Второе название конституционного права государственное право

Тест по праву для 9 класса

1.Каково второе название конституционного права?
а) Основное право;
б) государственное право;
в) управленческое право.

2. «Конституция» образована от латинского «contitutio»,что означает:
а) установление;
б) согласие;
в) договор.

3. Какое краткое определение соответствует понятию «конституция»?
а) Это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;
б) это присяга на верность;
в) это основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей.

4. Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире?
а) Франции;
б) США;
в) Греции.

5. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ
а) 22 августа 1991 г
б) 12 декабря 1993 г
в) 6 октября 1994 г.

6. Какие характеристики теперешнего российского государства закреплены в статье 1 Конституции?
а) Демократическое;
б) социалистическое;
в) общенародное;
г) пролетарское;
д) федеративное;
е) союзное;
ж) правовое;
з) с монархической формой правления;
и) с республиканской формой правления.

7. Республика-это форма правления, при которой:
а) высшая государственная власть принадлежит группе правителей (директории);
б) высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти;
в) высшая государственная власть принадлежит одному лицу, получающему её по наследству.

8.Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
а) Парламент;
б) президент;
в) народ

9. Что (кто) является высшей ценностью в России, по Конституции?
а) Промышленный потенциал;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.

10. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
а) Генеральный прокурор РФ;
б) Президент РФ;
в) Центральный банк РФ;
г) Демократическая партия РФ;
д) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
е) Правительство РФ;
ж) Федерация товаропроизводителей России;
з) суды РФ;
и) аппарат президента.

11. Что такое субъект федерации?
а) Это член федерации, имеющий собственные органы законодательной и исполнительной власти, своё законодательство, которое не должно противоречить федеральным законам;
б) это член федерации, совершенно независимый от центральной власти;
в) это член федерации, не имеющий собственного законодательства, целиком зависимый центральной власти;

12. какие самостоятельные государственные единицы являются, по Конституции РФ, субъектами федерации?
а) Республики;
б) посёлки городского типа;
в) города;
г) края;
д) столицы республик;
е) Москва;
ж) автономные округа;
з) районы;
и) области;
к) автономная область;
л) Санкт-Петербург;
м) Екатеринбург.

13. Из каких двух палат состоит российский парламент?
а) Совет Союза;
б) Совет Федерации;
в) Государственная Дума;
г) Совет Национальностей;
д) Сенат;
е) Палата Национальностей.

14. Какое слово пропущено в фразе?
« В Конституции РФ указано, что высшим непосредственным выражением власти являются .. и свободные выборы»

15. Какое слово пропущено в фразе
«В Конституции РФ утверждается, что государственная власть РФ в условиях » демократического правого государства осуществляется на основе разделения.

Государственное право

Государственное право: понятие и суть

Вопросы, изучаемые в настоящем курсе, в тех или иных странах объединяются под различными названиями: публичное право, государственное право, конституционное право, конституционное право и политические институты. Термин «публичное право» обычно имеет собирательное значение и включает изучение нескольких отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых доминирует публичный (а не частный) интерес.

Термин «государственное право» традиционно применялся (и до сих пор иногда применяется) в отечественной литературе, поскольку в царской России не было конституции и термин «конституционное право» был неуместен. В советское время, несмотря на то что первая российская конституция была принята в 1918 г., также предпочитали говорить «государственное право». Каких-либо существенных различий между понятиями «конституционное право» и «государственное право» в России ранее не проводилось, но в Германии некоторые авторы считают, что их содержание и объем не совсем одинаковы (в одних отношениях объект регулирования шире у конституционного права, в других — у государственного). В России тоже есть ученые, которые проводят такое различие, но по-другому: утверждают, что государственное право — комплексная составная часть конституционного права, а не особая отрасль.

Понятие «конституционное право и политические институты» (наряду с отдельно существующим на юридических факультетах курсом конституционного права) используется во Франции и некоторых других странах, находящихся в орбите ее влияния. Оно отражает социологизацию конституционного права, возрастающее влияние в нем политологической школы, акцент на изучении не столько конституционных норм, сколько политических институтов.

В России в настоящее время (за редкими исключениями) употребляется термин «конституционное право» (иногда в скобках ставится слово «государственное»). Свое название эта отрасль получила от особого документа — конституции, которую официально (например, в Германии) или неофициально (в Болгарии) называют основным законом. В СССР и в советской России последнее название указывалось в скобках: «Конституция (Основной Закон)».

Словосочетание «конституционное право» употребляется в нескольких значениях.

