Выслуга лет юридическое значение

Понятие и виды стажа

Понятие и значение страхового стажа

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

  • страховой стаж;
  • общий трудовой стаж (ОТС);
  • специальный страховой (профессиональный) стаж;
  • выслуга лет.

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.

Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница, которую студенты должны понимать. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования. Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж.

Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.

Студенты должны хорошо понимать значение стажа для социального обеспечения, уметь формулировать понятия разных видов стажа, знать, какие периоды включаются в разные виды стажа, т.к. от этого зависит правильное решение многих вопросов в области социального обеспечения.

Общий трудовой стаж

После пенсионной реформы 2001 г. роль общего трудового стажа в социальном обеспечении существенно изменилась. Сегодня ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию. Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба. С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:

  • ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;
  • получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Специальный (профессиональный) страховой стаж

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ: «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др.

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят, что значительно увеличивает финансовую нагрузку на бюджет ПФР, поскольку финансирование досрочных пенсий производится за счет части ЕСН, перечисляемой в ПФР.

Своеобразным основанием, определяющим право на досрочную пенсию, является территория, на которой осуществлялась трудовая деятельность. К таким территориям относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесенными в него изменениям. Что касается Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582. Границы радиоактивных зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Хотя период работы в указанных территориях не отнесен Федеральным законом от 01.04.1996 г. к профессиональному стажу, думается, что для этого есть все основания.

Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа – 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Право на досрочную пенсию на равных основаниях с лицами, работавшими на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, имеют граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории: зоны проживания с правом на отселения; зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также гражданам, работающим в зоне отселения, но не проживающим в этой зоне.

В целях социально оправданной дифференциации пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда другой альтернативы, кроме создания профессиональных пенсионных систем, не существует. Поэтому специальный (профессиональный) страховой стаж будет служить одним из необходимых юридических фактов в сложном составе, порождающем право на профессиональную пенсию до достижения обычного пенсионного возраста – 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.).

Выслуга лет

Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Она служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие по контракту;
  • профессиональные спасатели;
  • лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;
  • лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
  • и другие.

Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим регламентированы ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По этому закону в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение – им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Студентам следует понимать, как профессиональный стаж и выслуга лет влияют на условия пенсионного обеспечения.

Исчисление стажа

В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисление стажа в большинстве случаев отменено.

Периоды, включаемые в страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, подсчитываются по их фактической календарной продолжительности. Единственным исключением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.

Время работы граждан, занятых на эксплуатации ЧАЭС и в зоне отчуждения включается в ОТС и в профессиональный стаж в полуторном размере.

Применяются особые правила для исчисления выслуги лет военнослужащих и приравненных к ним лиц. Так в выслугу лет на льготных условиях засчитывается:

  1. один месяц службы за шесть месяцев – в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;
  2. один месяц службы за три месяца:
  • в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий;
  • в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, и органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, находившихся в период Великой Отечественной войны в городах-героях: Одессе – с 10 августа по 16 октября 1941г., Ленинграде – с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944г., Севастополе – с 5 ноября 1941 г. по 4 июля 1942 г. и Сталинграде – с 12 июля по 19 ноября 1942 г.;
  • время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и другие периоды.

Подтверждение стажа

Доказательствами страхового стажа признаются документы и свидетельские показания.

К документам приравниваются данные индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Студентам необходимо знать процедуру открытия индивидуальных пенсионных счетов (ИЛС) в Пенсионном фонде РФ, правила их ведения, перечень сведений, хранящихся на них.

Работа за пределами РФ подтверждается документом территориального органа ПФР об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством или международным договором РФ. К уплате страховых взносов приравнивается уплата ЕСН и единого налога на вмененный доход.

Периоды работы до регистрации в ПФР в качестве застрахованного лица устанавливаются по документам о работе, службе, учебе и другой общественно-полезной деятельности. Документы должны быть оформлены надлежащим образом, иметь подписи руководителей, печати и пр.

Основным документом для подтверждения трудового стажа является трудовая книжка. При ее отсутствии или неточных записях для доказывания трудового стажа могут приниматься другие документы: письменные трудовые договоры, справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выплату заработной платы.

Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью на основании регистрационных удостоверений или патентов, устанавливается по справкам финансовых органов или архивных учреждений; а лиц, работавших на условиях индивидуальной или групповой аренды, – по справкам государственного фонда социального страхования. С 01.01.1991 г. время работы указанных лиц подтверждается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР.

Время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет, определяется на основании: заявления, паспорта лица, осуществляющего уход, документов, удостоверяющих продолжительность нахождения на инвалидности и возраст и др. Время ухода за ребенком до трех лет устанавливается по свидетельству о рождении, выписке из паспорта, свидетельству о браке и другим документам.

Содержание под стражей, пребывание в местах заключения, ссылке (спецпоселении) реабилитированных граждан подтверждается справками управлений внутренних дел.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации-заказчика произведения об уплате с суммы гонорара обязательных платежей в ПФР.

Периоды деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, устанавливаются по документам ПФР или налогового органа об уплате ЕСН и взносов в ПФР.

При отсутствии документов страховой стаж может определяться на основании показаний двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно. Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Минтруда РФ от 24.06.1994 г. № 50.

К заявлению об установлении страхового стажа по свидетельским показаниям должны быть приложены:

  • документ государственного (муниципального) органа, подтверждающий дату, место и характер стихийного бедствия;
  • документ работодателя или государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
  • справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

Если причиной утраты документов о работе является их небрежное хранение, умышленное уничтожение или другие подобные причины, то страховой стаж устанавливается по показаниям двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за указанный период. Продолжительность страхового стажа в данном случае не может превышать половины стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии.

Трудовой (страховой) стаж

Понятие, юридическое значение, характеристики и виды трудового (страхового) стажа и выслуги лет. Виды деятельности, засчитываемые в стаж и правила исчисления стажа для разных отраслей. Принципы персонифицированного учета граждан Республики Беларусь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие трудового стажа: виды. Общий трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Страховой стаж. Доказательства трудового (страхового) стажа. Доказательства, принимаемые для определения стажа.

реферат [24,7 K], добавлен 11.03.2004

Понятие трудового стажа. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж. Исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями труда, работникам летного состава гражданской авиации, педагогическим и медицинским работникам.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 29.01.2011

Понятие и юридическое значение трудового стажа, его основные виды. Исчисление страхового, общего трудового и специального стажа. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности. Способы подтверждения трудового стажа в Российской Федерации.

дипломная работа [80,1 K], добавлен 23.11.2012

Понятие страхового стажа, его юридическое значение и порядок подтверждения. Доказательства, принимаемые для определения стажа, до регистрации в качестве застрахованного лица. Порядок исчисления трудового стажа, его основные виды – календарное и льготное.

курсовая работа [105,5 K], добавлен 07.06.2011

Правовое регулирование трудового стажа на фоне реформирования пенсионной системы России. Порядок установления и исчисления трудового стажа, способы его подтверждения. Виды трудового стажа. Страховой стаж при выходе на пенсию и выдаче больничного листа.

курсовая работа [73,3 K], добавлен 01.12.2015

Исследование значения трудового стажа в системе пенсионного обеспечения. Изучение понятия специального трудового стажа. Отличительные признаки непрерывного трудового стажа. Характеристика нормативных актов, регулирующих порядок исчисления трудового стажа.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 19.11.2014

Виды трудового стажа. Общий, специальный и непрерывный стаж. Выслуга лет, факторы, влияющие на исчисление непрерывного трудового стажа. Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

курсовая работа [39,4 K], добавлен 16.04.2015

Понятие общего трудового стажа. Периоды, его составляющие, его количественная и качественная характеристика. Юридическое значение непрерывного трудового стажа, условие его установления и сроки сохранения. Основания для несохранения непрерывного стажа.

контрольная работа [16,8 K], добавлен 26.03.2010

Понятие стажа в законодательстве РФ о социальном обеспечении. Характеристика отдельных видов стажа в российском законодательстве: трудовой, страховой и специальный стажи, их юридическое значение для обеспечения многих конституционных прав граждан.

дипломная работа [690,6 K], добавлен 23.06.2016

Понятие, значение и виды трудового стажа, изменения, внесенные в законодательство в ходе реформы пенсионного законодательства. Обзорное знакомство с нормативами общего, специального трудового стажа, понятия «выслуга лет», «непрерывный трудовой стаж».

реферат [20,8 K], добавлен 16.04.2010

Занятие 2. 1. Выслуга лет и стаж государственной службы: юридическое значение, порядок исчисления

1. Выслуга лет и стаж государственной службы: юридическое значение, порядок исчисления.

2. Стаж гражданской государственной службы: порядок исчисления.

3. Выслуга лет военнослужащих и приравненных к ним по условиям пенсионного обеспечения лиц.

4. Выслуга лет прокурорского работника: юридическое значение, порядок исчисления и подтверждения.

Разбор конкретных ситуаций.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое выслуга лет? Для получения каких видов пенсий она определяется?

2. Какие периоды деятельности засчитываются в выслугу лет прокурорским работникам (военнослужащим, сотрудникам МВД и т. д.).

