Закон об ао ценные бумаги

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг при учреждении акционерного общества

“О рынке ценных бумаг” (далее — Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”) и Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.96 № 1009, осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). В соответствии с данными ей полномочиями ФКЦБ России разработала ряд нормативных актов, регулирующих процедуру регистрации выпуска ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые правовые вопросы, связанные с регистрацией выпуска ценных бумаг при учреждении акционерного общества.

Чем обусловлена данная проблема?

Во-первых, обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества закреплена законодательно. В ранее действовавшем Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 № 78 (далее — Положение), была закреплена обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества. Так, в соответствии с пп. 7 и 8 Положения, ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только при условии их государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. В настоящее время требования о государственной регистрации выпуска ценных бумаг нашли свое отражение в Федеральном законе “О рынке ценных бумаг”.

В соответствии с абзацем седьмым ст. 18 этого закона эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению. Данное требование также закреплено в абзаце первом ст. 24 закона: “эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска”.

Во-вторых, в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России и ее региональные отделения наделены правом обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации (п. 19 ст. 42 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). Данное право было, к примеру, реализовано Челябинским региональным отделением ФКЦБ России, которое обратилось с иском в арбитражный суд о ликвидации юридического лица в связи с тем, что не была осуществлена регистрация выпуска ценных бумаг акционерного общества. Дело рассматривалось в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. В мотивировочной части постановления федерального арбитражного суда Уральского округа (кассационная инстанция) было указано, что выпуск и размещение акций акционерного общества, созданного в июне 1996 г., подлежали обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иного правового акта. Суд счел, что действия, связанные с размещением уставного капитала в незарегистрированные акции, необходимо квалифицировать как совершенные с грубым нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, что служит основанием для ликвидации юридического лица.

Таким образом, регистрация выпуска ценных бумаг является необходимой и обязательной. Вместе с тем норм, запрещающих государственную регистрацию выпуска акций акционерных обществ, размещение которых произведено до выхода Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и государственная регистрация которых не осуществлена, законодательство не содержит.

В-третьих, сформировалась судебная практика по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг. В частности, в Обзоре практики разрешения споров, связанных с размещением и обращением акций, приведенном в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21.04.98 № 33, указано, что сделка по договору купли-продажи акций, совершенная до регистрации решения о выпуске акций, признается судом недействительной (ничтожной). Таким образом, можно сделать вывод, что если в акционерном обществе происходила смена участников путем заключения гражданско-правовых договоров, связанных с отчуждением ценных бумаг, и выпуск этих ценных бумаг не прошел государственную регистрацию, то участники акционерного общества могут понести убытки вследствие признания недействительными таких сделок судом.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции и считается созданным с момента его государственной регистрации. В настоящее время закон о государственной регистрации юридических лиц не принят и регистрация осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 № 1482 (далее — Положение о государственной регистрации). Данное Положение о государственной регистрации не распространяется на регистрацию коммерческих организаций, особый порядок регистрации которых определен законодательными актами Российской Федерации, а также предприятий, создаваемых в процессе приватизации. В частности, существует иной порядок государственной регистрации кредитных организаций и предприятий с иностранными инвестициями.

Одним из признаков юридического лица в соответствии со ст. 48 ГК РФ является наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. При учреждении акционерного общества его имущество состоит из вкладов учредителей, внесенных в уставный капитал. В соответствии со ст. 99 ГК РФ уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Таким образом, уставный капитал общества формируется путем заключения гражданско-правовых договоров по приобретению акционерами общества акций в обмен на вклады, вносимые в уставный капитал, или, другими словами, путем размещения акционерным обществом своих акций.

Определение термина “размещение ценных бумаг” дано в ст. 2 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, в котором под размещением ценных бумаг понимается “отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок”. Как уже говорилось выше, размещение ценных бумаг акционерного общества без государственной регистрации выпуска не допускается.

В соответствии с п. 1 Положения о государственной регистрации при подаче документов на государственную регистрацию должен быть представлен документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала общества, указанного в решении о его создании. Таким образом, до государственной регистрации юридического лица необходимо провести размещение, как минимум, 50% акций среди акционеров общества, выпуск которых уже прошел государственную регистрацию. Однако данное требование не имеет в настоящий момент нормативного закрепления, и государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется после государственной регистрации общества. Из-за такой правовой неурегулированности часто возникает ситуация, когда общество внесено в государственный реестр юридических лиц, а в государственной регистрации выпуска ценных бумаг отказано.