Во-первых, это отрасль действующего права. Подобно отраслям гражданского, трудового, уголовного права и др. конституционное право России — это система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), регулирующих определенную сферу общественных отношений (об этой сфере сказано ниже). Как отрасль конституционное право, действующее на территории России, включает нормы федеральной Конституции, принятых парламентом федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Конституционного Суда РФ и других федеральных правовых актов, относящихся к предмету конституционного права, а также соответствующие нормы конституций, уставов (основных законов) и иных актов субъектов РФ (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). К конституционному праву могут относиться и отдельные нормативные правовые акты муниципальных образований (это положение дискуссионно, в большинстве зарубежных стран такие акты относятся к административному праву). Российское конституционное право — единая отрасль права, составная часть правового пространства России. Правда, бывает, что внутренняя согласованность данной отрасли права, как и других отраслей, частично и временно нарушается путем издания актов и принятия норм, не соответствующих конституциям (основным законам), но такое несоответствие устраняется принятием нового законодательства, поправок к нему, решениями Конституционного Суда — органа конституционного контроля (в субъектах РФ — решениями их конституционных и уставных судов). Несогласованность по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право может опровергать само себя.

Во-вторых, конституционное право — это наука.

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина.

Таким образом, различая российское конституционное право как отрасль действующего права, соответствующую науку и учебную дисциплину, следует иметь в виду, что в первом случае речь идет об объекте регулирования, во втором — о предмете исследования, в третьем — о предмете преподавания и изучения.

Объект регулирования отрасли конституционного права

В самом конечном счете объектом регулирования конституционного права, как и других отраслей, являются материальные и духовные блага, доступ к ним, их использование. Вместе с тем каждая из отраслей российского права имеет свой объект регулирования — определенную сферу общественных отношений. В гражданском праве это — имущественные и некоторые неимущественные отношения, в трудовом праве — трудовые отношения, в уголовном — преступления и наказания и т. д.

Российское конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения: основы жизни человека, существования и деятельности коллективов (объединений общественного, а не частного характера), государства и общества в тех пределах, где они поддаются правовому регулированию. Исходное начало этих отношений — человек, без него невозможны коллектив, общество, государство. В отличие от других отраслей права, которые также нередко регулируют очень важные, но отдельные группы общественных отношений (например, финансовые в финансовом праве), нормы конституционного права комплексно, в своей совокупности распространяются на все четыре сферы общественной деятельности: экономику, социальные отношения, политику, духовную жизнь общества (идеологию, культуру и др.). В социально-экономической сфере конституционное право устанавливает правовые основы отношений собственности, социальной роли государства и др., в политической сфере — основы организации и деятельности публичной власти (власти государства, выступающего от имени всего многонационального российского народа, народа субъекта Федерации, муниципального образования) и др., в духовной сфере провозглашает идеологический плюрализм и т. д. Неотъемлемая часть конституционного права — закрепление основных прав и обязанностей человека и гражданина, их гарантий, способов использования прав и выполнения конституционных обязанностей. Конституционное право РФ закрепляет также основы местного самоуправления (детально это изучается в муниципальном праве).

Конституционное право РФ не только устанавливает основы жизнедеятельности человека, коллектива, государства, общества, но, что не менее важно, регулирует и основы их взаимосвязей. Эти взаимосвязи складываются объективно, но опосредуются правом. В результате многие взаимосвязи человек — коллектив — государство — общество выступают в качестве властеотношений, когда власть народа реализуется путем участия отдельного гражданина (например, на референдуме), и как публичная власть территориальных коллективов (суверенная государственная власть, осуществляемая государством от имени всего общества; публичная власть народа субъекта Федерации и народа муниципального образования (последняя как местное самоуправление) в пределах их полномочий, определяемых конституционным правом, т. е. государственной властью). В таких властеотношениях есть и властвование, и подчинение, и координация. Государственная власть (в России — власть Российской Федерации), складывающаяся в обществе на основе сотрудничества (социального партнерства и др.) и борьбы (в современных условиях — состязательности) различных сил, социальных общностей, партий, играет главную роль в создании и распределении социальных ценностей в обществе — не только материальных, но и духовных благ, культуры, образования, здравоохранения и т. д. (другие разновидности публичной власти территориальных коллективов делают это в меньшей степени в соответствии с их возможностями).

