы­ступает выражением внешней стороны конкретного противоправно­го деяния, посягающего на общественные отношения. Именно по­средством объективной стороны правоприменитель осуществляет первоначальную правовую идентификацию административного пра­вонарушения по отнесению его к конкретному виду.

Объективная сторона любого административного правонаруше­ния характеризуется двумя группами признаков: обязательными и факультативными.

1. В число обязательных признаков входит само противоправное деяние, его общественно вредные последствия и логическая при­чинная связь между ними.

Деяния, составляющие объективную сторону административных правонарушений, могут выражаться как в действиях, нарушающих установленные законодательством запреты и предписания, так и в бездействии, влекущем неисполнение предусмотренных законода­тельством обязанностей.

Часть административных правонарушений совершается только путем бездействия (например, непринятие мер по устранению при­чин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения — ст. 19.6 КоАП РФ).

Отдельные административные правонарушения совершаются в форме действия, причем нескольких видов. Например, объективную сторону ст. 15.7 КоАП РФ «Нарушение порядка открытия счета на­логоплательщику» составляют действия двух видов:

1) открытие счета организации без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

2) открытие счета организации или индивидуальному предпри­нимателю при наличии решения о приостановлении операций по счетам этого лица.

Некоторые административные правонарушения одновременно содержат в диспозиции своих составов несколько самостоятельных правонарушений, объективная сторона которых выражается как в форме различных действий, так и в форме бездействия. Например, по ст. 15.6 КоАП РФ непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может осуществляться как путем непредставления или отказа представления сведений, так и путем представления таких сведений в искаженном виде.

По конструкции объективной стороны административные пра­вонарушения подразделяются на формальные и материальные со­ставы.

Для формальных составов свойственно то, что их выполнение не влечет каких бы то ни было материальных последствий. Следова­тельно, и общественно вредные последствия, и причинная связь не могут рассматриваться в качестве обязательных признаков приме­нительно к данной группе составов.

Административные правонарушения, которые влекут негатив­ные последствия материального характера, по конструкции соста­ва являются материальными. Для них наступившие вредные мате­риальные последствия являются обязательным признаком и усло­вием привлечения правонарушителя к административной ответст­венности.

Для административных правонарушений с материальным соста­вом между наступившими общественно вредными последствиями и деянием субъекта обязательным элементом является причинно­следственная связь. В отсутствии причинной связи ответственность исключена.

С объективной стороны административные правонарушения могут быть простыми и сложными.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт про­тивоправного поведения (например, мелкое хищение — ст. 7.27 КоАП РФ).

Сложное деяние может состоять из нескольких самостоятельных действий либо растянуто во времени.

Различаются следующие разновидности сложных деяний, яв­ляющихся административно наказуемыми:

• с двумя разными действиями:

• состоящие из альтернативных действий;

Административное правонарушение с двумя разными действиями характеризуется совершением правонарушителем двух и более дей­ствий, каждое из которых содержит признаки отдельного админи­стративного правонарушения, но в рамках одного противоправного деяния (например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповино­вением законному требованию представителя власти, — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ).

Административным правонарушением, состоящим из альтерна­тивных действий, является такое правонарушение, в котором пре­дусматривается несколько вариантов действий, выполнение каждо­го из которых или нескольких вместе влечет наступление админи­стративной ответственности (например, нарушение правил произ­водства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему — ст. 20.8 КоАП РФ).

Длящимися признаются такие административные правонаруше­ния, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неис­полнения правовой обязанности (например, проживание граждани­на без регистрации — ст. 19.15 КоАП РФ).

Длящееся административное правонарушение прекращается ли­бо фактически или же юридически. При фактическом прекращении само виновное в его совершении лицо предпринимает действия по исполнению правовой обязанности (например, становится на реги­страционный учет), либо оно прекращается в результате изменения обстановки. Юридическое прекращение административного право­нарушения происходит в случае привлечения лица к администра­тивной ответственности.

Продолжаемым является административное правонарушение, складывающееся из последовательности тождественных, тесно свя­занных между собой правонарушений, совокупность которых обра­зует единое правонарушение (например, мелкое хищение, совер­шаемое в несколько приемов, но охватываемое единым умыслом лица, так же, как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности).