3. Какие периоды засчитываются в стаж государственной службы?

4. Можно ли подтверждать выслугу лет подтверждать свидетельскими показаниями?

Темы докладов и сообщений

1. Конституционный Суд Российской Федерации о правилах подсчета различного вида стажа.

2. Верховный Суд Российской Федерации о правилах подсчета специального страхового стажа ( анализ судебной практики).

3. Особенности исчисления специального стажа работников гражданской авиации.

4. Особенности исчисления специального стажа педагогических работников школ и других учреждений для детей.

5. Стаж работы медицинских работников.

6. Стаж работы в особых условиях труда.

7. Выслуга лет прокурорских работников.

8. Стаж государственной службы.

9. Порядок подтверждения страхового и общего трудового стажа: спорные вопросы правоприменительной практики.

Тема 4. Пенсионная система России

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Страховой стаж: понятие и юридическое значение. Специальный (профессиональный) стаж. Выслуга лет.

Право на многие виды социального обеспечения зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, т.е. страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких Федеральных законах:

в ст. 3 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхова­ния» от 16.07.1999 г. №165-ФЗ говорится, что страховой стаж — это суммарная продолжи­тельность времени уплаты страховых взносов.

В п.2 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28. 12. 2013 № 400-ФЗ страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В Законе «О страховых пенсиях»выде­ляются два блока периодов, включаемых в страховой стаж при установлении страховой пенсии:

а) пе­риоды любой работы и (или) иной деятельности граждан РФ на территории России, в течение которых вносились страховые взносы в ПФР;

б) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории Российской Федерации, в случаях предусмотренных законодательством РФ или международными договорами России, а также при уплате страховых взносов на основании добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию ст. 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ») (ст. 11).

Кроме этого в ст. 12 Закона о страховых пенсиях и постановлении Правительства РФ «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для назначения страховых пенсий» от 2.10.2014 № 1015 указываются периоды, которые засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Включив в страховой стаж данные периоды законодатель предусмотрел обязательное условие. Эти периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд.

Исчисление стажа осуществляется календарно, т.е. без льгот.

В случае совпадения по времени периодов работы (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившемуся за установлением пенсии.

Правовые последствия страхового стажа связаны с возникновением права на страховые пенсии.

С учетом количественных и качественных характеристик страхового стажа различается общий и специальный (профессиональный ) стаж.

Специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.

Профессиональный стаж застрахованного лица — суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (абз. 8 ст. 1 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 1. 04 1996 № 27-ФЗ ).

Специальный (профессиональный) стаж является юридическим фактом в сложном юридическом составе, с которым закон связывает право на досрочную страховую пенсию.

Разновидностью специального трудового стажа является выслуга лет (специальный трудовой стаж) — суммарная продолжительность определенной деятельности, в период, которой лицо не подлежало обязательному пенсионному страхованию.

Выслуга лет —юридический факт дающий право на пен­сию независимо от возраста либо по достижении установленно­го законом возраста.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:

— федеральные государственные служащие;

— военнослужащие по контракту;

— лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде ли­шения свободы;

— лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей;

Выслуга лет юридическое значение

Актуальность темы исследования. Рыночные преобразования, происходящие в государстве в условиях глубокого экономического кризиса, определили приоритеты и направление интеграции РФ в европейское экономическое пространство, которое владеет новыми технологиями и имеет высокие трудовые и социальные стандарты. Интеграция России в мировое сообщество, необходимость повышения уровня защиты прав граждан в трудовой и социальной сферах, особенно в условиях глубокого экономического кризиса, требуют продолжения коренного реформирования трудового и социального законодательства, приведение его в соответствие с международно-правовыми нормами и стандартами. Законодательство РФ должно соответствовать правовым моделям законодательства стран с рыночной экономикой. Правовой основой законодательства в РФ стал ряд нормативных документов, в частности, ФЗ «Об государственном пенсионном обеспечении», который стал определяющими в проведении пенсионной реформы. Основу новой пенсионной системы, которая вводится в РФ, составляют выслуга лет и трудовой вклад работников. Выслуга лет работников является составляющей многих институтов трудового права и права социального обеспечения. Законодательство существенно повысило роль и значение выслуги лет в сфере социального обеспечения. Выслуга лет имеет разное значение в отношении различных отраслей права и даже отдельных институтов одной отрасли. Именно поэтому важен всесторонний анализ и исследования этой правовой категории. В науке отсутствует комплексное исследование правовой категории «выслуга лет», соотношение его с трудовым стажем в науке трудового права и права социального обеспечения РФ, что свидетельствует об актуальности и необходимости исследования темы понятия и юридического значения выслуги лет. Своевременность исследования обусловлена реформированием законодательства в сфере социального обеспечения, трудового законодательства и пенсионного обеспечения. Все это будет способствовать обеспечению реализации социальных и трудовых прав работников. Проблемы выслуги лет в трудовом праве и праве социального обеспечения были предметом исследования известных ученых. В то же время, недостаточно исследованным и актуальным целый ряд как теоретических, так и практических вопросов. Целью исследования является определение правовой природы выслуги лет и ее юридического значения, выявление проблемных вопросов, которые существуют в связи с исчислением стажа, формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере социального и пенсионного обеспечения РФ. Поставленная цель обусловила решение следующих основных задач исследования: исследовать понятие выслуги лет как правовую категорию; определить юридическое значение выслуги лет; исследовать условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет государственным служащим в г. Новосибирске; выявить коллизии в правовом регулировании исчисления периодов трудовой деятельности и другие периоды, которые засчитываются в различных видов стажа, разработать пути решения проблемы. Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают между страхователями, страховщиками, застрахованными лицами и другими участниками отношений в сфере социального обеспечения и трудовых отношений для осуществления социального страхования. Предметом исследования являются понятие и юридическое значение выслуги лет. Методологическую основу исследования составляет система общих и специальных методов научного познания, выбор которых обусловлен особенностями объекта, предмета, цели и задач исследования. Методологической основой дипломной работы стал диалектический метод познания правовых явлений. Исторический метод применялся при исследовании изменения и развития законодательства и взглядов ученых по вопросам определения понятия «трудовой стаж», «время работы», «период работы», «юридический факт» (подразделы 1.1, 1.2). Сравнительно-правовой метод исследования были использованы для анализа законодательства РФ о социальном обеспечении и пенсионное реформирование, законодательства других стран (в частности, Белоруссии, Казахстана) и международно-правовых норм, что позволило сделать обобщения и определить направления совершенствования отечественного законодательства в этой сфере (подразделения 2.1, 2.2). Абстрагирования и обобщения применялись в процессе разработки дефиниций различных правовых понятий и категорий («страховой стаж», «страховой взнос», «сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование» и др.) (Подразделы 1.2, 2.1). Формально-юридический метод стал основой внесение предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства по вопросам определение понятия «выслуга лет», зачисление трудового и страхового стажа, в независимо от времени и объема уплачиваемых взносов на реализации лицом права на пенсию или пособие, исчисления и зачисления в специальный стаж периодов трудовой деятельности и приравненных к трудовой деятельности периодов (подразделения 2.1, 2.2 ). С помощью метода рациональной критики проанализированы нормативные акты, проекты законов и выявлены их преимущества и недостатки. Метод системного анализа применялся при определении страхового стажа и трудового стажа в правоотношениях в сфере трудового права и права социального обеспечения РФ. Научно-теоретической основой для проведения исследования стали труды таких ученых — юристов в области трудового права и права социального обеспечения, как: М. Г. Александров, Н. М. Бодерскова, А.Н. Васильев, Л. Я. Гинцбург, Г. П. Дегтярев, В. М. Догадов, А. Д. Зайкин, М. Л. Захаров, П. Д. Каминская, Е. А. Колотухин, О.А.Красавчиков, Н. Т.Мелешенко, А. М. Мишутина, А. С. Пашков, В. М. Синельников, А.К. Стальгевич, В. Л. Степанов, В. И. Теребилов, Е. Г. Тучкова, Р.А. Халфина и другие известные ученые. Эмпирическую базу работы составляют Конституция РФ, международно-правовые акты, в частности конвенции и рекомендации Международной организации труда, акты зарубежных стран, законы РФ, а также другие нормативно-правовые акты и материалы судебной практики. Научная новизна полученных результатов. Дипломная работа является попыткой комплексного анализа в науке трудового права и права социального обеспечения РФ специальным исследования понятия и юридического значения выслуги лет. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что представленные в работе теоретические разработки и выводы направлены на устранение отдельных пробелов, существующих в науке права социального обеспечения, в частности в части определения страхового стажа, соотношение понятий «выслуга лет» и «трудовой стаж». Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «Право социальной защиты» и специальных курсов, посвященных проблемам теории трудового права и права социального обеспечения в юридических учреждениях высшего образования, при подготовке и написании научных работ по этим дисциплинам, а также для дальнейших научных исследований. Структура дипломной работы обусловлена спецификой объекта анализа и логикой исследования, следует из поставленной цели и соответствующих главных задач, необходимых для достижения цели. Структурно исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Совершенное в этой дипломной работе комплексное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения: Выслуга лет – стаж работы в определённых областях, дающий право на получение отдельного вида пенсий. Получать такую пенсию, согласно нашему законодательству, имеют право: военнослужащие, кроме тех, кто проходит срочную службу в рядах российской армии; космонавты; федеральные служащие госструктуры; лётчики и испытатели. Назначение данной пенсии регулируется Федеральным законом от 15. 12. 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Реформирование пенсионного законодательства повысило роль страхового стажа для получения социального обеспечения, но как в праве социального обеспечения, так и в трудовом праве трудовой стаж также является ключевым при определении права, в частности, на отпуск, на занятие определенных должностей (например, судьи, адвоката, нотариуса ), на получение страховых выплат по общеобязательному государственному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и тому подобное. Если лицо вступила в трудовых отношениях, при условии, что работодатель придерживается законодательства и своевременно и в полном объеме перечисляет взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, то общий трудовой стаж и страховой стаж работника одинаковые, но периоды, в течение которых лицо (или за человека ) платит страховой взнос, однако при этом не находится в трудовых правоотношениях, могут быть зачислены только в страховой стаж; также если лицо находится в трудовых отношениях, но за нее не производятся перечисления в Пенсионный фонд, то указанный период может быть зачтено только в трудовой стаж. Исследуя понятие выслуги лет как социальную, экономическую, правовую категории (как межотраслевой институт права, период, юридический факт, процесс). Проанализировав действующее законодательство, выделила характерные признаки выслуги лет. На основании проведенного исследования дано определение выслуги лет как периода, в течение которого уполномоченный субъект платит в обязательном или добровольном порядке страховые взносы за застрахованное лицо в размере, определенном законодательством, на счет специально созданного фонда. Этот вид государственной пенсии назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев. Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней. Граждане Российской Федерации из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, а при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. Пенсия за выслугу лет назначается при оставлении работы в вышеуказанных должностях в отрядах (группах) космонавтов, являющихся летно-испытательными (летно-исследовательскими) подразделениями научно-испытательных, научно-исследовательских центров и других организаций федеральных органов исполнительной власти и иных организаций. Граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости либо к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Смотрите еще:

  • Развод через суд заключенный Процедура расторжения брака с заключенным в России Порядок и условия развода с заключенным зависят не только от наличия его согласия, но и от срока заключения, поэтому инициатору расторжения брака придется учитывать определенные нюансы. В целом же развод с заключенным […]
  • Сроки выплаты пенсии по случаю потери кормильца Пенсии в связи с потерей кормильца Кто и в каком размере имеет право на пенсию в связи с утратой кормильца, как начисляется и до скольки лет она выплачивается выяснял Prostopravo.com.ua. Еще одним видом пенсий, которые выплачиваются в солидарной системе пенсионного […]
  • Как написать устав некоммерческой организации Устав некоммерческой организации - образец 2017-2018 года Устав некоммерческой организации 2017-2018 годов является основным документом, регулирующим основы ее деятельности. Закон определяет требования к нему и его регистрации, но оставляет на усмотрение учредителей […]
  • 3 ндфл за 2014 год образец заполнения для ип Лист А декларации 3-НДФЛ: образец заполнения в 2017 году Нет сомнений, что образец Листа А из 3-НДФЛ, о котором пойдет речь в нашей консультации, станет хорошим подспорьем при заполнении этой декларации о доходах за 2016 год. Ведь практически все физлица сдают её с […]
  • Движение велосипеда по пдд Глава 20. Движение на велосипедах и мопедах ПДД он-лайн ПДР на Беларускай мове Rules of the road ПДД для Android ПДД для iPhone ПДД в формате FB2 Стаж водителя Административная ответственность Уголовная ответственность История Правил Последние […]
  • Какое выходное пособие выплачивается при увольнении Какое выходное пособие выплачивается при увольнении При увольнении работника ему выплачивается выходное пособие. Облагается ли такая выплата НДФЛ и является ли она для работодателя базой начисления ЕСВ? Согласно ст. 44 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 г. […]
  • Персональный юрист Персональный юрист Межрегиональная общественная организация "Организация по борьбе с правовым нигилизмом" Вместе мы заставим чиновников исполнять законы и уважать наши права! Левое верхнее меню Левое нижнее меню борьбу с правовым Юридическая услуга - […]
  • Форма таможенной декларации на транспортное средство doc Таможенная декларация на транспортное средство Актуально на: 14 сентября 2018 г. Пример заполнения декларации на транспортное средство Мы рассказывали в нашей консультации о видах таможенных деклараций и отмечали, что к ним относится в числе прочих декларация на […]