Наряду с закреплением основ правового статуса человека, объединений, общественного и государственного строя многие вопросы, связанные с этими отношениями, конституционное право регулирует детально. Это относится к порядку выборов представительных органов (Государственной Думы, законодательных органов субъектов РФ), должностных лиц (Президента РФ), к наделению полномочиями глав администрации субъектов РФ, формам непосредственной демократии (референдум и др.). Конституционное право регламентирует разграничение предметов ведения Федерации и ее субъектов, роль партий и общественных объединений, способы осуществления основных прав гражданина (свобода слова, организация демонстраций и т. д.), роль конституционного контроля и др. По многим из этих вопросов приняты федеральные конституционные законы (о референдуме, о Конституционном Суде и др.) или федеральные законы (о выборах Президента РФ, о политических партиях и др.).

Особенности объекта российского конституционного права (основы отношений в обществе, государстве, правового положения личности, объединений граждан) определяют центральное, ведущее место конституционного права в системе российского права. Главный источник российского конституционного права — федеральная Конституция — содержит отправные для других отраслей права положения: например, положения о собственности — для гражданского, о праве на труд и свободе труда — для трудового, о праве обвиняемого на защиту — для уголовно-процессуального и т. д. Федеральная Конституция определяет исходные положения для конституций и уставов субъектов РФ (принципиальные формулировки об основах конституционного строя в конституциях и уставах субъектов РФ являются дублирующими), а федеральные нормативные акты в силу верховенства федерального права выполняют обязывающую и ориентирующую роль по отношению к правотворчеству субъектов РФ.

Правовые акты субъектов РФ, муниципальных образований должны соответствовать федеральной Конституции и федеральному законодательству. Кроме того, такие акты могут регулировать только ту сферу конституционно-правовых отношений, которая определена для них Конституцией РФ и федеральными законами (для актов местного самоуправления в муниципальных образованиях такая сфера определена также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, это вопросы местного значения).

Вопросы, регулируемые конституцией

Конституционное право — одна из основополагающих отраслей публичного права. Всем отраслям публичного права свойственна в ярко выраженной форме функция обеспечения общественного интереса.

Что же закрепляют нормы конституционного права? Краткий ответ будет таков: устройство государства.

Предмет конституционного права составляют:

  • принципы, или основы, государственного устройства, которые могут касаться как отношений в области экономики (плюрализм форм собственности, охрана права собственности и др.), так и организации и осуществления власти. В них выражаются основные характеристики государства: суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы;
  • основы правового статуса личности, принципы взаимодействия государства и гражданина;
  • основы федерализма, т. е. взаимоотношения между федерацией в целом и ее субъектами;
  • основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные принципы построения системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;
  • основы политического режима. Посредством такой правовой регламентации закрепляется народовластие, т. е. отношения, связанные с участием граждан в управлении государством, с формированием системы представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Источники российского конституционного права

Конституционно-правовые нормы и институты содержатся в источниках конституционного права. В юридическом смысле источниками конституционного права являются те нормативные правовые акты, которые содержат действующие в данный момент времени конституционно-правовые нормы.

Все источники конституционного права РФ можно разделить на несколько групп: конституционные (включая уставы субъектов РФ); законодательные (включая декларации высших органов государства, регламенты и другие постановления парламентов, принимаемые законодательными органами); акты главы государства; подзаконные акты (акты Правительства РФ, глав администраций субъектов РФ); судебные (органов конституционного контроля); договорные (международные договоры с участием РФ и внутригосударственные договоры). С определенными ограничениями источниками конституционного права на местном уровне могут быть локальные акты муниципальных образований, т. е. местного самоуправления (например, их уставы). Источниками конституционного права РФ являются также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Существует иерархия источников конституционного права и другие различия между ними.

Во-первых, различаются основной и другие источники конституционного права. Основным источником конституционного права почти всегда является конституция (в некоторых мусульманских странах — Коран). В России основной источник конституционного права — Конституция РФ 1993 г. На ее основе разрабатываются и принимаются федеральные правовые акты. В силу верховенства федерального права Конституция РФ является основным источником конституционного права и для субъектов РФ, хотя в них есть свои конституции и уставы. Они могут быть основным источником для регулирования предметов ведения, которые отнесены Конституцией РФ к исключительному ведению субъектов РФ. На основе Конституции принимаются другие правовые акты, являющиеся источниками конституционного права (законы, акты главы государства, правительства и др.). Они являются источниками конституционного права лишь в том случае, если они регулируют конституционно-правовые отношения (иначе это источники трудового, уголовного права и др.). Правовое регулирование субъектов РФ должно соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Во-вторых, источники конституционного права различаются в зависимости от сферы их территориального действия. Подавляющее большинство федеральных законов распространяются на всю территорию РФ, но может быть принят закон, распространяющийся на группу субъектов РФ или даже на один субъект РФ. Устав области или постановление правительства края, области и т. д. действуют на их территории, постановление муниципального представительного органа (думы, совета) — на территории муниципального образования. Некоторые федеральные акты или нормы имеют экстерриториальное действие, распространяясь на граждан РФ, проживающих за границей (например, нормы, связанные с их участием в выборах).

