Вывод системы права и система законодательства

Лекция 14. СИСТЕМА ПРАВА

1. Понятие системы права.

2. Принципы построения системы права.

3. Характеристика отраслей российского права.

1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА

Термин «система» является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний. В философском аспекте этой категорией охватывается специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений [1] .

Следовательно, вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы строения и развития.

Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены в конечном счете системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества. Система права, будучи явлением объективным, складывается не произвольно, а в связи с состоянием системы конкретно-исторических общественных отношений, яв-

340__Я. Я. Воппенко

ляясь выражением современного ей государства, причем выражением внутренне согласованным, таким, «которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий» [2] . И если российскому праву надлежит представлять собой внутренне согласованную, взаимосвязанную систему правового регулирования, то законодатель не может, произвольно издавая правовые нормы, изменять исторический тип права, его основные черты.

Реальным содержанием системы права выступают правовые нормы, объединяющиеся в правовые институты и отрасли права. Норма права, правовой институт и отрасль права, таким образом, являются основными элементами системы права.

Последняя «живет», развивается и совершенствуется под влиянием в основном двух факторов:

а) потребностей общественной жизни, выражающихся в различных сторонах социальных отношений, прежде всего — отношений экономических;

б) деятельности законодателя, т.е. правотворческих органов, которые творят, создают правовые нормы в соответствии с требованиями общественного бытия.

Следовательно, изменения в нормах права, институтах и отраслях являются реальными показателями развития системы права.

Понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства. Последнее представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения юридических норм.

Кроме правовых норм законодательство содержит также призывы, декларации, определения, указания на мотивы и цели издания нормативных актов. Основными элементами системы законодательства являются нормативное правовое предписание и нормативный акт.

Система права характеризуется определенным его внутренним строением, расположением по отраслям и институтам, в то время как система законодательства относится к внешним формам выражения права,

состоянию его источников. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства, во-первых, не совпадают с отраслями права, во-вторых, сочетаются в систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права.

За основу построения отрасли законодательства берется принцип наибольшей эффективности воздействия права на общественные отношения [3] . В соответствии с этим практическим критерием и осуществляется систематизация законодательства.

Таким образом, система права — это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности.

Представление относительно объективного характера системы права, которая складывается преимущественно независимо от сознательной человеческой деятельности как результат отражения в праве господствующих производственных отношений, сложилось в юридической науке в 40-х годах и господствовало почти до 1980 г.

Однако разработка Конституции СССР 1977 г., издание общесоюзного Свода законов и особенно опыт кодификационной работы в последние годы заставили несколько по-иному взглянуть на понятие системы права.

Основной вывод сводился к тому, что не следует принижать роль законодателя в формировании системы права, а следовательно, и противопоставлять или резко отрывать одно от другого при рассмотрении понятий системы права и системы законодательства, поскольку это очень близкие и тесно связанные между собой явления правовой жизни и понятия юридической науки.

Но вряд ли целесообразно и отождествлять их. Кроме уже изложенных аргументов в пользу разграни-

342Я. Я. Вопленко

чения этих понятий, следует помнить, что факторы, формирующие систему права, более многочисленны и разноплановы, нежели активность законодателя, управляющая созданием системы законодательства.

Понятие системы права также необходимо отличать от понятия правовой системы, о котором уже шла речь в других лекциях. Здесь лишь напомним, что правовая система — понятие более широкое и емкое, нежели система права.

[1] См., напр.: Категории диалектики и методологии современной науки. Воронеж, 1970. С. 58.

[2] Энгельс Ф. К Шмидту Письмо от 27 окт. 1890 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 418.

[3] Подробнее см.: Васильев Ю. С., Евтеев М. П. Кодификация и систематизация законодательства //Сов. государство и право. 1971. № 9. С. 14—15.

Система права и система законодательства сравнительный анализ

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие системы права и её значение

Структурные элементы системы права

Предмет и метод правового регулирования

Частное и публичное право

Соотношение системы права и системы законодательства

Основные «правовые семьи» современности

Правовая система и правовая семья

Романо-германская правовая семья

Семья общего права

Семья социалистического права

Иные правовые системы

Мусульманское, индусское и иудейское право

Черная Африка и Мадагаскар

Список использованной литературы

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

На мой взгляд, понятие «система права» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений. Таким образом появляются отрасли права, а следовательно и кодексы как законодательство этой отрасли.

