Возврат займа физическому лицу от нерезидента

Вопрос: Вправе ли субъект валютных операций — нерезидент Республики Беларусь предоставить заем в иностранной валюте физическому лицу — резиденту Республики Беларусь на территории Беларуси? Влияет ли на совершение данной валютной операции срок пользования денежными средствами и процентная ставка по договору займа?

ВОПРОС: Вправе ли субъект валютных операций — нерезидент Республики Беларусь предоставить заем в иностранной валюте физическому лицу — резиденту Республики Беларусь на территории Беларуси? Влияет ли на совершение данной валютной операции срок пользования денежными средствами и процентная ставка по договору займа?

ОТВЕТ: В соответствии с Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней, относится к текущей валютной операции (ст.5 Закона).

Предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней, относится к валютной операции, связанной с движением капитала (ст.7 Закона).

Исходя из части первой ст.10 Закона физические лица — резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений (в т.ч. предоставление и получение займов на срок, не превышающий 180 дней). Что касается валютных операций, связанных с движением капитала, то физические лица — резиденты осуществляют указанные операции в двух режимах: на основании разрешения Нацбанка РБ и без разрешения.

Исчерпывающий перечень валютных операций, связанных с движением капитала, требующих получения физическими лицами — резидентами разрешения Нацбанка РБ, установлен в ст.10 Закона:

1) приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

2) приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

3) приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

4) размещение денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;

5) предоставление займов на срок, превышающий 180 дней.

Только перечисленные валютные операции требуют получения разрешения Нацбанка РБ на их проведение. Все остальные осуществляются без разрешения Нацбанка. Это означает, что получить заем физическое лицо от нерезидента может без ограничения по сроку.

Согласно п.2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее — Правила № 72), валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики Беларусь, являются:

— валютные операции по осуществлению расчетов по сделкам, не предусматривающим передачу товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг;

— валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача наличных денежных средств производится на территории Республики Беларусь, зачисление наличных денежных средств осуществляется на счета в банках либо перечисление денежных средств осуществляется со счета на счет, открытые в банках.

Под валютными операциями, осуществляемыми за пределами Республики Беларусь, понимаются все иные валютные операции, неотносимые к валютным операциям, проводимыми на территории Республики Беларусь.

В случае спорности места осуществления передачи и получения товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнения работ, оказания услуг, а также места передачи наличных денежных средств считается, что местом их передачи (выполнения, оказания) является территория Республики Беларусь.

Пунктом 29 Правил № 72 определено, что использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций на территории Республики Беларусь разрешается в отношениях:

— между физическими лицами — резидентами — при проведении валютных операций, установленных Законом, а также в иных случаях, установленных актами валютного законодательства;

— между физическим лицом — резидентом и физическим лицом — нерезидентом, а также между физическими лицами — нерезидентами — по валютным операциям, предусматривающим дарение (в т.ч. в виде пожертвований), отмену дарения, предоставление займов, возврат займов и процентов за пользование ими, передачу на хранение и их возврат, а также в иных случаях, установленных актами валютного законодательства;

— между субъектом валютных операций и физическим лицом — по валютным операциям, указанным в п.31 Правил № 72.

Согласно подп.31.4 п.31 Правил № 72 использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте в отношениях между субъектом валютных операций и физическим лицом на территории Республики Беларусь разрешается в следующих случаях: при осуществлении между субъектом валютных операций и физическим лицом валютных операций по предоставлению займов, возврату займов, процентов за пользование ими (за исключением валютных операций, проводимых между субъектом валютных операций — резидентом Республики Беларусь и физическим лицом — резидентом).