В-третьих, источники конституционного права могут быть неодинаковы но содержанию, характеру регулируемых общественных отношений (например, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с послед, изм. и доп.), Закон Саратовской области «О земле»).

В-четвертых, источники конституционного права различаются по кругу участников конституционно-правовых отношений, на которые эти акты распространяются (например, положение Конституции РФ о праве на труд распространяется на граждан РФ и неграждан, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с послед, изм. и доп.) регулирует действия, совершаемые только гражданами РФ, а Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации распространяется лишь на неграждан).

В-пятых, правовые акты различаются по своей юридической силе. Высшую юридическую силу на территории РФ имеет Конституция РФ, в пределах субъекта РФ по вопросам, относящимся к его исключительным полномочиям, — конституции и уставы субъектов РФ. За ними следуют соответствующие законы (Федерации и ее субъектов), затем — подзаконные акты главы государства — Российской Федерации (Президента РФ), глав администраций субъектов РФ, потом — постановления Правительства РФ и правительств, имеющихся в некоторых субъектах РФ, и т. д. Подзаконные акты должны соответствовать законам.

Особое место занимают постановления Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, которые вправе признать закон неконституционным и тем самым лишить его действия. Своя градация существует внутри законов, действующих на одном территориальном уровне. Законы о поправках к Конституции РФ (впервые приняты в 2008 г.) имеют доминирующее значение по сравнению с федеральными конституционными законами, конституционные законы стоят выше обыкновенных, принимаемых по менее важным вопросам. Особое место занимают законы, принимаемые путем референдума (референдарные законы). Во многих зарубежных странах они по своей юридической силе стоят выше обыкновенных законов: их нельзя отменить и изменить обыкновенным законом, но бывает и иначе. В Российской Федерации «референдарные законы» не принимались, вопрос о месте референдарных законов в праве не решен. В России действуют также некоторые законы или статьи законов бывших СССР и РСФСР, которые имеют, как правило, субсидиарное (дополнительное) значение.

Источниками конституционного права могут быть декларации (например, Декларация о государственном суверенитете России от 12 июня 1990 г.), в которых формулируются принципы, содержатся концепции, определяющие дальнейшее развитие страны, внутригосударственные конституционные договоры (между Российской Федерацией и субъектами РФ были подписаны более 40 внутрифедеративных договоров о разграничении полномочий между органами Федерации и ее субъектов), регламенты и иные постановления палат парламента (например, постановления Государственной Думы об амнистии).

Источником российского конституционного права может быть международный договор, ратифицированный Россией (например, Пакт о правах человека 1966 г., ратифицированный СССР). Такой договор, будучи частью международного права, может иметь приоритет перед законом (и в этом случае закон должен быть приведен в соответствие с ним), но не может противоречить Конституции (она должна быть предварительно изменена, если есть необходимость в таком договоре). В единичных случаях роль источника конституционного права выполняют постановления Пленума Верховного Суда РФ (таково, например, постановление от 31 октября 1995 г. по вопросу об условиях непосредственного применения Конституции РФ судами общей юрисдикции). Важные правовые акты принимает

Центральная избирательная комиссия (например, постановление от 11 августа 2007 г. о разделении территорий субъектов РФ на части для формирования региональных частей списков кандидатов политических партий по выдвижению кандидатов по выборам в Государственную Думу 2007 г. Однако такие акты имеют обычно кратковременный характер (однократный или ограниченный сроками) и скорее являются актами применения права.

Нормы конституционно-правового характера могут иногда содержаться в нормативных правовых актах, относящихся к другим отраслям права (например, важное положение о социальном партнерстве в ТК РФ).

Судебные прецеденты (решения «высоких» судов обшей юрисдикции), как и правовые обычаи, источниками конституционного права в России в отличие от некоторых других стран не являются. Последние могут применяться лишь в рамках организационно-технической деятельности некоторых государственных органов.

В некоторых субъектах РФ есть специфические для конституционного права источники — публично-правовые кодексы. Действует Кодекс о выборах и референдуме в Республике Коми, Избирательный кодекс в Московской, Воронежской областях. Различные другие кодексы, содержащие отдельные нормы, которые могут иметь конституционное (уставное) значение, есть в Татарстане, Свердловской области и др.