2. Факультативные признаки объективной стороны правонару­шения — это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. В административ­ном праве в качестве таковых выделяются: место, время, способ, орудия, средства, характер совершения правонарушения и т.п. Они присутствуют не во всех составах административных правонаруше­ний. Однако если в конкретном составе какой-либо из них преду­смотрен, он становится обязательным признаком объективной сто­роны правонарушения.

Место совершения имеет юридическое значение для отдельных видов административных правонарушений. Так, административная ответственность по ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах» возможна в тех случаях, когда произ­водство выстрела осуществляется в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах.

Время как признак объективной стороны административного правонарушения в большей степени имеет значение при совер­шении правонарушения в форме бездействия. В этом случае при­знаком бездействия выступает срок, заранее установленный пе­риод, по истечении которого бездействие приобретает статус правонарушения. Так, налогоплательщик совершает администра­тивное правонарушение в случае непредставления в установлен­ный законодательством о налогах и сборах срок документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) или в случае пропуска без ува­жительной причины срока представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Под способом понимается конкретная форма действия, его вариант, т.е. определенная последовательность действий и прие­мы, применяемые правонарушителем. Способ совершения адми­нистративного правонарушения неразрывно связан с самим дея­нием, поскольку он указывает, каким путем совершается проти­воправное действие (например, мелкое хищение может совер­шаться такими способами, как кража, мошенничество, присвое­ние или растрата).

Средства совершения правонарушения иногда относятся к при­знакам объективной стороны. В качестве них могут выступать предметы и вещества, свободный оборот которых запрещен либо ограничен (взрывчатые вещества, гражданское и служебное оружие, этиловый спирт и т.д.).

Среди факультативных признаков объективной стороны админи­стративного правонарушения важное значение имеют признаки, вы­ступающие в качестве квалифицирующих: неоднократность, повтор­ность, длительность противоправного посягательства и т.п.

Неоднократность предполагает совершение лицом в течение ус­тановленного законом периода (как правило, одного года) одно­родных правонарушений, ни за одно из которых оно не подверга­лось административному наказанию.

От неоднократности отличается повторность, которая выража­ется в совершении одним и тем же лицом в течение установленного законом времени правонарушения, за которое оно уже подверга­лось наказанию ранее. Неоднократность является признаком адми­нистративного правонарушения, а повторность служит обстоятель­ством, отягчающим ответственность за него.

Смотрите еще:

  • Заместитель коммерческого директора должностные обязанности Должностные инструкции заместителя коммерческого директора Должностные инструкции заместителя коммерческого директора (примерная) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность заместителя […]
  • Федеральное казенное учреждение военный комиссариат чувашской республики Военный Комиссариат Чувашской Республики информация актуальна на 06.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Госзакупки Арбитраж Проверки Связи Лицензии ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
  • Работа в госслужбе вакансии пермь Работа в госслужбе вакансии пермь Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 17 000 до 20 000 руб. Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 16 000 до 20 000 […]
  • Техосмотр на автомобиль срок действия Сколько действует диагностическая карта, в том числе после продажи автомобиля? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. По завершении процедуры технического диагностирования в настоящее […]
  • Петровское земельный участок Продажа земли в Петровском Киевская обл, Ирпень, Ворзель, Тургенева ул. Площадь: 20 соток Ділянка 20 соток межує з лісом, неподалік озеро. До зупинки . Киевская обл, Бориспольский район, Петровское, Дружбы ул. Площадь: 15 соток Продам участок 15 соток в селе […]
  • Коап ст 1512 ч4 коап рф О привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 15.12 КоАП РФ за продажу табачных изделий без маркировки специальными (акцизными) марками. В отношении ИП Неськиной М.И. оперуполномоченными ОЭБ и ПК УМВД России по г.о. проведена проверка, в ходе которой […]
  • Дам деньги под расписку в украине Дам займ под расписку. Заверяем все официально у нотариуса Сообщение автору объявления Выберите город в котором хотите предоставить займ под проценты: 40 комментариев Куришко Александр. 18.03.1985 Проживаю и прописан Киев. Имею кредит только в Привате.Нуждаюсь […]
  • Как получить долги через приставов Взыскание долга через службу судебных приставов (Сможет ли судебный пристав помочь вернуть долг. Какое имущество может быть описано и отобрано судебным приставом в счет погашения долга) Победой в суде юридическая проблема не исчерпывается. Заключительный этап – […]