Несоответствие действующих правовых норм целесообразно устранить при разработке закона о государственной регистрации юридических лиц. В качестве одного из вариантов регулирования данной проблемы можно использовать практику, сформировавшуюся при государственной регистрации выпуска акций кредитных организаций. Так, в соответствии сп. 11.6 инструкции Банка России от 17.09.96 № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) регистрация первого выпуска акций кредитной организации, осуществляемая при создании кредитной организации путем учреждения или реорганизации, проводится одновременно с регистрацией кредитной организации в форме акционерного общества.

Освещаемые ниже вопросы не затрагивают процедуру регистрации выпуска ценных бумаг кредитных организаций и акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Процедура эмиссии акций акционерного общества при учреждении регулируется Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 № 47 (далее — Стандарты).

Процедура эмиссии акций акционерного общества состоит из нескольких этапов, а именно: принятие решения о размещении ценных бумаг; принятие решения о выпуске ценных бумаг; государственная регистрация выпуска ценных бумаг; изготовление сертификатов ценных бумаг (в случае их документарной формы выпуска); непосредственно размещение ценных бумаг; регистрация отчета об итогах выпуска.

Решение о размещении ценных бумаг. Понятие “решение о размещении ценных бумаг” определено в последнем абзаце п. 1.2 Стандартов, в соответствии с которым решение об учреждении акционерного общества является одним из видов решения о размещении ценных бумаг. Обратившись к ст. 98 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона “Об акционерных обществах”, можно сделать вывод, что решение об учреждении общества должно содержать:

  • результаты голосования и принятые акционерами решения по вопросам учреждения акционерного общества;
  • решение об утверждении устава общества;
  • решение об избрании органов управления акционерного общества;
  • решение об утверждении размера уставного капитала общества;
  • определение категории выпускаемых акций и порядка их размещения;
  • утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителями в оплату акций акционерного общества. В соответствии со ст. 34 Федерального закона “Об акционерных обществах” акции и иные ценные бумаги общества, которые оплачиваются неденежными средствами, должны быть оплачены при их приобретении в полном размере, если иное не установлено договором о создании общества при его учреждении. Одновременно указывается, что если номинальная стоимость акций, приобретаемых за счет оплаты неденежными средствами, составляет более двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима оценка этого имущества независимым оценщиком (аудитором). При этом учредители общества должны утвердить решение независимого оценщика.

Решение о выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 7.2 Стандартов решение о выпуске ценных бумаг составляется на основании решения о размещении ценных бумаг. В соответствии со ст. 25 Закона “Об акционерных обществах” ценные бумаги при учреждении общества должны быть размещены среди учредителей или, иными словами, среди заранее определенного круга лиц. Утверждение решения о выпуске в соответствии с п. 7.1 Стандартов осуществляется советом директоров. Однако это не устанавливает ограничений для утверждения решения о выпуске ценных бумаг общим собранием акционеров. Стандарты не содержат порядка государственной регистрации выпуска ценных бумаг, который осуществлялся до вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг” и утверждения Стандартов. Также в п. 7.3 Стандартов указывается, что решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения о размещении. Если прошло более шести месяцев, то необходимо повторное утверждение данного решения.

При реализации этой нормы на практике часто складывается следующая ситуация: решение о размещении акций принято при учреждении общества, государственная регистрация выпуска акций не осуществлялась. Далее в обществе происходит неоднократная смена участников. На каком-то этапе деятельности общества встает вопрос о необходимости государственной регистрации выпуска акций. Решение о выпуске акций повторно утверждает новый состав участников, который не принимал решения о размещении акций и среди которых акции не размещались. В данном случае легитимность повторного утверждения решения о выпуске ценных бумаг становится сомнительной в силу возможного признания недействительности сделок по приобретению акций новыми участниками, о чем уже говорилось ранее.

Регистрация выпуска ценных бумаг. При рассмотрении этого этапа следует остановиться на следующих моментах.

Во-первых, в соответствии с распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 28.05.97 № 268-р “Об утверждении Перечня регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) государственную регистрацию выпуска ценных бумаг на территории Российской Федерации осуществляют Минфин России, Банк России, ФКЦБ России и региональные отделения ФКЦБ России. Список эмитентов, которые представляют документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ФКЦБ России, установлен Распоряжением ФКЦБ России от 26.02.97 № 60-р (с изменениями и дополнениями).

Во-вторых, если при учреждении акционерного общества акции размещаются среди более пятисот учредителей или сумма выпуска превышает пятьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, то вместе с решением о выпуске акций требуется государственная регистрация проспекта эмиссии (п. 8.1 Стандартов). Проспект эмиссии утверждается уполномоченными органами акционерного общества (общим собранием акционеров или советом директоров).