Конституционно-правовые факты

Для того чтобы конституционно-правовая норма действовала, работала, а не оставалась на бумаге, по общему правилу нужен юридический факт конституционно-правового характера. Конечно, определенные отношения в обществе могут возникать на основе норм-принципов. Таково, например, положение ст. 1 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, или ч. 1 ст. 4, гласящей, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Все лица, органы, общественные объединения внутри страны и на международной арене должны учитывать эти положения в своей деятельности. Следовательно, в данном случае возникают определенные правовые отношения (в том числе конституционно- правовые и международно-правовые). Однако такие отношения чаще всего имеют весьма обобщенный, абстрактный характер. Как правило, для того чтобы привести правовую норму в действие, для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений, особенно если мы имеем дело с нормами-правилами, необходим конкретный юридический факт. К числу таких фактов относятся события (например, в случае землетрясения Президент РФ может применить соответствующие нормы закона и своим указом ввести в районе бедствия чрезвычайное положение), состояния (например, состояние лица в гражданстве при соблюдении других условий (возраст и др.) дает ему право участвовать в выборах Президента РФ), действия (бездействие). Примером последнего рода может служить признание Конституционным Судом РФ федерального закона не соответствующим Конституции РФ. В связи с этим Правительство РФ не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ должно внести в Государственную Думу проект нового закона по данному вопросу, а Дума обязана рассмотреть его во внеочередном порядке.

Гарантии в конституционном праве

Важнейшее значение для осуществления конституционно-правовых норм имеют гарантии (от французского слова garantic, означающего обеспечение, ручательство). Как и в других отраслях права, гарантии могут быть по своему характеру общими (например, правовое государство — гарантия для всех), коллективными (равные условия для всех политических партий), индивидуальными (выплата государственной пенсии в соответствии с правом на социальное обеспечение конкретным пенсионерам), экономическими, социальными, политическими и юридическими. Для осуществления многих конституционных положений важнейшее значение имеют экономические гарантии. Развитая и устойчивая экономика обеспечивает, например, необходимый уровень готовности Вооруженных Сил для защиты государственного суверенитета, оснащенность государственного аппарата техническими средствами управления, регулярное проведение выборов (для этого необходимы значительные средства), материальное обеспечение судебной системы и т. д. С экономическими гарантиями неразрывно связана реализация экономических прав личности (на медицинское обслуживание, пенсии и т. д.).

В основе социальных гарантий лежит социальное партнерство, существование социального государства. Социальное партнерство создает условия для последовательного осуществления конституционных норм в ходе эволюционного развития общества. Для этого нужно находить компромиссы между интересами различных слоев общества, чему призваны содействовать меры публичной власти (прежде всего государственной власти). Социальные гарантии связаны с мерами по обеспечению свободного предпринимательства и свободы другой трудовой деятельности, с мерами по трудоустройству и ограничению безработицы и т. д. О социальном государстве сказано ниже.

Политические гарантии коренятся прежде всего в характере государственной власти, которая должна служить народу, а не определенным классам или группировкам, и связаны с демократическим режимом, политическим плюрализмом и многопартийностью, квалифицированным и служащим интересам народа государственным аппаратом. Немаловажное значение имеет уровень политической культуры государственного аппарата и всего населения, его приверженность к соблюдению конституции и умение пользоваться предоставляемыми законодательством возможностями.

Среди юридических гарантий особое значение имеет существование правового гоударства, должный уровень развития законодательства, его непротиворечивость, полное соответствие конституции, точное соблюдение конституции и законов. Особенно важна роль суда, его независимость, реальная возможность обжаловать в судебном порядке действия должностных лиц, органов государства. Исключительное место занимает надзор за соблюдением законности (его осуществляет прокуратура), а также конституционный контроль (его реализуют Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ).