Система права — это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима — метода регулирования.

Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.

В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и системы законодательства, т.к. основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и полити­ческими реформами, происходящими в стране. Одновре­менно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осо­знания новой роли правовых явлений в жизни челове­ка и общества.

С другой стороны, наблюдается определенное огра­ничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетель­ство тому — установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время про­исходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обя­занностей между ними, гарантий их реализации, поэтому мне бы хотелось поглубже рассмотреть эти вопросы, что я и постараюсь сделать в своей работе.

1. Понятие системы права и её значение

Правовая система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия — «правовая система» и «система права». Первое — это взятые в единстве основные правовые явления данной страны — и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, России, Великобритании, Китая.

И вот в отношении той или иной страны использование понятия «национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

Именно поэтому признаку выделяют семьи правовых систем:

семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы — романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон);

семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем — прецедентное право Великобритании, США (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент);

семья религиозно-традиционных, заидеологизированных систем — мусульманское право, советское право (здесь главную роль играют религия, партийная идеология).

Второе же, система права, касается только самого права, его строения.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права действуют связи четырех уровней:

между элементами нормы права;

между нормами, объединенными в правовые институты;

между институтами соответствующей отрасли права;

между отдельными отраслями права.

Таким образом, система права — это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

2. Структурные элементы системы права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Первым элементом системы права следует определить норму права, которая регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Она представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам регулируемого отношения субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности. Правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными, объективно нуждающимися в таком опосредовании.

Основным элементом системы права является отрасль права. Это наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все разнообразие определенного вида общественных отношений.

Отрасль прав – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

5. Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Институт права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Глава III. СИСТЕМА ПРАВА, СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права — системой законодательства. Законодательство — это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства — не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права46.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его отношениях к системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе законотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Система права выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих построение и развитие системы законодательства. Формирование системы права есть одновременно выявляемый наукой процесс раскрытия объективно существующих закономерностей общественного развития.

Подавляющее большинство исследователей разделяют точку зрения, согласно которой система права носит объективный характер и, в силу этого, ее развитие обусловливает соответствующую трансформацию системы законодательства, создаваемой законодателем. Решительный поворот от трактов- ки системы права как объективного явления сделал С.М. Коренев. «Правовая система, — писал он, — создается по воле людей», а поэтому создание того или иного кодекса тем самым предопределяет самостоятельное существование соответствующей отрасли права47. Следует уточнить, что указанный автор использует словосочетание «система права» и «правовая система» как синонимы, что абсолютно неверно.

В.К. Райхер в 1975 году подверг критике односторонний подход, допущенный, по его мнению, представителями как «объективной», так и «субъективной» теории возникновения и существования системы права. Но основные стрелы своей критики он направил против «объективной» теории, считая, что она защищает идею «самообразования» системы права и забывает, что право — это продукт воли законодателя. Объективность системы, по мнению ученого, понимается сторонниками указанной теории «в духе философского материализма, как не сознаваемую людьми объективную реальность»48.

Кроме того, В.К. Райхер считает, что система права — это «объективируемый в сфере общественного сознания результат систематизации правовых норм», что «система права представляет собой диалектическое сочетание двух противоположных и, в то же время, соотносимых начал, двустороннее единство субъективного и объективного моментов»49. Система права становится объективным явлением лишь тогда, когда становится фактом общественного сознания, а это происходит по мере все большего внедрения этой конструкции в науку, в практику, законодательство.

Система права — двустороннее единство субъективного и объективного моментов, но не прав, как полагает И.С. Самощенко в своей трактовке объективного и в своей интерпретации системы права как научной конструкции50.

Система права является объективной не только потому, что она становится фактом общественного сознания, но и потому, что эта система выражает объективно различные виды и стороны общественных отношений, поскольку эти виды и стороны проявляются различно в поведении людей51.

Сторонники «объективной» теории не забывают о волевом происхождении права. Они также не забывают и о том, что право изменяется, совершенствуется по воле законодателя, но в соответствии с назревшими потребностями общества, реальными условиями, позволяющими превратить в действительность установленные законодателем различные модели должного и возможного поведения в их качественном своеобразии52.