В-третьих, в соответствии с п. 9.12 Стандартов в случае размещения именных ценных бумаг в регистрирующий орган представляется копия договора (договоров) о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, заключенного эмитентом с регистратором, или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора. Требования об обязательной передаче ведения реестра независимому регистратору определены в п. 3 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” и в ст. 8 Закона “О рынке ценных бумаг”. Так, Закон “Об акционерных обществах” предписывает поручить ведение и хранение реестра независимому регистратору в случае наличия более пятисот владельцев обыкновенных акций. Речь идет именно о владельцах обыкновенных акций. В Законе “О рынке ценных бумаг” заложено несколько иное требование, которое заключается в необходимости передачи ведения реестра независимому регистратору, если число владельцев превышает 500, при этом не уточняется, владельцы каких акций имеются в виду. Таким образом, требования Закона “О рынке ценных бумаг” несколько сужают требования Закона “Об акционерных обществах”. В связи с тем, что Закон “О рынке ценных бумаг” вступил в силу позже Закона “Об акционерных обществах”, представляется необходимым руководствоваться нормами, изложенными в Законе “О рынке ценных бумаг”.

В-четвертых, в п. 2 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” определено, что акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра в соответствии с правовыми актами Российской Федерации не позднее одного месяца с момента государственной регистрации. Требования и порядок ведения реестра установлены в Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27. В указанном постановлении установлено, что Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг является обязательным для регистраторов — профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов, осуществляющих ведение реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно.

Необходимо также обратить внимание на новое требование, определяющее некоторые вопросы ведения реестра ценных бумаг акционерным обществом.

В соответствии с п. 2.7 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 19.06.98 № 24, эмитент, осуществляющий ведение реестра именных ценных бумаг самостоятельно, в случае, если число зарегистрированных лиц более пятидесяти, должен иметь в штате не менее одного специалиста, удовлетворяющего квалификационным требованиям по данному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России. Данное требование вступает в силу с 22 апреля 1999 г.

Размещение ценных бумаг и регистрация отчета о выпуске ценных бумаг. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества (п. 10.8 Стандартов). Как уже говорилось, фактическое размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации акционерного общества и данная норма устанавливает только порядок представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Регистрация отчета об итогах выпуска акций, распределенных при учреждении акционерного общества, осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска этих акций (п. 12.1 Стандартов). Данное требование носит для эмитента обязательный характер. В том случае, если уставный капитал общества оплачивается только на 50% (ст. 34 Закона “Об акционерных обществах”), то при утверждении отчета о выпуске ценных бумаг утверждается размещение акций, в том числе тех, оплата которых произведена не полностью. В связи с этим представляется правильным осуществлять государственную регистрацию отчета о выпуске ценных бумаг при учреждении акционерного общества после полной оплаты уставного капитала.

В данной публикации были освещены только некоторые вопросы, связанные с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг акционерного общества. В действительности круг этих вопросов гораздо шире, не все они имеют достаточную правовую регламентацию и требуют дополнительной юридической проработки.

С 2018 года заработали законодательные изменения для акционерных обществ

С 01.01.2018 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг» от 16.11.2017 г. № 2210-VIII. Однако отдельные его положения будут действовать с 01.05.2018, 01.07.2018 и 01.01.2019.

Согласно «Заключительным и переходным положениям» данного Закона:

1. До 01.07.2019 размещение акций частным акционерным обществом, зарегистрированным до дня вступления в силу настоящего Закона, может осуществляться путем непосредственного письменного предложения акций такого акционерного общества заранее определенному кругу лиц, количество неквалифицированных инвесторов среди которых не может составлять или превышать 150 лиц, а также среди акционеров этого общества.

2. Базовые проспекты эмиссии ценных бумаг, зарегистрированные до дня вступления в силу данного Закона, являются недействительными со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. Все эмитенты (кроме институтов совместного инвестирования), которые осуществляли публичное размещение ценных бумаг до дня вступления в силу данного Закона, считаются такими, которые не осуществляли публичное предложение ценных бумаг, кроме эмитентов, обнародовавших уведомление о том, что они считаются такими, которые осуществляли публичное предложение ценных бумаг, в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

4. Эмитенты, ценные бумаги которых находятся в листинге на день вступления в силу данного Закона, считаются такими, которые осуществили публичное предложение ценных бумаг.

5. К акционерным обществам, считающимся такими, которые не осуществляли публичное предложение акций, применяются требования Закона Украины «Об акционерных обществах» в части регулирования деятельности частных акционерных обществ.

В случае если после дня вступления в силу этого Закона такими акционерными обществами принято решение об изменении размера уставного капитала, деноминации акций, эмиссии других ценных бумаг, нежели акции, получении новых лицензий и других разрешительных документов и/или получении документов, подтверждающих права общества на имущество, такие общества обязаны привести устав и другие внутренние документы в соответствие с Законом Украины «Об акционерных обществах».