Вопрос 1. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Конституционное право России обеспечивает:
а) интересы народа;
б) интересы истеблишмента;
в) участие граждан в управлении и их свободу;
г) потребности предпринимателей. Методом конституционного права как отрасли является:
а) равенство сторон;
б) отношение власть-подчинение;
в) координация;
г) социологический.
Соотношение понятий -«конституционное право» и -«государственное право»:
а) это одно и то же;
б) выбор названия в России определяется исторически;
в) первое выражает стремление общества обеспечить баланс прав государства и личности;
г) первое уже второго. Конституционное право — ведущая отрасль в российской правовой системе, так как:
а) нормы его основного источника — Конституции РФ — универсальны, много значат для других отраслей;
б) оно регулирует законодательный процесс, важный
для всех;
в) оно закрепляет принадлежность власти народу;
г) все вместе взятое. Конституционное право:
а) относится к публичному праву;
б) относится к частному праву;
в) стоит над тем и другим;
г) относится к социальному праву. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
а) индивиды;
б) коллективы;
в) государство и его органы;
г) церковь. В число источников конституционного права России как отрасли входят:
а) Конституция РФ;

¦
б) естественное право;
в) судебные прецеденты;
г) доктрины. ! В России есть и действуют законы:
а) конституционные федеральные;
б) органические;
в) местные;
г) шариата. Формами правовых актов Правительства РФ являются:
а) декреты;
б) указы;
в) постановления;
г) программы. Регламенты действуют:
а) в общих судах;
б) в органах представительной власти;
в) в исполнительных органах;
г) в политических партиях. Ответственность в конституционном праве может быть:
а) перспективная;
б) ретроспективная;
в) позитивная;
г) публично-правовая.

Второе название конституционного права государственное право

Материалы к курсу «Право и политика»

Глава I. Конституционное право

1. Понятие конституции и ее виды. Место и значение конституции в ряду других правовых актов.

2. Конституционное право. Конституционная система. Конституционализм.

3. Конституционный вопрос в России.

Глава II. Конституция Российской Федерации

1. Принятие Конституции Российской Федерации.

2. Основы конституционного строя России.

Права и свободы человека и гражданина (гл. 1 и 2).

3. Федеративное устройство (гл. 3).

4. Осуществление государственной власти в Российской Федерации (гл. 4-7).

5. Местное самоуправление.

Конституционные поправки и пересмотр Конституции (гл. 8 и 9).

Задания для самостоятельной работы.

Приложение: Конституция Российской Федерации.

Ключ к тестированию.

Основное назначение пособия «Конституционное право» — дать учащимся 9-11-х классов и учителям материал, дополняющий содержание курса «Право и политика» и других обществоведческих курсов по обозначенной теме. Пособие имеет ту отличительную особенность, что Конституция Российской Федерации рассматривается в нем не как раз и навсегда данная истина в последней инстанции (как это было со «сталинской» и «брежневской» конституциями), а как то, по поводу чего уже сейчас можно достаточно успешно изучать конституционное право.

Это пособие позволяет учителям и школьникам познакомиться с разнообразными квалифицированными точками зрения, мнениями, позициями по тем или иным вопросам конституционного права и общим характеристикам Конституции РФ. В разделах, отражающих положения Конституции РФ, дан необходимый и достаточный материал для понимания основных положений конституции. Во всех разделах пособия содержатся дидактические материалы по теме (задания для самостоятельной работы, тесты).

Глава I. Вопросы истории и теории конституционного права

1. Понятие конституции и ее виды. Место и значение конституции в ряду других правовых актов

Конституция — это Основной закон государства; она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает избирательную систему, фиксирует права и обязанности граждан и т.д.

Известны несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США), учредительным собранием (Италия, Индия), путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия). Конституция может быть октроирована, т.е. введена односторонним актом исполнительной власти — монархом или президентом.

«Конституции, если чуточку упростить проблему, могут быть трех видов, — считает российский правовед С.С.Алексеев. — Это может быть конституция идеологическая, какими были все советские конституции. Это может быть конституция власти, главная задача которой — распределение властных функций и полномочий. Таково большинство конституций, даже хваленая-перехваленная Конституция США — в основном конституция власти. И последний, самый передовой тип конституции — это конституция человека. Ее начала закреплены, как мне кажется, в конституциях Испании, Германии, Италии, т.е. тех стран, которые, как и мы, пережили тоталитарный режим и поняли, что в центре основного закона государства должен стоять человек, его неотъемлемые права и свободы. Так вот, когда мы писали свой вариант, мы писали Конституцию человека».

Существует и иное разделение конституций — на писаные и неписаные.

«В абсолютном большинстве стран, имеющих конституции, последние являются писаными и представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. Однако есть страны, конституции которых выглядят не совсем обычно (с точки зрения опыта большинства государств). К таким странам относится, например, Великобритания. Формально она является конституционной монархией. В ней нет конституции в обычном смысле этого слова. Источниками британской конституции являются статуарное право, включающее парламентские законы, конституционные соглашения, и система «общего права», в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. По форме конституция Великобритании имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей — писаной и неписаной.