Интересные соображения о соотношении системы отраслей права и системы отраслей законодательства высказаны А.В. Мицкевичем. «Обе эти системы, — считал он, — создаются законодателем, но в результате разных его действий. Система права складывается исторически, на базе основополагающих политических решений законодателя, как бы очерчивающих главные линии направления нормативно-правового регулирования. Для ее возникновения не обязательна кодификация и даже консолидация правовых норм . Для создания же отраслей законодательства характерна именно упорядоченность законодательства, выраженная в его систематизации»53.

Иная точка зрения была высказана Р.З. Лившицем. Он считал, что объективна лишь система законодательства, применительно к которой наукой должна строиться система права. Бурное развитие законодательства привело к гипертрофированной оценке субъективного фактора в создании системы права, что, в свою очередь, привело к отождествлению системы права с системой законодательства. Р.З. Лившиц наиболее крупным блоком нового права признает отрасль законодательства54. Правда, без ответа остается вопрос о том, какой же научной и практической цели служит при таком подходе система права и главное — с чем должен соизмерять свою деятельность законодатель55.

Система права представляет собой единое целое, где нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга.

Первичный правовой общностью, объединяющей в себе правовые нормы, является правовой институт, представляющий собой систему взаимосвязанных, взаимодополняемых по своему назначению, обособившихся норм, регулирующих с помощью специфических приемов и способов однородный вид или сторону общественных отношений2.

Отрасль права — это элемент системы права, представляющий собой связанную едиными принципами и функциями развивающуюся совокупность правовых норм, которые с использованием свойственных им специфических юридических способов регулируют широкую сферу общественных отношений3.

Закономерно встает вопрос о выделении отраслей законодательства и их соотношении с отраслями права. Здесь обозначились следующие основные проблемы: 1) критерий выделения отрасли законодательства, се отличия от отрасли права и 2) соотношение отраслей законодательства с отраслями права.

В ходе двух научных дискуссий о системе советского права был сделан вывод о том, что критерием выделения отрасли права является предмет и метод правового регулирования. Вопрос о системе законодательства затрагивался мимоходом как в самой научной дискуссии, так и впоследствии большинство исследователей склонялись к тому, что система законодательства должна соответствовать системе права. Следовательно, если у какого-либо нормативного массива может быть выделен предмет и согласующийся с ним метод правового регулирования, соответствующие предмету и методу отрасли права, то мы имеем дело с отраслью законодательства. Если такого соответствия не наблюдается, то налицо комплексная отрасль законодательства или комплексный нормативный массив. Так родилась двойственность в подходе к системе права.

Такой подход вызывает сомнения. Нормы права выражаются в нормативных правовых актах, составляющих, в свою очередь, законодательство. Как замечает Р.З. Лившиц, дихотомия «отрасль права — отрасль законодательства» связна с нормативистским правопониманием, и если отойти от такой трактовки права, то проблема отпадет сама собой: система права — это идеи, нормы и правоотношения, а система законодательства — это отрасли законодательства1.

Отрасли права находят свое отражение в отраслях законодательства2. Следовательно, отрасль права соответствует отрасли законодательства. В противном случае следовало бы признать, что существуют какие-то идеальные отрасли права, совершенные с точки зрения наличия у них предмета и метода правого регулирования, а также единства нормативного содержания, и существуют не всегда соответствующие им отрасли законодательства.

В научной литературе неоднократно отмечалось, что формирование и развитие системы права немыслимо вне нормотворческой деятельности государства, что основным способом выражения нормы права является нормативный правовой акт. Тогда дуализм в рассмотрении структуры нрава и структуры законодательства не имеет достаточных оснований.

Предмет правового регулирования каждой отрасли законодательства специфичен, нельзя выделить отрасль законодательства, в которой присутствовал бы только один «чистый» предмет, так как невозможно выделить в чистом виде имущественные, управленческие и охранительные отношения56. Но что понимать под предметом правового регулирования отрасли законодательства? IO.C. Васильев и М.П. Евтеев считают таковым не область общественных отношений, а вид общественной деятельности. При этом последний может совпадать с той или иной областью общественных отношений, но может пронизывать несколько таких областей57.

Иную позицию высказывает С.В. Поленина. Она выделяет в системе законодательства отрасли, адекватные отраслям права, и комплексные отрасли законодательства, формирующиеся применительно к сферам государственного управления58. То есть предметом регулирования отраслей законодательства, адекватных отраслям права, являются общественные отношения, а предметом регулирования комплексных отраслей законодательства — сферы государственного управления. В любом случае универсальным критерием деления законодательства на отрасли является предмет правового регулирования, поскольку только он определяет в чистом виде специфику отрасли.

Совершенно очевидно, что система права и система законодательства fie тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права — это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот материал может употребляться в разном наборе и в различном состоянии определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законода- тельства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разобран по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс и т.д.).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное право, административное, трудовое и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышают эффективность функционирования всего правового механизма.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указание на цели и мотивы издания актов и т.д.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отраслей права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства: 1) акты высших органов государственной власти; 2) акты высших органов государственного управления. Вертикальная же структура права — это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, на- правленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательств — важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

Система законодательства и система права, являясь парными категориями, входят в более широкую по объему систему правовых явлений — правовую систему. Если структура системы права ограничивается нормами, институтами, подотраслями и отраслями права, а система законодательства включает также законодательные массивы, то правовая система охватывает все правовые явления, всю правовую действительность59.

По справедливому замечанию Н.И. Матузова, те, кто хочет расширить понятие права и включить в него, помимо норм, ряд других элементов, получили наконец категорию, которая может отразить все это. «Ведь стремление некоторых авторов к более широкому пониманию права само по себе понятно, но для этого надо ввести новую категорию и пользоваться ею в указанных целях. Такой категорией вполне может служить правовая система»60.

Это понятие сложное и многоплановое, включающее в себя целый комплекс компонентов, оказывающих нормативно-организующее воздействие на общественные отношения. Элементы правовой системы объединены общими целями, задачами, выполняют некоторые общие функции, что, впрочем, не свидетельствует об однородности и идентичности последних.

Наряду с общими функциями, каждый компонент правовой системы выполняет присущие только ему специфические функции, что не мешает им, однако, находиться в логической связи друг с другом. По мнению француз- ского ученого Ж. Карбонье, правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве»61.

Сущность правовой системы заключается в том, что она выражает баланс интересов различных социальных групп, слоев, классов общества. Эти интересы получают отражение в праве, законах и других частях системы в виде государственной воли, опирающейся на возможность властного принуждения к должному поведению и наказания нарушителей юридических предписаний.

Все они имеют ту или иную степень нормативности, так как многие из них производны от права, правовых норм, его составляющих.

Нормативностью обладают и неправовые явления, однако наиболее характерен этот признак все же для права. Поэтому вполне справедливо считается, что право — нормативная основа всей правовой системы. Оно вместе с законодательством выступает центральным связующим звеном правовой системы.

В современной юридической литературе предлагается широкий диапазон применения категории «правовая система». Ю.А. Тихомиров считает, что понятие «правовая система» представляет собой структурно-интеграционный способ целостного юридического воздействия на общественные отношения. В качестве элементов правовой системы он выделяет: во-первых, цели и принципы правового регулирования; во-вторых, основные разновидности правовых актов и их объединения; в-третьих, системообразующие связи,

Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

Главная > Реферат >Государство и право

Глава I. Система права. Юридическая природа, сущность правовой системы

1.1. Понятие правовой системы

1.2. Отрасли права, как основные элементы структуры правовой системы

Глава II. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

2.1. Система законодательства

2.2. Соотношение системы права и системы законодательства

2.3. Развитие системы права и системы законодательства

Темой курсовой работы была выбрана тема «Система права и система законодательства». Интерес к данной теме объясняется тем, что эти два понятия очень близки между собой, но о тождественности этих понятий говорить не приходится.

Эта тема является актуальной в теории государства и права, потому что многие ученые рассматривают различные подходы на характер связи между этими двумя системами. В этой работе будет рассмотрен взгляд большинства ученых, как наиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей правовой системы России и системы законодательства, и их разграничения важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.

Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Во-первых, нужно вспомнить о нормативно-правовых документах (указы Президента, Федеральные Законы и т. д), которые регламентируют различные вопросы, связанные с правовой системой и законодательством. Во-вторых, правовая система является относительно молодой и поэтому она находится в постоянном поиске путей своего развития, поэтому существует ряд публикаций в научно-периодической литературе (статьи в журналах и газетах). Среди таких авторов можно выделить: Скурко Е.В., Лукашева Е.А., Поленина С.В., и т.п. Кроме того, существует ряд монографических работ по этой теме, посвященных и правовым системам мира (Рене Давид), и правовой системе сначала СССР, а теперь правовой системе России (Синюков В.Н., Шафеев, Д. Р). Большую помощь в написании работы оказал и учебные пособия по праву для ВУЗов. Среди них можно назвать учебники по курсу теории государства и права следующих авторов: Курицына В.М. и Ивановой З.Д., Пиголкина А.С., Корельского В.М. и Перевалова В.Д., Лившиц Р.З., Стрекозова В.Г., Алексеева С.С., Комаров С.А. и Малько А.В., и т.д.

— изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.

Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования:

1. Изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правового явления и структурную организацию.

2. Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение.

3. Сравнить две системы: правовую систему и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.

4. Рассмотреть особенности развития двух систем на современном этапе.

Глава II. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства.

2.1. Система законодательства.

В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством Муханов Р.Т. Теория государства и права. М., 2001. С. 328..

Словари понятие законодательство трактуют по-разному:

1. «общность и дух всех постановлений, законов страны» Даль В. Толковый словарь. М.: Терра., 1998. Т.1. С.1470.;

2. «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве» Большой энциклопедический словарь./ Под. Ред. А.М. Прохорова. Указ.соч. С. 409.;

3. «совокупность законов» Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985. С. 179..

Различные толкования понятия «законодательства» имеют и конституции различных стран. Например, в 7 гл. Конституции ФРГ говорится о том, что под законодательством следует понимать совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти Конституции государств Европейского союза. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С.201..

Таким образом, система законодательства — это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единственную, целостную, согласованную систему. Под законодательством в «широком смысле» понимают совокупность законов и подзаконных актов, это внешняя форма объективного права. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений — на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» — понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов. Юридический энциклопедический словарь. /Под ред. А.Я.Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 103.

Широкое понимание термина «законодательство» — это то, что более жизненно и реально применяется на практике. Именно поэтому в данной работе будет идти работа именно с таким пониманием термина.

С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское, процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

§ Федеральное законодательство (конституция РФ, нормативные правовые акты федеральных органов гос. органов, международные договоры).

§ Законодательство субъектов РФ (уставы субъектов РФ, и иные правовые акты органов власти субъектов РФ.

Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов РФ составляют законодательство РФ.

Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства — системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Особенности формирования законодательства России заключается в том, что оно создается на базе ранее принятых концепций Указ Президента Российской Федерации от17 декабря 1997 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000г.).// Российская газета.2000, 18 января., отражающих роль и место РФ в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере.

Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен — закона или какого-либо подзаконного акта.

Система актов — это система иерархическая, в основе этой системы лежит Конституция государства. Система законодательства постоянно развивается, при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:

§ Кодификация — это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;

§ Инкорпорация — объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)

§ Консолидация — объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.

Система законодательства Российской Федерации на данном этапе имеет и ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных правовых актов Системность законодательства как фактор повышения его качества.// Государство и право. 2002’8. C. 14.

2.2. Соотношение системы права и системы законодательства.

В данном параграфе работы мы остановимся на основных вопросах связи системы права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку «правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления» Шафеев, Д. Р. Современная правовая система Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казанский государственный университет. — Казань,2002. С.2..

В теории права соотношение категорий «система права» и «система законодательства» понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как «право» и «законодательство». Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.

Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер. Т.К. Основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976 С. 115.

Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. В основе такого утверждения лежат следующие посылки:

1. Первичным элементом системы права выступает норма, а первичным элементом системы законодательства — статья нормативно правового акта. Но в одном нормативном акте могут выражаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями других нормативных актов (например, в законе о личной собственности граждан выражаются нормы гражданского и семейного права). Это происходит потому, что правотворчество в каждой сфере общественной жизни осуществляется не одним, в многими гос.органами в пределах их компетенции и всегда представляет собой непрерывный процесс Комаров А.С. Общая теория государства и права: Курс лекций. — М.: Манускрипт, 1996. С. 199..

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями законодательства и такое несовпадение двояко:

Право на социальное обеспечение

Воздушный кодекс РСФСР

Может быть и идеальный вариант, когда отрасли совпадают (гражданское, уголовное, трудовое право и др.), Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух система, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирование правового механизма государства.

2. Система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву. Например, это — различные программные положения, указание на цели и мотивы издания актов и т д.

3. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней системой законодательства.

5. Система права носит объективный характер, а система законодательства более субъективна, поскольку во многом зависит от воли законодателя. Но эта субъективность относительна, поскольку каждый вновь принимаемый нормативно-правовой акт не может противоречить системе действующих актов.

6. Система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления. В России такой формой является федерация. Это обуславливает существование в каждой отрасли актов как федерального (Федеральный Закон РФ «О нормативных правовых актах РФ»»), так и уровня субъектов федерации (закон «Об административных правонарушениях на территории Новгородской области»).

К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:

ь В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.

ь Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.

ь Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).

ь Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.

Итак, система права и система права являются меду собой диалектическими связанными, система права — это внутренняя сущность права, система законодательства — его внешнее выражение, но говорить о тождественности систем нельзя.

2.3. Развитие системы права и системы законодательства.

Развитие двух диалектически связанных систем — это процесс сложный и во многом неоднозначный, поскольку наряду с общими изменениями в системах могут происходить и такие изменения, которые затрагиваю в основном одну.

Поэтому, кажется обоснованным выделить отдельно тенденции развития системы права и системы законодательства.

Общие тенденции развития системы законодательства:

1. Приведение законодательного массива в соответствие с требованиями норм конституции РФ.

2. Приведение норм законодательства субъектов РФ в соответствие требованиям, изложенным в ФЗ РФ, регулирующего эти нормы.

3. Формирование новых отраслей и комплексов законодательства, соответствующих задачам стоящим перед Россией. Этот процесс носит постоянный характер. В основном, это комплексные отрасли о банках и банковской деятельности, приватизации, ипотеке, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др.

4. Наполнение новым содержанием действующего законодательства РФ.

Общие тенденции развития системы права:

1. Постепенное изменение акцентов в соотношении «человек и право» в пользу человека с предоставлением ему реальных возможностей, провозглашаемых на конституционном уровне прав и свобод. Таким, достижением явились шаги в Гражданском кодексе, в законах о частной собственности и т.д.

2. Интеграция международного права в правовую систему РФ. (ст. 15 Конституции РФ). Поэтому сейчас идет процесс приведения национальной правовой системы в соответствие с принципами и требованиями, содержащимися в нормах международных организаций.

3. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

Выбранная тема исследования звучит как «Система права и система законодательства». Целью работы было исследование обеих систем и характера связи между ними. Цель работы была достигнута, задачи исследования решены настолько, насколько позволяла доступная правовая литература по данному вопросу.

Подводя итог исследования, можно сделать следующие краткие выводы:

1. Под системой права в теории государства и права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером реализуемых общественных отношений. Таким образом, главными характеристиками данной системы являются ее объективность, зависимость от общественных отношений и то, что система права представляет собой сущность права.

2. В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством Муханов Р.Т. Теория государства и права. М., 2001. С. 328.. Главными характеристиками данной системы является то, что она предстает, как более субъективная система, поскольку зависит от воли законодателя, она представляет собой форму выражения права.

3. Система права и система законодательства не тождественны друг другу. К таким причинам можно отнести:

— некоторую обусловленность системы законодательства от системы права конкретного государства;

— элементы систем не всегда совпадают друг с другом, отсюда и внутренняя структура обеих систем прямо не соотносится друг с другом;

— система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права;

— в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода;

— система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления и т.д.

4. Системы функционируют в непрерывной взаимосвязи. Они соотносятся между собой как две стороны одного явления. Система права — это внутреннее содержание права, а система законодательства — это внешняя форма его выражения. Поэтому эти две системы нужно рассматривать не по отдельности, а вместе, чтобы лучше понять систему права и систему законодательства государства.

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г.

2. Конституции государств Европейского союза. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

3. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций, 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.

5. Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб-метод. Пособие. М., 1993.

6. Даль В. Толковый словарь. М.: Терра., 1998.

7. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.

8. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.

9. Лукашева Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений.// Советское государство и право, 1975.

10. Комаров А.С. Общая теория государства и права: Курс лекций. — М.: Манускрипт, 1996.

11. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение. 2-е издание дополненное и переработанное. — М.:ПИТЕР, 2004.

12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М.: ЮРИСТЪ, 2004.

13. Муханов Р.Т. Теория государства и права. М., 2001.

14. Общая теория права: Учебник для юридических вузов \\ Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под редакцией А.С. Пиколкина М.1995г.

15. Общая теория права: Курс лекций./ Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.

16. Общая теория права: Учеб. Пособие. /Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.

17. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985.

18. Поленина С.В. Система права и система законодательства в современных условиях.// Правоведение. 1987’5.

19. Попов Л.Л. Административное право. — М.; ЮРИСТЪ,2004.

20. Рене Давид. Основные правовые системы современности. — М.: Прогресс. 2002.

21. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов. 1994.

22. Системность законодательства как фактор повышения его качества.// Государство и право. 2002’8. C. 13-15.

23. Современное состояние российского законодательства и его систематизация (Материалы «круглого стола»).// Государство и право. 1999’2. С. 23-31.

24. Скурко Е.В. Правовая система Российской Федерации в условиях глобализации// Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы 2004 — Выпуск № 5 (59).

25. Теория государства и права./под. Ред. Проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.

26. Теория государства и права. / Под. Ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М: ИНФА-М-НОРМА, 1997.

27. Теория государства и права./ Под ред. Стрекозова В.Г. — М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1997.

28. Указ Президента Российской Федерации от17 декабря 1997 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000г.).// Российская газета.2000, 18 января.

29. Шафеев, Д. Р. Современная правовая система Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казанский государственный университет. — Казань,2002.

30. Юридический энциклопедический словарь. /Под ред. А.Я.Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984.

31. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.

Смотрите еще:

  • Георг зиммель избранное м юрист 1996 Георг зиммель избранное м юрист 1996 Георг Зиммель Избранное. В 2 томах Том 1. Философия культуры Том 2. Созерцание жизни М.: Юрист, 1996. 671 + 607 с. Серия Лики культуры ISBN 5-7357-0052-9 , ISBN 5-7357-0175-4 Формат: DjVU 14 Мб Качество: сканированные страницы […]
  • Работа в госслужбе вакансии пермь Работа в госслужбе вакансии пермь Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 17 000 до 20 000 руб. Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 16 000 до 20 000 […]
  • Платежи в пфр от ип на осно ИП на ОСНО: страховые взносы в ПФР при доходах более 300 тысяч рублей Добрый день.Годовой доход предпринимателя на ОСНО определяется по правилам статьи 227 Налогового кодекса РФ. НДС -это не доход. Цитата (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О […]
  • Двух этажный дом на земле Дом 167 кв. м Двухэтажный дом (167 м 2 ). Дом продан! Продаётся дом, для круглогодичного проживания, находящийся по адресу – Московская область, Можайский район, деревня Блазново. Дом, общей площадью 167 кв.м, построен из пеноблоков, обложен кирпичом, крыша […]
  • Договор аренды помещения между организацией и физическим лицом Договор аренды нежилого помещения Договор аренды нежилого помещения (арендатор - юридическое лицо, арендодатель - физическое лицо) г. __________________________ "___" _______________ 20__ г. (место заключения договора) Гражданин РФ […]
  • Ст 13 фз 311 Глава 2. Таможенные органы (ст.ст. 9 - 35) Глава 2. Таможенные органы § 1. Система таможенных органов О службе в таможенных органах РФ см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ Статья 9. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 […]
  • Мировой суд петрозаводск судебные участки Мировой суд петрозаводск судебные участки Гражданам и организациям необходимо иметь в виду, что с 15.04.2018 (фактически с 16.04.18, т.к. 15.04 - вс.) при обращении к мировым судьям г. Петрозаводска с исковыми и иными заявлениями в порядке гражданского, […]
  • Форма таможенной декларации на транспортное средство doc Таможенная декларация на транспортное средство Актуально на: 14 сентября 2018 г. Пример заполнения декларации на транспортное средство Мы рассказывали в нашей консультации о видах таможенных деклараций и отмечали, что к ним относится в числе прочих декларация на […]