6. Акционерные общества не обязаны вносить изменения в свое наименование в связи с внесением данным Законом изменений в ч. 2 ст. 5 Закона Украины «Об акционерных обществах».

7. Положения ст. 68 Закона Украины «Об акционерных обществах» не применяются к публичным акционерным обществам в случае принятия ими решения об изменении типа общества, при условии, если:

  1. 1) уставом этого общества предусмотрено функционирование и создан наблюдательный совет и его комитеты;
  2. 2) уставом этого общества предусмотрен и сформирован наблюдательный совет путем кумулятивного голосования;
  3. 3) уставом этого общества предусмотрен и наблюдательный совет такого общества состоит не менее чем на одну треть из независимых директоров, при этом количество независимых директоров составляет не менее двух лиц.

В случае принятия публичным акционерным обществом решения об изменении типа общества к такому акционерному обществу требования относительно раскрытия информации, предусмотренные абз. 1 ч. 8 ст. 40 и абз. 1 ч. 4 ст. 41 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», применяются с даты принятия им решения об изменении типа общества.

8. Уставы и внутренние положения подлежат приведению в соответствие с данным Законом:

  • для публичных акционерных обществ и банков — до 01 января 2019 года;
  • для всех остальных акционерных обществ — до 01 января 2020 года.

9. Изменения, внесенные этим Законом в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» относительно сведений, которые дополнительно должны быть обнародованы в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, применяются к сведениям, которые возникнут после дня вступления в силу данного Закона.

Раздел 3. Тема 7. Ценные бумаги и их обращение.

  1. Общая характеристика ценных бумаг.
  2. Характеристика акций.
  3. Выпуск и обращение ценных бумаг, деятельность фондовой биржи.

1. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», который был введен в действие с 1 января 1992 г., определяет условия и порядок выпуска ценных бумаг, а также регулирует посредническую деятельность в организации обращения ценных бумаг на территории Украины. Согласно этому закону, ценные бумаги — это денежные документы, которые удостоверяют право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между выпустившим их лицом и их владельцем и предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.
Ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Именные ценные бумаги, если в них специально не указано, что они не подлежат передаче, передаются путем полного индоссамента (передаточной записью, удостоверяющей переход прав по ценной бумаге к другому лицу). Ценные бумаги на предъявителя обращаются свободно. Восстановление утерянных именных ценных бумаг производится государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, выпустившими эти бумаги. Наследование ценных бумаг осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Украины.
Ценные бумаги могут быть использованы для осуществления расчетов, а также в качестве залога для обеспечения платежей и кредитов.
Юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнять обязанности, вытекающие из условий их выпуска, называется эмитентом ценных бумаг. Права и обязанности по ценным бумагам возникают с момента их передачи эмитентом или его уполномоченным лицом — получателю (покупателю) либо его уполномоченному лицу.
В соответствии с Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» могут выпускаться и обращаться следующие виды ценных бумаг:

  • акции;
  • облигации внутренних республиканских и местных займов;
  • облигации предприятий;
  • казначейские обязательства республики;
  • сберегательные сертификаты;
  • векселя.

2. Акция — это ценная бумага без установления срока обращения, удостоверяющая долевое участие в уставном фонде акционерного общества, подтверждающая членство в акционерном обществе и право на участие в управлении им, дающая право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда, а также на участие в распределении имущества при ликвидации акционерного общества.
Акции бывают следующих видов:

  1. именные;
  2. на предъявителя;
  3. привилегированные;
  4. простые.

Граждане вправе быть владельцами, как правило, именных акций. Обращение именной акции фиксируется в книге регистрации акций, которая ведется обществом. В нее должны быть внесены сведения о каждой именной акции, включая сведения о владельце, времени приобретения акции, а также количестве таких акций у каждого из акционеров.
По акциям на предъявителя в книге регистрируется их общее количество.
Привилегированные акции дают владельцу преимущественное право на получение дивидендов, а также на приоритетное участие в разделении имущества акционерного общества в случае его ликвидации. Владельцы привилегированных акций не имеют права участвовать в управлении акционерным обществом, если иное не предусмотрено его уставом. Привилегированные акции могут выпускаться с фиксированным в процентах к их номинальной стоимости ежегодно выплачиваемым дивидендом. Выплата дивидендов производится в размере, указанном в акции, независимо от размера полученной обществом прибыли в соответствующем году. В том случае, когда прибыль соответствующего года является недостаточной, выплата дивидендов по привилегированным акциям производится за счет резервного фонда. Если размер дивидендов, выплачиваемых акционерам, по простым акциям превышает размер дивидендов по привилегированным акциям, владельцам последних может производиться доплата к размеру дивидендов, выплаченных другим акционерам. Привилегированные акции не могут быть выпущены на сумму, превышающую 10% уставного фонда акционерного общества.
Акционерам может выдаваться сертификат на суммарную номинальную стоимость акций.
Акция должна содержать следующие реквизиты: фирменное наименование акционерного общества и его местонахождение, наименование ценной бумаги – «акция», ее порядковый номер, дату выпуска, вид акции и ее номинальную стоимость, имя владельца (для именной акции), размер уставного фонда акционерного общества ко дню выпуска акции, а также количество выпускаемых акций, срок выплаты дивидендов и подпись председателя правления акционерного общества или другого уполномоченного на это лица, печать акционерного общества.
К акции может прилагаться купонный лист на выплату дивидендов.
Купон на выплату дивидендов должен содержать следующие основные данные: порядковый номер купона на выплату дивидендов, порядковый номер акции, по которой выплачиваются дивиденды, наименование акционерного общества и год выплаты дивидендов.
Выпуск акций акционерным обществом осуществляется в размере его уставного фонда, или на всю стоимость имущества государственного предприятия (в случае преобразования его в акционерное общество). Дополнительный выпуск акций возможен в том случае, когда все ранее выпущенные акции полностью оплачены по стоимости не ниже номинальной.
Акционерное общество может выкупать у акционера принадлежащие ему акции для их последующей перепродажи, распространения среди своих работников или аннулирования. Эти акции должны быть реализованы или аннулированы в срок не более одного года. В течение этого периода распределение прибыли, а также голосование и определение кворума на общем собрании акционеров производится без учета приобретенных акционерным обществом собственных акций.
Дивиденды по акциям выплачиваются по итогам года в порядке, предусмотренном уставом акционерного общества, за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты установленных законодательством налогов, иных платежей в бюджет и процентов за банковский кредит.

3. Эмитент имеет право на выпуск акций, облигаций предприятий с момента регистрации этого выпуска в соответствующем финансовом органе. Если представленные для регистрации акции, облигации предприятий предлагаются для открытой продажи, то есть предназначены для размещения между юридическими лицами и гражданами, круг которых заранее определить невозможно, то эмитент обязан представить финансовому органу для регистрации также информацию о выпуске этих ценных бумаг.
Порядок регистрации выпуска акций, облигаций предприятий, а также информации об их выпуске определяется Кабинетом Министров Украины или по его поручению — Министерством финансов Украины.
Регистрация выпуска ценных бумаг должна быть проведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов. Отказ в регистрации может иметь место лишь в случае нарушения установленного порядка или несоответствия представленных документов требованиям законодательства. В случае, когда регистрация выпуска ценных бумаг в установленный срок не проведена или в ней отказано по мотивам, которые эмитент считает необоснованными, он может обратиться в суд.
Информация о выпуске акций, облигаций предприятий, предлагаемых для открытой продажи, кроме регистрации, подлежит обязательному опубликованию в органах печати Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины и официальном издании фондовой биржи не менее чем за 10 дней до начала подписки на эти ценные бумаги. Акции, облигации предприятий, предлагаемые для открытой продажи, допускаются для размещения не ранее чем через 30 дней после опубликования объявления об их выпуске.
Деятельностью по выпуску и обращению ценных бумаг, в соответствии с Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», признается посредническая деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, осуществляемая банками, а также акционерными обществами, уставный фонд которых сформирован за счет исключительно именных акций, и другими обществами (в дальнейшем — торговцы ценными бумагами), для которых операции с ценными бумагами составляют исключительный вид их деятельности.
Торговцы ценными бумагами вправе осуществлять следующие виды деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг:

  1. деятельность по выпуску ценных бумаг;
  2. комиссионную деятельность по ценным бумагам;
  3. коммерческую деятельность по ценным бумагам.

Деятельностью по выпуску ценных бумаг признается выполнение торговцем ценными бумагами по поручению, от имени и за счет эмитента обязанностей по организации подписки на ценные бумаги или их реализации иным способом. При этом торговец ценными бумагами по договоренности с эмитентом может брать на себя обязательство в случае неполного размещения ценных бумаг выкупить у эмитента не реализованные ценные бумаги.
Комиссионной деятельностью по ценным бумагам признается купля-продажа ценных бумаг, осуществляемая торговцем ценными бумагами от своего имени, по поручению и за счет другого лица.
Коммерческой деятельностью по ценным бумагам признается купля-продажа ценных бумаг, осуществляемая торговцем ценными бумагами от своего имени и за свой счет.
Осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, как исключительной деятельности, допускается на основе разрешения, которое выдается Министерством финансов Украины. При осуществлении этой деятельности допускается также осуществление отдельных видов деятельности, связанных с обращением ценных бумаг, прежде всего деятельности по предоставлению консультаций владельцам ценных бумаг.
Разрешение на осуществление любого вида деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг не может получить торговец ценными бумагами, непосредственно или косвенно владеющий имуществом другого торговца ценными бумагами стоимостью свыше 10% уставного фонда, в том числе непосредственно — стоимостью свыше 5% уставного фонда другого торговца.
Торговец ценными бумагами не может осуществлять торговлю:

  1. ценными бумагами собственного выпуска;
  2. акциями того эмитента, у которого он непосредственно или косвенно владеет имуществом в размере более 5% уставного фонда.

При принятии поручения на куплю или продажу ценных бумаг торговец ценными бумагами обязан предоставлять лицу, за счет которого он действует, информацию о курсе ценных бумаг. Торговец ценными бумагами обязан представлять фондовой бирже информацию о всех заключенных им сделках с ценными бумагами в сроки и порядке, определенные правилами фондовой биржи.
Фондовая биржа — это организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами.
Фондовая биржа может быть создана не менее чем 20 учредителями — торговцами ценными бумагами, имеющими разрешение на осуществление коммерческой и комиссионной деятельности по ценным бумагам. Фондовая биржа приобретает права юридического лица с момента ее регистрации Кабинетом Министров Украины. Устав и правила фондовой биржи утверждаются ее высшим органом.
Деятельность фондовой биржи прекращается в том случае, когда число ее членов стало меньше 10. Если в фондовой бирже осталось 10 членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести месяцев. Деятельность фондовой биржи прекращается в соответствии с законодательством Украины об акционерных обществах и иных видах хозяйственных обществ.
Контроль за выпуском и обращением ценных бумаг осуществляют Министерство финансов Украины и местные финансовые органы. Министром финансов Украины назначаются государственные представители на фондовой бирже. Они уполномочены осуществлять контроль за соблюдением положений Устава и правил фондовой биржи и имеют право участвовать в работе руководящих органов фондовой биржи.
Финансовые органы в случае отклонения от условий, определенных в разрешениях на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, а также в уставе и правилах фондовой биржи, могут применять следующие санкции:

  1. выносить предупреждение;
  2. приостанавливать на срок до 1 года подписку и продажу ценных бумаг;
  3. приостанавливать на определенный срок заключение сделок по отдельным видам деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг;
  4. аннулировать разрешение, выданное на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг в случае повторного применения санкций, предусмотренных подпунктами «1-3» ст. 39.

Министерство финансов Украины может приостанавливать деятельность фондовой биржи в случае нарушения ею уставной деятельности и требовать приведения ее в соответствие с уставом и правилами фондовой биржи. Жалобы на действия финансовых органов в связи с осуществлением ими контроля за выпуском и обращением ценных бумаг рассматриваются вышестоящим финансовым органом. Решение финансовых органов может быть обжаловано в органах суда или арбитражного суда.

Закон об ао ценные бумаги

На фоне динамично изменяющегося законодательства Украины в сфере регулирования работы акционерных обществ и обращения ценных бумаг (некоторые изменения законов и пояснения к ним, требующие реакции субъектов хозяйствования, а так же типичные проблемы применения приведены под списком услуг) наша компания предлагает ряд услуг, направленных на соблюдение требований Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Что в свою очередь помогает избежать наложение регулятором последующих санкций и прочих ненужных трудностей.

  1. Разработка Устава акционерного общества (Статут акціонерного товариства) и других документов на основе его внутренней специфики, требований регуляторных органов, рекомендаций Национальных принципов корпоративного управления; внутренних документов об органах управления и контроля (Положение об Общем собрании акционеров/учредителей, Положение о Наблюдательном Совете, исполнительном органе др.) и других внутренних документов (Положение об информационной политике, Положение о дивидендной политике, Положение о корпоративном секретаре, др.).
  2. Сопровождение значительных корпоративных событий для акционерных обществ/обществ с ограниченной ответственностью, в частности:
  • подготовка необходимых документов для регистрации акций, эмиссии ценных бумаг (облигаций, сертификатов ФОН, инвестиционных сертификатов, др.);
  • подготовка документов и помощь в регистрации эмиссии облигаций, акций, инвестиционных сертификатов, других ценных бумаг в НКЦБФР (Комісії з цінних паперів);
    • подготовка необходимых документов, связанных с приостановкой и аннулированием оборота ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.);
  • подготовка необходимых документов и сопровождение в получении лицензий, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг;
  • проведение процедуры дематериализации ценных бумаг;
  • подготовка и проведение общего и внеочередного собрания акционерных обществ;
  • регистрация акционерного общества (АО), ликвидация акционерного общества (АО), реорганизация акционерного общества (АО), регистрация ПрАТ, ликвидация ПрАТ, регистрация ПАТ, ликвидация ПАТ, регистрация биржи;
  • подготовка и сопровождение годовых отчетов акционерных обществ (річний звіт акціонерного товариства) в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Фонде государственного имущества Украины на основе требований действующего законодательства, рекомендаций Национальных принципов корпоративного управления и основных групп инвесторов, которые используются при проведении национальных конкурсов на наилучшие годовые отчеты и раскрытие информации;
  • содействие в сфере получения рейтинговой оценки ценных бумаг (при регистрации эмиссий ценных бумаг) и финансовой устойчивости эмитента (при предоставлении регулярной отчетности) в максимально сжатые сроки;
  • подготовка необходимых документов, сопровождение и разрешение в судах вопросов корпоративных конфликтов.

Краткий перечень услуг на украинском языке:

Реєстрація акціонергого товариства, реорганізація акціонерного товариства, реєстрація ПАТ, реєстрація ПрАТ, ліквідація ПрАТ, реєстрація емісії акцій, дематеріалізація акцій, випуск цінних паперів, інвестиційніх сертифікатів, анулювання акцій та інши форми праці з Комісією з цінних паперів.

Некоторые изменения в законодательстве Украины, относящиеся к субъектам рынка ценных бумаг. Типичные проблемы применения.

1. Дематериализация ценных бумаг.

29 апреля 2009 года в Украине произошло важное событие — вступил в действие Закон Украины «Об акционерных обществах».

В соответствии со статьей 20 Закона предусмотрено существование акций акционерных обществ исключительно в бездокументарной форме, а в соответствии с «Заключительными и переходными положениями» Закона, акционерным обществам, акции которых были выпущены в документарной форме, необходимо осуществить перевод выпуска акций в бездокументарную форму в срок до 30 октября 2010 года.

Другими словами – акционерным обществам необходимо провести процедуру дематериализации выпуска акций, порядок проведения которой утвержден Положением о порядке перевода выпуска именных акций документарной формы существования в бездокументарную форму существования, утвержденным решением Комиссии по ценным бумагам (НКЦБФР) от 30 июня 2000 года № 98.

Таким образом, дематериализация выпуска акций является первым шагом акционерного общества на пути приведения своих уставных и внутренних документов в соответствие с нормами Закона.

Вместе с тем, на сегодняшний день многие акционерные общества не провели процедуру дематериализации выпуска акций.

2. Процедуры регистрации аннулирования и выпусков ценных бумаг.

Порядок регистрации выпусков ценных бумаг производится в соответствии с Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» и нормативно — правовыми актами Комиссии по ценным бумагам (НКЦБФР).

Как показывает практика, исполнительный орган акционерного общества сталкивается со многими проблемными вопросами, связанными с решением общего собрания акционеров. Конечным результатом этого процесса должно быть получение Свидетельства о регистрации выпуска ценных бумаг с внесением выпуска ценных бумаг в Сводный реестр выпуска ценных бумаг, и, главное – получение корпоративных прав акционерами путем внесения соответствующей информации в систему реестра.

Так же, проблематичным для акционерных обществ является вопрос приостановки и аннулирования оборота ценных бумаг с последующим аннулированием выпуска ценных бумаг в Сводном реестре выпуска ценных бумаг.

3. Проведение реорганизации предприятий – один из наиболее сложных вопросов.

В соответствии с нормами действующего законодательства Украины, реорганизация – это одна из форм деятельности юридического лица вследствие заключения различных видов корпоративных договоров.

Виды реорганизационных процессов:

• Слияния — предусматривает приостановку деятельности двух (или нескольких) предприятий как юридических лиц и передачу всех их имущественных прав и обязательств новому предприятию – юридическому лицу, которое создается вследствие реорганизации.

• Присоединение — предусматривает приостановку деятельности одного предприятия как юридического лица и передачу всех имущественных прав и обязательств другому предприятию – юридическому лицу.

• Выделение — предусматривает приостановку деятельности (ликвидацию) одного предприятия как юридического лица и передачу по акту в соответствующих частях всех его имущественных прав и обязательств к нескольким предприятиям – юридическим лицам, которые создаются вследствие реорганизации. Таким образом предприятие, которое действовало до проведения реорганизации, ликвидируется, а вместо него создается два или более новых самостоятельных предприятий.

• Раздел – это выделение из структуры предприятия (объединения) структурного подразделения (единицы) и создание на его базе самостоятельного предприятия или выход предприятия из состава объединения.

• Преобразование – предусматривает изменение организационно-правовой формы и вида предприятия. При преобразовании одного предприятия на другое, к новому предприятию переходят все имущественные права и обязательства реорганизованного предприятия.

4. Проведение Общего собрания акционеров.

Порядок проведения общего собрания акционеров предусмотрен Законами Украины «О хозяйственных обществах» (для открытых и закрытых акционерных обществ) и «Об акционерных обществах» (для публичных и приватных акционерных обществ). В соответствии с нормами этого Закона, в частности ст.45, общее собрание акционеров созывается не реже одного раза в год, если другое не предусмотрено уставом общества.

Очень часто при проведении общего собрания акционеров акционерные общества допускают серьезные нарушения. В частности:

  • нарушают сроки и процедуру подачи объявлений о проведении общего собрания акционеров;
  • неправильно составляют текст самого объявления о проведении общего собрания акционеров;
  • не могут разрешить спорные вопросы до, в период и после проведения общего собрания акционеров;
  • не могут разрешить спорные вопросы в обжаловании решений общего собрания акционеров.

5. Подготовка и публикация информации, обязательной для раскрытия, акционерными обществами.

Раскрытие информации – обязательное условие хозяйственной деятельности акционерного общества, которое далеко не всегда выполняется.

Акционерные общества довольно часто подают информацию с нарушением сроков и процедуры.

В процессе своей деятельности акционерное общество предоставляет информацию широкому кругу лиц в определенных случаях и по определенным основаниям. Требования законодательства по раскрытию информации акционерных обществом условно можно разделить на две части:

• требования о публичном раскрытии информации;

• требования о раскрытии информации на основании заявлений заинтересованных лиц.

6. Приведение деятельности акционерного общества в соответствие с Законом Украины «Об акционерных обществах».

В соответствии с Законом Украины «Об акционерных обществах» акционерные общества были обязаны при вести свою деятельность в соответствие с этим Законом в срок до 30 апреля 2011 года.

За невыполнение или несвоевременное выполнение распоряжений про исправление нарушений Закона юридические лица несут ответственность согласно пункта 8 части 1 статьи 11 Закона «Про государственное регулирование рынка ценных бумаг в Украине», о чём Комиссия по ценным бумагам предупреждает в отправленном по почте письме. А в соответствии с письмом Комиссии по ценным бумагам (НКЦБФР) от 31.05.2011 №675 к акционерным обществам, которые не выполнили требования Закона, применяются санкции в размере от 17 тыс. грн.

Смотрите еще:

  • Право граждан на судебную защиту и юридическую помощь Страницы истории Тема 13. Система судебной защиты прав человека Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный […]
  • Должники по жкх наро-фоминск Долг платежом красен ОАО « УК ЖКХ» отвечает на вопросы жителей. Сколько должников перед ОАО «УК ЖКХ»? - В управлении нашей компании находится 465 многоквартирных дома, около 20 000 лицевых счетов, из которых 2 012 лицевых счетов являются должниками за ЖКУ свыше 6 […]
  • Если в квартире два собственника как прописать ребенка Кто и как может прописаться в квартире без согласия других совладельцев Законный собственник части дома или квартиры имеет право зарегистрировать там место своего проживания. При этом согласия другого сособственника не понадобится. Однако, если совладелец квартиры […]
  • Россельхозбанк вклады 2018 и проценты калькулятор Калькулятор вкладов Рассчитает за вас сумму любого вклада Россельхозбанк Россельхозбанк является полностью государственным: 100% акций банка принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Решение о его создании было принято в 2000 […]
  • Договор купли продажи автомобиля диплом Договор купли-продажи Дипломная работа Выполнена в 2015 г., 92 страницы, 78 сносок в тексте. ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 1.1. Понятие и предмет договора купли-продажи 8 1.2. Условия договора купли-продажи 16 1.3. Права и обязанности […]
  • Исковое заявление о взыскании ущерба при залитии Исковое заявление о возмещении ущерба от залива квартиры Различные аварийные ситуации у соседей – жильцов многоквартирного дома — могут привести к заливу квартиры и отказу в добровольном порядке возместить денежные средства на устранение причиненного ущерба: тогда в […]
  • Счет фактура на аванс без ндс Как оформить счета-фактуры на аванс основной суммы и НДС отдельно? Прошу помочь с оформлением счетов фактур на авансы основной суммы аванса по договору и суммы НДС отдельно. Покупатель перечислил аванс двумя платежами (разные платежные поручения): 1) 1 000 000,00 […]
  • Движение велосипеда по пдд Глава 20. Движение на велосипедах и мопедах ПДД он-лайн ПДР на Беларускай мове Rules of the road ПДД для Android ПДД для iPhone ПДД в формате FB2 Стаж водителя Административная ответственность Уголовная ответственность История Правил Последние […]