Писаная часть не представляет какой-либо упорядоченной системы. Статуарную основу конституции Великобритании составляют такие разновременно принимавшиеся акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969 и 1974 гг. и другие документы. Таких документов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличивается.

Другая часть конституции является неписаной, т.е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм — это важнейшая часть конституции. Обычаи или так называемые «конституционные соглашения» представляют сложившиеся на практике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой. В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в Палате общин. Таким же образом установлен институт парламентской ответственности министров. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями. Подобное своеобразие конституции делает ее почти единственной в своем роде» (В. Маклаков, правовед).

Велика роль конституции как юридического документа. Она — основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму власти, то вряд ли будет правильно, если в какой-то части страны примут положение о наследственном монархическом правлении. Бывают конституции, положения которых имеют прямое действие. Такова Конституция Российской Федерации. Можно — в случае нарушения какой-либо ее статьи — брать текст Основного закона и идти прямо в суд.

Американский правовед Ч.Э.Хьюджес пишет, что «Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи». По-видимому, имеется в виду действенность конституции как документа, на который могут реально опираться судьи при рассмотрении конкретных гражданских, уголовных и других дел.

«Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по-разному, — считает российский правовед В. Зорькин. — Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что же касается любой из властей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению» по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от текущих законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями».

1. Что такое конституция? 2. Каковы способы принятия конституций? 3. Какие бывают виды конституций? 4. Что представляет собой конституция Великобритании? 5. Каковы роль и место конституции среди других правовых актов?

2. Конституционное право. Конституционная система. Конституционализм

Конституционное (государственное) право — ведущая отрасль российской правовой системы, рассматривающая принципы организации и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и другие правовые принципы и нормы, обладающие высшей юридической силой. Оно рассматривает и положения самой конституции. Российская юриспруденция имеет и второе название — государственное право. Принципами конституционного права в России являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основные источники конституционного права — Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы: о референдуме, о Конституционном суде, о судебной системе и др., федеральные законы: о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы, об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и др.

«Когда мы говорим о влиянии конституции, мы должны помнить, что конституция сама по себе является только клочком бумаги. В ее словах и фразах нет ничего магического. Могущественна не сама конституция, а конституционная система. Эта система состоит, во-первых, из отношения общества к конституции, а во-вторых, из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции» (Л. Фридмэн, правовед). На протяжении минувшего семидесятилетия мы могли убедиться в том, что советские конституции были декларациями, во многих своих частях не рассчитанными на реализацию в действительности. И в нынешней Конституции Российской Федерации есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым и демократическим, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина и др. Ныне важно, чтобы все действия, прежде всего власть предержащих, строго опирались на конституционные нормы, чтобы начали активно и независимо действовать Конституционный суд, суды общей юрисдикции, чтобы ощутила свое значение и силу российская прокуратура и т.п.

Конституционализм — это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти.

«Конституционализм, как я его понимаю, основывается на нескольких элементах конституционного развития, — поясняет американский правовед А.Е.Д.Ховард. — Некоторые из них относятся к историческим событиям, как, например, принципы, связанные с английской Великой хартией вольностей или Венгерской золотой буллой. Другие расцвели в эпоху Просвещения, сформированные мышлением, базирующимся на естественных законах. Другие основываются на более современных событиях.

Любое определение конституционализма включает в себя суждение об очевидных ценностях. В разговоре о конституционализме предлагаю следующие основные разделы: согласие народа; ограниченное (во властных проявлениях. — А.Н.) правительство; открытое общество; неприкосновенность личности; правовые нормы; преемственность; проведение в жизнь конституции; общественный контроль над правительством; разделение властей; федерализм; судебный надзор». Он же утверждает, что «гражданское образование является существенным для здоровья конституционализма. Люди, не понимающие основных правил свободного правительства, скорее всего не смогут сохранить его живым. Конституционализм, таким образом, опирается на основание, состоящее из осведомленного и информированного населения».

1. Что такое конституционное право? 2. Каковы источники конституционного права? 3. Из чего состоит конституционная система? 4. Что такое конституционализм? 5. Какие темы существенны в разговоре о конституционализме?

Глава II. Конституция Российской Федерации

4. Осуществление государственной власти в Российской Федерации (главы 4-7), (4 часа)

1. Президент РФ, его полномочия.

2. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации.

3. Правительство РФ.

4. Судебная власть.

1. ПРЕЗИДЕНТ — выборный глава государства в большинстве современных государств с республиканской формой правления.