В отношении процентной ставки по договору займа необходимо отметить, что максимальное (предельное) значение процентных ставок установлено лишь для субъектов валютных операций — резидентов при получении кредитов (займов) от нерезидентов на срок более 180 дней (постановление Совета директоров Нацбанка РБ от 14.02.2008 № 42 «Об уровне процентных ставок по проводимым субъектами валютных операций — резидентами (кроме банков) валютным операциям, связанным с движением капитала, при превышении которого требуется получение разрешения Национального банка Республики Беларусь»). По займам на срок до 180 дней таких ограничений нет. Что касается физических лиц, то вне зависимости от срока займа никаких ограничений по процентной ставке тоже не имеется: отсутствуют максимальное и минимальное значения. Однако при заключении договоров займа с нерезидентами необходимо учитывать положения Декрета Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» и Инструкции о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Управления делами Президента РБ от 30.06.2004 № 7. В частности, указанная Инструкция к иностранной безвозмездной помощи относит и беспроцентные займы.

Таким образом, субъект валютных операций — нерезидент вправе предоставить заем в иностранной валюте физическому лицу — резиденту на территории Республики Беларусь без ограничений по сроку пользования и размеру процентной ставки. Физическое лицо — резидент может получить такой заем, например, сроком на 20 лет под 100 % годовых с направлением суммы займа на оплату денежных обязательств заемщика, минуя его счет в банке. Получение разрешения Нацбанка РБ в данном случае не требуется.

Денис Сафаревич, юрист

От редакции: С 31 мая 2008 г. в Декрет Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» на основании Декрета Президента РБ от 29.05.2008 № 10 внесены изменения и дополнения.

С 6 августа 2008 г. в Инструкцию о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденную постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 30.06.2004 г. № 7, на основании постановления Управления делами Президента Республики Беларусь от 17.07.2008 № 8 внесены изменения и дополнения.

С 14 ноября 2008 г. в постановление Совета директоров Национального банка РБ от 14.02.2008 № 42 «Об уровне процентных ставок по проводимым субъектами валютных операций — резидентами (кроме банков) валютным операциям, связанным с движением капитала, при превышении которого требуется получение разрешения Национального банка Республики Беларусь» на основании постановления Совета директоров Национального банка РБ от 21.10.2008 № 341 внесены изменения.

Заключение договора займа с нерезидентом

Включение иностранцев в заемные отношения сегодня получило большую распространенность, ведь никаких ограничений или разрешений для этого не требуется. Связано это и с расширением внешнеэкономических отношений — в состав участников российских фирм частенько входят иностранные лица, и с немалым потоком мигрантов из других государств.

Передача денежных средств в иностранной валюте между юридическим и/или физическим лицом с обязательством возврата в полном объеме должна оформляться в виде договора займа, желательно – письменного, т.к. в сделку вступает нерезидент и она попадает под особый контроль. Валютными резидентами не считаются те граждане, которые:

  • Являются иностранцами или лицами без гражданства при временном проживании или пребывании в РФ;
  • Имеют российское гражданство, но при этом более года проживают постоянно в другой стране с наличием соответствующего вида на жительство либо пребывают там по рабочей или учебной визе.

При участии вышеперечисленной категории людей стоит выбрать право, которое будет регулировать заключенные между участниками договорённости. Если подобное условие не будет определено и прописано, то применяться будет законодательство той страны, где находится место жительство займодавца.

Займ может оформляться между:

  • Займодавцем-нерезидентом и российским заемщиком (чаще всего подобное финансирование на беспроцентной основе встречается тогда, когда учредитель фирмы является иностранец);
  • Отечественной компанией/ гражданином РФ и лицом, не являющимся гражданином нашей страны;
  • Обоими участниками, не имеющими статуса валютных резидентов РФ.

Это – типичные условия, стороны могут обсуждать и фиксировать дополнительные требования по своему усмотрению.

Особенности договора займа с неризедентом

Включение нерезидента и иностранной валюты обуславливает такие моменты соглашения:

  • Получение заемных средств от иностранца считается валютной операцией, поэтому следует соблюдать не только гражданское, но и валютное законодательство, а перечисление лучше производить через специальный счет в банке;
  • Если заемная сумма в эквиваленте равна или превышает 50 тысяч $, то потребуется обязательное составление паспорта сделки, иначе возможны штрафы;
  • Получая беспроцентный займ, российская организация не приобретает статус и обязательства налогового агента.

В разделе Вы можете составить и скачать договор займа с нерезидентом в валюте.

Возврат займа физическому лицу от нерезидента

Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество) получило от нерезидента Украины возвратную финансовую помощь. Как правильно оформить такую операцию и какие особенности ее налогообложения – далее.

Порядок получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов утвержден постановлением Нацбанка от 17.06.2004 г. № 270 (далее – Постановление № 270). Документом предусмотрено, что резиденты (юридические лица, физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, физлица) могут получать кредиты, займы, в том числе возвратную финансовую помощь, в иностранной валюте от нерезидентов по договорам и в порядке, установленном Постановлением № 270.

Пунктом 1.2 Постановления № 270 предусмотрено, что Общество должно привлекать кредит (заем) от нерезидента через уполномоченный банк, который дал согласие на обслуживание операций по договору. Функции обслуживающего банка может выполнять как сам банк, так и от его имени обособленное подразделение (филиал, отделение). Если договором с нерезидентом предусмотрено получение займа на счет резидента-заемщика за пределами Украины и/или погашение задолженности по такому кредиту будет осуществляться со счета резидента, открытого за пределами Украины, то резидент-заемщик должен получить индивидуальную лицензию на размещение валютных ценностей на счетах за пределами Украины.

До фактического получения средств договор займа должен быть зарегистрирован Нацбанком Украины (п. 1.7 Постановления № 270). Порядок регистрации определен главой 2 Постановления № 270.

За непроведение регистрации договора займа приказом Президента Украины «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» от 27.06.1999 г. № 734/99 предусмотрены штрафные санкции в сумме, эквивалентной 1% полученного займа и перечисленного в национальную валюту Украины по официальному обменному курсу Национального банка Украины (далее − НБУ) в день получения займа, с последующей обязательной регистрацией указанных договоров.

Пунктом 2.11 Постановления № 270 также предусмотрено предоставление заемщиком ежемесячной отчетности об операциях по договору. Форма и порядок заполнения такой отчетности определены постановлением НБУ от 01.03.2016 г. № 129 (Отчет о привлечении и обслуживании кредита по договору с нерезидентом, форма № 503 (месячная).

Налогообложение операций по получению беспроцентного займа (возвратной финансовой помощи)

Налог на прибыль предприятий

По своей сути получение займа (ст. 1046 Гражданского кодекса Украины) не приводит к увеличению собственного капитала, но увеличивает обязательства. Следовательно, операции по получению займа (возвратной финансовой помощи) не влияют на финансовый результат Общества.

Разделом ІІІ Налогового кодекса Украины (далее − НКУ) не предусмотрены разницы, которые влияют на финансовый результат по операциям с получения и возврата беспроцентного займа (возвратной финансовой помощи), в т. ч. нерезидентам.

Налог на добавленную стоимость

Операция по предоставлению денежного займа юрлицом (заимодавцем)/получение займа от нерезидента не подпадает под определение операций по поставке товаров/услуг, поэтому налог на добавленную стоимость по такой операции не начисляется.

В частности, в соответствии с пп. 196.1.5 НКУ не являются объектом налогообложения операции по привлечению и возврату средств по договорам займа.

Для плательщиков единого налога 3 группы суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, не являются объектом обложения единым налогом (пп. 3 п. 292.11 НКУ).

Возврат займа физическому лицу от нерезидента

Как нам их учитывать в налогово-прибыльной отчетности?

ОТВЕТ: Если сумма долговых обязательств перед нерезидентами — связанными лицами более чем в 3,5 раза превышает ваш собственный капитал, то запускается процентная разница по п. 140.2 НКУ. Расскажем о ней подробнее. Для удобства разделим последовательность действий на шаги.

Шаг 1 Сравнить собственный капитал с валютным долгом перед связанными нерезидентами. Прежде всего, когда вы взяли валютные заимствования у связанного нерезидента в значительной сумме, вам стоит определить, превышают ли они сумму собственного капитала в 3,5 раза. Если да — тогда вам придется провести увеличивающую корректировку финрезультата. В таком случае вы сможете учесть для налогово-прибыльных целей не все начисленные связанному нерезиденту проценты, а только в той сумме, которая не превышает расчетный налоговый лимит.

Шаг 2 Рассчитываем налоговый лимит. Лимитная планка для процентных расходов рассчитывается следующим образом:

Налоговый лимит = 0,5 х (Финрезультат до налогообложения отчетного периода + Финрасходы отчетного периода + Амортизация).

Шаг 3 Сравнение процентов и лимита для определения суммы увеличивающей корректировки. Далее сравниваем начисленные нерезидентские проценты с исчисленным лимитом.

По результатам сравнения:

  • начисленные нерезидентские проценты не превышают лимитную планку — увеличивающая корректировка не действует и их учитывают в полном объеме по бухучетным правилами;
  • начисленные нерезидентские проценты превышают лимитную планку — на сумму превышения следует увеличить финрезультат до налогообложения. Соответствующую сумму вписывают в строку 3.1.1 приложения РІ к Декларации № 897.

Шаг 4 В следующих периодах проверяем возможность обратного уменьшения финрезультата. По п. 140.3 НКУ проценты, которые превысили налоговый лимит и на которые увеличили финрезультат до налогообложения, в будущих отчетных налоговых периодах уменьшают финрезультат до налогообложения. Но только в сумме, уменьшенной ежегодно на 5%. А также с учетом ограничений, установленных п. 140.2 НКУ. Эту уменьшающую корректировку проводят в строке 3.2.1 приложения РІ к Декларации № 897.

Обо всех других тонкостях проведения налоговых корректировок относительно процентов на займы от связанных нерезидентов наши читатели могут узнать в материале в № 35 нашей газеты за 2018 год на стр. 6.

Кроме того, в теме номера, посвященной налоговым последствиям получения валютных займов — в № 35 нашей газеты за 2018 год мы, среди прочего, раскрыли следующие практические ситуации:

  • «Старые» проценты по кредиту от нерезидента: можно ли уменьшить финрезультат 2018 года;
  • Нужно ли увеличивать финрезультат на капитализированные проценты;
  • Выплачиваем проценты резиденту Кипра: как воспользоваться международным договором.

Не менее интересным являются и аспекты бухгалтерского учета валютных займов, а также порядок регистрации валютного займа от нерезидента, которые мы описали в посвященной этим вопросам теме номера в газете «Все о бухгалтерском учете» № 32 за 2018 год. Там вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Порядок регистрации договора валютного займа от нерезидента.
  • Как учитывать краткосрочный валютный заем.
  • Курсовые разницы по валютному займу: когда им место в капитале.
  • Долгосрочный валютный заем: бухучет у заемщика.

Антон ЮЛИН, консультант газеты «Все о бухгалтерском учете»

Еще больше различных аспектов, связанных с займами мы рассмотрели в материалах:

Получение резидентами кредитов (займов) от нерезидентов и отражение данных операций в налоговом учете

В своей хозяйственной деятельности юридические и физические лица СПД – резиденты Украины достаточно часто используют заемные средства, полученные от нерезидентов. Вопросов и нюансов, возникающих в процессе получения кредитов и налогообложении данных операций, всегда было много. Даже после принятия Налогового кодекса Украины и множества изменений к нему, операции по получению кредитов от нерезидентов и последующий возврат им заемных средств требуют к себе повышенного внимания.

Возможность получения кредитных ресурсов от нерезидентов, в том числе нефинансовых учреждений, предусмотрена Положением «О порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставление резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам» №270.

В соответствии с п.1.1 гл.1 р. I Положения № 270 резиденты юридические лица, физические лица СПД, физические лица имеют право получать кредиты, займы в иностранной валюте, в том числе возвратную финансовую помощь в иностранной валюте от нерезидентов для использования их по целевому назначению, определенному договором. Согласно п.1.4 резиденты получают и погашают кредиты только в безналичной форме.

Нерезиденту – заемщику необходимо учитывать, что проценты по такому кредитному договору (договору займа) согласно п.1.11 гл.1 р.1 Положения №270 ограничены размером максимальной процентной ставки.

Согласно п. 1.7 Положения № 270 договоры, предусматривающие выполнение резидентами долговых обязательств в иностранной валюте перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, ссудам (с уплатой процентов за пользование или без такой уплаты) до получения кредита подлежат обязательной регистрации Национальным банком Украины с выдачей резидентам-заемщикам регистрационных свидетельств.

В части последнего требования были внесены изменения, которые вступили в силу в ноябре 2012 г. и включают следующее:

Резиденты — заемщики обязаны подавать уведомление о договоре в бумажном или электронном виде в обслуживающие их банки. Также подаются оригиналы кредитного договора и связанных с ним документов. Обслуживающий банк проверяет документы и в электронной форме направляет в территориальное управление НБУ уведомление с отметкой обслуживающего банка и подтверждение о согласии уполномоченного банка на обслуживание операций по договору.

Территориальное отделение вносит сведения о регистрации договора в электронный реестр уведомлений о договорах и выдает резиденту-заемщику уведомление с отметкой о регистрации договора.

За нарушение требования о регистрации кредита в ст. 2 Указа Президента Украины от 27.06.99 г. № 734/99 «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» предусмотрен штраф в сумме, эквивалентной 1% размера полученного кредита, займа пересчитанной в гривнах по курсу НБУ на день получения кредита, займа с последующей обязательной регистрацией.

Что касается налогового учета, то основная сумма полученного кредита, займа не учитывается для определения объекта налогообложения, то есть не отображается ни в составе доходов, ни в составе расходов (пп153.4.1, 153.4.2 пункта 153.4 статьи 153 Налогового кодекса Украины).

Здесь нужно учесть, что именно Налоговый кодекс содержит понятия «финансовый кредит» и «заем».

Согласно подпункта 14.1.258 пункта 14.1 статьи 14 НКУ финансовый кредит — это средства, которые предоставляются банком-резидентом либо нерезидентом, который квалифицируется как банковское учреждение согласно законодательства страны пребывания нерезидента, либо резидентами и нерезидентами, которые имеют, согласно с соответствующим законодательством статус небанковских учреждений, а также иностранным государством или его официальными агентствами, международными финансовыми организациями и иными кредиторами – нерезидентами юридическому либо физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент.

Согласно подпункта 14.1.267 НКУ займ — это денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих оффшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возвращения и уплатой процентов за пользование суммой займа.

В своем письме от 06.05.2011 г. № 12818/7/15-03-17 ГНАУ приходит к выводу, что на займы от нерезидента-оффшорника не распространяются правила о невключении сумм их поступлений в доходы, установленные в пп. 136.1.20 и 153.4.1 НКУ. Т.е. при получении таких заимствований следует формировать налоговые доходы также как при получении возвратной финансовой помощи от неплательщиков налога на прибыль согласно пп. 135.5.5 НКУ.

Однако такие выводы противоречат нормам НКУ.

Определение возвратной финансовой помощи приведено в пп. 14.1.257 НКУ, из которого следует, что ее получение не предполагает начисление и выплату в пользу кредитора (заимодателя) процентов или других видов компенсаций.

Еще одно мнение налоговых органов отражено в ЕБНЗ (подкатегория 110.29.01) по поводу налогообложения займа, полученного от нерезидента с оффшорным статусом, где говорится о том, что такой займ включается в доходы налогоплательщика на основании ст.135, пп135.5.15 как прочие доходы, а включение суммы возврата займа в расходы законодательством не предусмотрено.

И хотя заимствование от нерезидента из оффшора действительно не подпадает под определение термина «заём», однако может подпадать под определение термина «финансовый кредит» (средства, предоставляемые другими кредиторами-нерезидентами юридическому или физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент – пп. 14.1.258 НКУ).

В соответствии с пп. 138.10.5 НКУ в прочие расходы включаются финансовые расходы, к которым относятся расходы на начисление процентов (за пользование кредитами и займами, по выпущенным облигациям и финансовой аренде) и другие расходы предприятия в пределах норм, установленных Кодексом, связанные с заимствованиями (кроме финансовых расходов, которые включены в себестоимость квалификационных активов в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета).

Однако при включении процентов в расходы нужно учитывать ограничения.

Во-первых, должна быть связь между привлеченным кредитом и хозяйственной деятельностью предприятия.

Следующее ограничение — это проценты, которые подлежат капитализации согласно правилам, установленным П(С)БУ 31 «Финансовые расходы».

Резиденты, которые получили кредит от нерезидента, который является участником предприятия и обладает долей в размере 50 и более процентов корпоративных прав, включают в расходы проценты с ограничениями, изложенными в ст. 141 НКУ.

Отнесение в состав расходов начисления процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам в пользу таких нерезидентов и связанных с ними лиц разрешается в сумме, не превышающей сумму доходов такого налогоплательщика, полученную в течение отчетного периода в виде процентов от размещения собственных активов, увеличенную на сумму, равную 50 процентам налогооблагаемой прибыли отчетного периода, без учета суммы таких полученных процентов.

Здесь нужно обратить внимание, что определение суммы процентов, которые могут быть включены в состав налоговых расходов, идентичен определению изложенному в п. 5.5 ст.5 Закона о прибыли. В то же время конкретный порядок налогообложения процентов отличается от прежнего. Для расчета лимита процентов, которые можно включить в расходы используются два показателя:

• доход в виде полученных процентов от размещения собственных активов;

• 50% налогооблагаемой прибыли без учета сумм таких доходов в виде полученных процентов.

В Законе о прибыли пп. 5.5.4 описывается алгоритм определения налогооблагаемой прибыли без учета процентов: скорректированный валовой доход без учета дохода, полученного в виде процентов, уменьшался на валовые расходы, рассчитанные без начисленных (выплаченных) процентов.

В НКУ лимит процентов рассчитывается с учетом только 50% налогооблагаемой прибыли отчетного периода, без учета суммы таких полученных процентов, т.е. из расходов не вычитываются проценты в пользу кредиторов.

Проценты, которые, отвечают требованиям пункта 141.1 статьи 141, но не включенные в состав издержек производства (обращения) согласно положениям пункта 141.2 подлежат переносу на результаты будущих налоговых периодов с сохранением ограничений, предусмотренных пунктом 141.2.

В отношении процентов, начисленных в пользу нерезидентов, следует рассмотреть вопрос, относительно процентов, начисленных в пользу нерезидентов из оффшоров. В вышеупомянутом письме ГНАУ от 06.05.2011 г. № 12818/7/15-03-17 делает вывод, что проценты по займам, полученному от нерезидента из оффшора, не могут включаться в налоговые расходы, в связи с тем, что получение займа от такого нерезидента не подпадает под определение термина «заём», приведенное в пп. 14.1.267 НКУ. А так как в пп. 138.10.5 НКУ сказано, что в расходы включаются финансовые расходы, к которым относятся расходы по начислению процентов за пользование кредитами и займами, то проценты по заимствованиям, которые не являются займами и кредитами, в налоговые расходы не включаются.

В ЕБНЗ (подкатегория 110.29.01), относительно отражения в налоговом учете кредита, полученного от нерезидента из офшора, говорится о том, что сумма кредита, полученного от нерезидента, имеющего оффшорный статус, не учитывается при определении объекта налогообложения. При этом в случае выплаты таким нерезидентам процентов по вложениям и кредитам, то есть за полученные финансовые услуги, состав расходов определяется в порядке, определенном ст. 141 НКУ, с учетом ограничений, установленных положениями п. 161.2 ст. 161 НКУ».

П.161.2 ст.161 посвящен определению величины расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с заключением договоров с нерезидентом, имеющим оффшорный статус. Согласно этого пункта расходы налогоплательщиков на оплату стоимости приобретенных у таких нерезидентов товаров (работ, услуг) включаются в состав их расходов в сумме, составляющей 85 процентов стоимости этих товаров (работ, услуг).

Исходя из вышеизложенного, можем сделать вывод, что предоставление кредита – это финансовая услуга, а проценты – плата за эту услугу. Однако операции по предоставлению финансовых кредитов под процент по украинскому гражданскому законодательству не относятся к предоставлению услуг. Уплата процентов по займу или кредиту не является платой за товар или услугу (это платеж), поэтому ограничение, установленное п.161.2 НКУ, в данном случае применяться не должно.

Скорее всего, налогоплательщикам, которые включают в налоговые расходы 100 %, а не 85 % от суммы процентных платежей в пользу нерезидентов с оффшорным статусом, свою точку зрения придется доказывать в суде.

Важным моментом в налогом учете кредитов и займов является дата признания расходов по процентам. Согласно пп. 138.5.2 п 138.5 статьи 138 Налогового кодекса Украины эта дата определяется в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

Смотрите еще:

  • Счет фактура на аванс без ндс Как оформить счета-фактуры на аванс основной суммы и НДС отдельно? Прошу помочь с оформлением счетов фактур на авансы основной суммы аванса по договору и суммы НДС отдельно. Покупатель перечислил аванс двумя платежами (разные платежные поручения): 1) 1 000 000,00 […]
  • Движение велосипеда по пдд Глава 20. Движение на велосипедах и мопедах ПДД он-лайн ПДР на Беларускай мове Rules of the road ПДД для Android ПДД для iPhone ПДД в формате FB2 Стаж водителя Административная ответственность Уголовная ответственность История Правил Последние […]
  • Судебная практика по уголовным делам ст 228 ук рф Судебная практика по уголовным делам ст 228 ук рф ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приговор Пограничного районного суда Приморского края от 7 декабря 2007 года и постановление президиума Приморского краевого суда от 9 апреля 2010 года в отношении Нестеренко В А в […]
  • Земельный участок долгопрудный купить Земельный участок долгопрудный купить Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Земельные участки в Подмосковье Долгопрудный Дмитровское шоссе 8 км от МКАД, Долгопрудный. Участок 7.6 соток. Населенный пункт: Долгопрудный […]
  • Дома в новошахтинске под материнский капитал Купить дом в Новошахтинске Всего 140 объявлений Продажа Аренда Посуточно Всего 140 объявлений Купить дом, 87 м², 6 соток. 2 ноября 28 Агентство Пожаловаться Заметка Продажа дома, дачи, 87 м², 10 соток. сегодня в 12:50 13 Собственник […]
  • Мера обеспечения применения в возможно короткий срок Словарь юридических терминов: Меры обеспечения производства Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении составляют самостоятельную группу мер административного принуждения, которые применяются в административно-деликтном процессе в целях […]
  • Сга экзамен земельное право Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы. Великанова С.Н. М.: Экзамен, 200 4 . — 1 60 с. Данное пособие подготовлено в виде кратких ответов на экзаменационные вопросы по курсу "Земельного права" и состоит из Общей и Особенной частей. Пособие написано на […]
  • Исковое заявление о взыскании ущерба при залитии Исковое заявление о возмещении ущерба от залива квартиры Различные аварийные ситуации у соседей – жильцов многоквартирного дома — могут привести к заливу квартиры и отказу в добровольном порядке возместить денежные средства на устранение причиненного ущерба: тогда в […]