В нашей стране институт президентской власти достаточно нов. Впервые институт президентской власти был введен еще в СССР в период так называемой «перестройки». Далее наступила очередь республик, входивших в СССР. Первый Президент Российской Федерации был всенародно избран в 1991 году.

По Конституции Российской Федерации, Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция РФ наделяет Президента РФ очень большими полномочиями. В течение четырех лет — срока своего пребывания на посту — Президент участвует в формировании Правительства РФ, председателя Центрального банка РФ, состава Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает и отзывает послов. Он назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает референдумы, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, может ввести в стране чрезвычайное положение.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

2. ПАРЛАМЕНТ — высший выборный представительный орган государственной власти. Парламентом России ныне является Федеральное Собрание, пришедшее на смену Верховному Совету РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты заседают раздельно. Предметы их ведения различны.

Совет Федерации, например, утверждает изменения границ между субъектами РФ, назначает выборы Президента РФ, назначает на должность судей Конституционного суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.

Государственная Дума дает согласие на назначение председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает на должность председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты, уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию и др.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Затем они передаются на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Закон вступает в действие после его подписания Президентом РФ.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран имеющий право участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года. Депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.

3. Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство РФ. Оно состоит из председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. После назначения на свою должность председатель правительства представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (министерствах, госкомитетах и т.д.) и предлагает кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.

Правительство разрабатывает и представляет Госдуме для утверждения государственный бюджет и обеспечивает его исполнение, управляет федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, осуществляет меры по обеспечению законности, прав человека и др.

4. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дела во всех судах открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы состязательности и равноправия сторон. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судопроизводстве — в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В систему судебной власти Российской Федерации входят следующие суды: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, республиканский, областной, краевой, городской, районный.

Главная компетенция Конституционного суда РФ — рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между центром и субъектами РФ, а также договоров между субъектами РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, он осуществляет общий надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высшей компетенцией в разрешении экономических споров и иных дел обладает Высший арбитражный суд РФ.

Следует иметь в виду, что прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуратура поддерживает законность и правопорядок от имени государства.

1. Кем является Президент в России? 2. Каковы его полномочия? 3. Что является высшим законодательным (представительным) органом власти в РФ? 4. Каков состав Федерального Собрания РФ? 5. Каковы предметы ведения Совета Федерации? 6. Каковы предметы ведения Государственной Думы РФ? 7. Как формируются палаты Федерального Собрания? 8. Что является высшим органом исполнительной власти в РФ? 9. Каков состав Правительства РФ; как оно формируется? 10. Как осуществляется правосудие в России? 11. Какие суды входят в систему судебной власти РФ? 12. Чем занимается Конституционный суд РФ?

Смотрите еще:

  • Возмещение расходов органами власти Документы и аналитика Проблемы взыскания судебных расходов по административному делу Согласно статье 89 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС), судебная деятельность по рассмотрению и разрешению административных дел не является безвозмездной. Лицо, […]
  • Судебная власть конституция 1993 Судебная власть конституция 1993 Судебная власть и механизм ее реализации в современной России Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, […]
  • Мировой суд ленинского района г оренбурга 2 участок судебный участок №2 мирового судьи Ленинского района Оренбурга С 20 октября водители-нарушители смогут получить права назад только после уплаты всех штрафов на включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы Оренбургской области […]
  • Земельный участок долгопрудный купить Земельный участок долгопрудный купить Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Земельные участки в Подмосковье Долгопрудный Дмитровское шоссе 8 км от МКАД, Долгопрудный. Участок 7.6 соток. Населенный пункт: Долгопрудный […]
  • Имущественные права личности в уголовном процессе Защита имущественных прав личности в уголовном процессе Российской Федерации Понарин, Владимир Яковлевич Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 […]
  • Возврат и обмен товара согласно закону о защите прав потребителей Обмен и возврат Уважаемые покупатели! В случае, если Вы решили обратиться к нам по вопросу обмена/возврата товара надлежащего или ненадлежащего качества, приобретенного у нас, просим ознакомиться с общими правилами предусмотренными Законом Украины «О защите прав […]
  • Волоколамск регистрация ооо Регистрация предприятий в г. Волоколамск Более 20 ЛЕТ основатели нашей Компании работают в сфере оказания юридических услуг предприятиям и предпринимателям. Данная страница сайта посвящена услугам, связанным с регистрацией предприятий в г. Волоколамск. У нас Вы […]
  • Статья 5 фз об оценочной деятельности 1. Признать утратившими силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона: 1) подпункт "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 30 апреля 1993 года N 4919-I "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой […]