Земельное право белоруссии

← ПРАВО БЕЛАРУСИ

1.1. Понятие земельного права.
1.2. Предмет земельного права.
1.3. Система земельного права.
1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями.

1.1. Понятие земельного права.
Земельное право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные земельные отношения.
Земельное право является самостоятельной отраслью в системе права Республики Беларусь, которая обладает следующими признаками:
• самостоятельным предметом правового регулирования, то есть определенными, характеризующимися специфическими признаками, общественными земельными отношениями;
• нормативно-правовой базой этой отрасли, которую образуют специальные и общие источники земельного права;
• совокупностью методов правового регулирования земельных отношений, соответствующих особенностям предмета этой отрасли;
• значимостью земельных отношений для социально-экономического развития государства, что находит выражение в определении основ правового регулирования этих отношений посредством разработки и реализации государственной земельной политики.
Наличие этих признаков позволяет выделить земельное право как самостоятельный и целостный раздел правовой системы Республики Беларусь, обеспечивающий комплексное правовое регулирование всех земельных отношений. Целью этого земельно-правового регулирования является закрепление и защита эффективного земельного строя, что обеспечивается посредством реализации земельно-правовых норм, составляющих в совокупности земельное право как отрасль.

1.2. Предмет земельного права.
Предметом земельного права являются волевые общественные отношения, возникающие в связи с использованием и охраной земель как объектом хозяйственной эксплуатации (экономической деятельности).
Земельные отношения следует рассматривать как эколого-экономические.
Экологический характер земельных отношений связан с экологическим значением земли как природного объекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других компонентов окружающей среды.
Экономический характер земельных отношений определяется значением земли как материального ресурса для всех видов человеческой деятельности (средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения производственной и социальной инфраструктуры, территориально-природного ресурса для градостроительной, рекреационной и иной деятельности).
Земельные отношения выделяются в самостоятельную группу общественных отношений благодаря объективно существующим свойствам и особенностям земли как природного и хозяйственного объекта. Эти особенности, влияющие на правовой статус земли, находят выражение в основных принципах земельно-правового регулирования и определяют содержание земельно-правовых норм.
К ним относятся следующие:
1. Являясь ограниченным природным ресурсом, земля как хозяйственный ресурс обладает способностью постоянно улучшать свои производительные свойства при надлежащем использовании.
Поэтому основным принципом земельного права является принцип рационального использования земли, который предполагает наиболее эффективное, экономически и экологически обоснованное использование земельных ресурсов.
2. Учет многообразных хозяйственных и природных особенностей земли в процессе ее использования обеспечивается посредством реализации принципа целевого назначения земель, в соответствии с которым производится классификация всех земель как объекта правового регулирования и осуществляются все виды использования земель.
3. С постоянством местоположения земли как хозяйственного объекта связан принцип признания земли недвижимым имуществом. Правовая характеристика земли как недвижимого имущества дается в гражданском законодательстве (ст. ст. 129, 130 ГК Республики Беларусь).
4. Незаменимость земли в имущественных отношениях вызывает необходимость установления определенных правовых приоритетов в использовании земли. Всеобщим и наиболее важным приоритетом является приоритет сельскохозяйственного использования земли.
Указанные особенности земли как объекта правового регулирования определяют характер земельных отношений и оказывают решающее влияние на формирование земельного права как отрасли.

1.3. Система земельного права.
Система земельного права — научно обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.
Систематизация земельного права позволяет вычленить отдельные элементы этой отрасли (общую и особенную часть, земельно-правовые институты, земельно-правовые нормы), каждый из которых занимает определенное место в структуре земельного права.
Институт земельного права представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу земельных отношений. Внутренняя группировка земельно-правовых норм по институтам производится с учетом значимости и содержания соответствующих земельных отношений, особенностей их правового регулирования.
Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.
Общая часть земельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения. Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие:
• институт, регулирующий право собственности на землю;
• институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования;
• институт государственного управления землями;
• институт ответственности за нарушение земельного законодательства;
• институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.
Особенная часть земельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.
В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства.
1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями.
В качестве составной части национальной правовой системы земельное право находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права. Эта взаимосвязь выражается в том, что земельные отношения как комплекс имущественных и управленческих отношений могут регулироваться нормами других отраслей права. Разграничение сферы действия этих норм производится с учетом предмета, объекта правового регулирования, характера соответствующих земельных отношений.
Выступая материальной основой государственного суверенитета, земля и связанные с ней земельные отношения входят в сферу интересов конституционного права, которое закрепляет основы государственного и общественного устройства, в том числе конституционные основы земельного строя.
По предмету правового регулирования земельное право непосредственно связано с другими природноресурсовыми отраслями и экологическим правом в целом.
Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений.
Публично-правовой характер многих земельных отношений позволяет применять к ним нормы административного права.

Делитесь материалом — радуйте друзей!

ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕФЕРАТУ:

СТУДЕНТАМ! Уважаемые пользователи нашей Коллекции! Мы напоминаем, что наша коллекция общедоступная. Поэтому может случиться так, что ваш одногруппник также нашел эту работу. Поэтому при использовании данного реферата будьте осторожны. Постарайтесь написать свой — оригинальный и интересный реферат или курсовую работу. Только так вы получите высокую оценку и повысите свои знания.

Если у вас возникнут затруднения — обратитесь в нашу Службу заказа рефератов. Наши опытные специалисты-профессионалы точно и в срок напишут работу любой сложности: от диссертации до реферата. Прочитав такую качественную и полностью готовую к сдаче работу (написанную на основе последних литературных источников) и поработав с ней, вы также повысите ваш образовательный уровень и сэкономите ваше драгоценное время! Ссылки на сайт нашей службы вы можете найти в левом большом меню.

ВЕБ-ИЗДАТЕЛЯМ! Копирование данной работы на другие Интернет-сайты возможно, но с разрешения администрации сайта! Если вы желаете скопировать данную информацию, пожалуйста, обратитесь к администраторам Library.by. Скорее всего, мы любезно разрешим перепечатать необходимый вам текст с маленькими условиями! Любое иное копирование информации незаконно.

Поиск по БЕЛОРУССКИМ рефератам \\ более 10 тематических сайтов!

Земельное право белоруссии

Адвокатская деятельность

Юридическая помощь

Обратная связь

ОБРАЩЕНИЕ ЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЕТЕ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ № 463

26.12.2017 года был издан Указ Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 года № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» (далее – Указ № 463), которым в Указы Президента Республики и, прежде всего, в Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 года № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667)

Признание недействительной регистрации права на земельный участок

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что отчуждение жилого дома и хозяйственных построек не может быть осуществлено без отчуждения земельного участка. В связи с этим возникает вопрос о государственной регистрации права на земельный участок

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СОЗДАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ НА НИХ В УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СРОКИ

По общему правилу, возникновение земельного участка как объекта гражданского права, а также прав, ограничений (обременений) прав на него связывается с моментом осуществления государственной регистрации создания земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него

Земельные споры

Земельные отношения в Республике Беларусь находятся в стадии развития. После включения земельных участков в гражданский оборот, количество сделок с ними резко возросло, при этом значительная часть сделок с землёй совершается физическими лицами.

Границы земельного участка – обратный отсчет

В последнее время достаточно часто граждане обращаются к адвокатам по вопросам, связанным с границами земельных участков, которые выделялись в садоводческих товариществах при их создании и которыми граждане пользуются достаточно продолжительное время

Вечный земельный вопрос

Сравнительно недавно, около 20 лет тому назад граждане в Республике Беларусь наконец-то получили возможность приобретать земельные участки на праве частной собственности.

Земля по наследству: за рубежом и в Республике Беларусь

Наследование – одна из форм смены владельцев земли и как таковая является одним из элементов земельного рынка.

Определен новый порядок изъятия и предоставления земельных участков в Республике Беларусь

В целях дальнейшего совершенствования правовых отношений в области охраны и использования земель Президент Беларуси Александр Лукашенко 26 декабря подписал Указ №463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков».

Он отменяет существующие ограничения способов эксплуатации и улучшения объектов недвижимости, расположенных на территории перспективного развития населенных пунктов. В частности, до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд граждане вправе будут реконструировать принадлежащие им жилые дома с увеличением их площади, а также возводить хозяйственные постройки на придомовой территории даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной жилой застройки. Кроме того, лицо, которому предоставляется земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, подлежащими сносу, после определения фактического размера убытков обязано возместить их землепользователям до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

Указом предусмотрено, что разработка проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) будет осуществляться землеустроительными службами местных исполнительных комитетов, что позволит снизить финансовую нагрузку на КФХ. Работы по установлению границ земельных участков и государственная регистрация осуществляются за счет республиканского бюджета. Разработка проекта отвода земельного участка и установление его границы на местности будут проводиться в рамках единой процедуры, что поспособствует сокращению сроков предоставления земельных участков.

Оформление правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) оказывающим жилищно-коммунальные услуги, до 1 января 2008 г. для обслуживания объектов недвижимого имущества жилищного фонда, осуществляется по мере необходимости и должно быть завершено до 1 января 2023 г.

Сельскохозяйственные организации и государственные лесохозяйственные учреждения освобождаются до 1 января 2020 года от уплаты госпошлины за выдачу таких документов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельского и лесного (лесопаркового) хозяйства, что позволит снизить стоимость оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки для данных организаций.

В соответствии с нормами природоохранного законодательства документом установлено, что изъятие и предоставление земельных участков из земель, образующих особо охраняемые природные территории, допускаются только, если цели и условия изъятия и предоставления этих земельных участков не противоречат режиму охраны и использования особо охраняемых природных территорий. В иных случаях в изъятии и предоставлении земельных участков будет отказано.

Также в соответствии с указом не будут взиматься потери сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства при предоставлении земельных участков для строительства объектов социального обслуживания, а также транспортной и инженерной инфраструктуры в границах свободных экономических зон.

Указ уточняет условия предоставления земельных участков без проведения аукционов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства фирменных магазинов. Данная норма распространяется на земельные участки, предоставляемые для строительства фирменных магазинов, владельцами которых являются производители товаров.

Документом установлено, что землеустроительные службы местных исполнительных комитетов за месяц до окончания срока временного пользования земельными участками землепользователям, своевременно не обратившимся за продлением такого срока, направляют уведомления о необходимости возврата таких участков.

Также установлен срок принятия местным исполнительным комитетом решения об отказе в предоставлении земельного участка в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица (ранее срок принятия решения не был точно обозначен).

Для сокращения сроков прохождения документов и объемов бумажного документооборота предполагается максимально использовать обмен землеустроительными материалами в электронном виде между организациями по землеустройству и организациями по регистрации, а также местными исполнительными комитетами с помощью Геопортала – земельно-информационной системы Республики Беларусь. Указом закрепляется статус таких документов в электронном виде.

Указ также предусматривает, что Положение о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, регулирует порядок формирования и предоставления земельных участков на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» с учетом особенностей, установленных Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Земельное право белоруссии

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 декабря 2011 г. № 9

Изменения и дополнения:

Обсудив практику рассмотрения судами земельных споров, в целях предотвращения судебных ошибок, правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

1. Обратить внимание судов, что споры, возникающие в сфере земельных отношений, подлежат разрешению с учетом положений Кодекса Республики Беларусь о земле, Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», актов Президента Республики Беларусь (в частности, указов от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», от 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков»*), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные правоотношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.

*Вступает в силу с 1 января 2012 г.

2. Судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле к исключительной компетенции судов относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков.

Подведомственность земельного спора областному, Минскому городскому, городскому (города областного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительным комитетам (ч. 1 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле) не лишает гражданина права на обращение в суд.

3. Разъяснить судам, что в порядке искового производства подлежат рассмотрению в судах требования о признании недействительными сделок с земельными участками, о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав на земельные участки, о праве на земельный участок в связи с продажей его с торгов, споры, возникающие из договора аренды земельного участка, о земельном сервитуте, о взыскании затрат на осуществление возврата самовольно занятого участка, о возмещении убытков землепользователям-гражданам при изъятии земельных участков, иные споры о праве, возникающие из земельных отношений.

4. Жалобы граждан на действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, к компетенции которых относится принятие решений в области охраны и использования земель, включая административные процедуры, перечисленные в главе 22 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», подлежат рассмотрению в соответствии с правилами, установленными в § 6 главы 29 ГПК Республики Беларусь.

Решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь о земле и другими актами законодательства, а также иные действия (бездействие) этих органов могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы и (или) в суд. Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами (ч. 3 ст. 71 Кодекса Республики Беларусь о земле).

При принятии и рассмотрении жалоб судам следует выяснять, соблюден ли в необходимых случаях обязательный предварительный внесудебный порядок обжалования и не пропущен ли заявителем срок на обращение в суд.

5. Обратить внимание судов на необходимость проведения тщательной подготовки дел о земельных спорах к судебному разбирательству. При совершении действий, предусмотренных ст. 262 ГПК, судьям следует учитывать особенности дел данной категории, в каждом конкретном случае уточнять предмет и основание иска, а по делам об обжаловании действий (бездействия) государственных органов, иных организаций и должностных лиц – сущность обжалуемых действий (бездействия), принимать меры к получению доказательств, обсуждать вопросы о необходимости проведения предварительного судебного заседания, осмотра на месте, производства экспертизы.

Для правильного разрешения земельного спора суду следует проверять, имеются ли документы, удостоверяющие право на земельный участок, исследовать землеустроительное дело, содержащее сведения о границах и площади земельного участка.

6. Судам следует иметь в виду, что экспертиза по делам, связанным с разрешением земельных споров, назначается в случаях, когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, требуются специальные познания в землеустройстве, строительстве и других областях.

Заключение экспертизы признается полным и объективным при наличии в нем обоснованных выводов по всем поставленным на разрешение эксперта вопросам, относящимся к его компетенции.

Выводы эксперта о вариантах определения порядка пользования земельным участком подлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу. Если в заключении эксперта предложено несколько возможных вариантов определения порядка пользования земельным участком, раздела земельного участка, суд с учетом доводов и возражений сторон оценивает их и выбирает вариант наиболее приемлемый с учетом интересов каждого землепользователя. Выводы суда по этому вопросу должны быть мотивированными, основанными на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и сопоставлении со всеми имеющимися вариантами.

В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее тому же или другому эксперту. При несогласии с заключением эксперта суд вправе назначить повторную экспертизу, поручив ее другому эксперту.

Отказ сторон от оплаты за проведение экспертизы является основанием для оставления заявленных требований без рассмотрения (п. 11 ч. 1 ст. 165 ГПК).

7. Право на земельный участок возникает у гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации, кроме случаев, установленных законодательством (ч. 2 ст. 21 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Документы, удостоверяющие право на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 г., являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации (ч. 3 ст. 21 Кодекса Республики Беларусь о земле).

При рассмотрении споров о праве на земельный участок судам следует проверять, произведена ли в установленном законом порядке государственная регистрация права на спорный земельный участок за конкретным лицом. При непредставлении таких сведений суд выясняет правовой статус (вид вещного права) на земельный участок путем получения сведений из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

8. Обратить внимание судов, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о земле раздел земельного участка с образованием новых земельных участков возможен при условии, если это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил.

При выборе конкретного варианта раздела суду необходимо выяснять у соответствующих служб возможность соблюдения данных условий. При этом каждый из образованных в результате раздела земельных участков должен соответствовать целевому назначению спорного земельного участка до его раздела.

Раздел земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания одноквартирного жилого дома, может иметь место в случае раздела этого дома с образованием двух или более объектов права собственности.

Создание образованных в результате раздела земельных участков, возникновение прав и ограничений на них подлежат государственной регистрации.

9. Разъяснить судам, что, в отличие от раздела земельного участка, при определении порядка пользования земельным участком общее право на земельный участок не прекращается, а поэтому установленный судом порядок пользования государственной регистрации не подлежит.

Требование об установлении порядка пользования земельным участком может быть заявлено независимо от вещного права на земельный участок (права собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды, временного пользования).

Отсутствие правоудостоверяющих документов на земельный участок не препятствует возбуждению дела и не исключает возможности разрешения спора.

При смене собственников дома установленный порядок пользования земельным участком по их требованию может быть изменен.

10. Порядок пользования земельным участком, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в общей долевой собственности граждан, осуществляется пропорционально их долям в праве собственности на эти строения (здания, сооружения) (ч. 9 ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о земле). С учетом принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения выделенная собственнику строения часть земельного участка, как правило, должна прилегать к его части дома.

Общий двор в пользование собственников строений выделяется лишь в том случае, если возможность устройства отдельных проходов (проездов) к принадлежащим каждому из собственников строениям исключается. Если в результате определения порядка пользования земельным участком надворные постройки, сооружения и насаждения, принадлежащие одному собственнику строения, окажутся на той части земельного участка, которая определена в пользование другому собственнику, суду необходимо обсудить вопрос о возможности переноса надворных построек, сооружений, насаждений. Если технически такой перенос осуществить невозможно, суду следует обсудить возможность их сноса либо выплаты денежной компенсации собственнику сносимого строения.

Определение порядка пользования земельным участком допускается и при невозможности раздела находящегося на нем жилого дома.

Порядок пользования земельным участком определяется, как правило, с учетом заключения судебно-землеустроительной экспертизы.

11. Изменение долей в праве собственности на дом в результате реконструкции (возведения пристройки, надстройки, перестройки и т.п.) одним из собственников дома не является основанием для изменения размеров их долей в праве на земельный участок.

В исключительных случаях, когда возведенная с соблюдением установленных норм и зарегистрированная в установленном порядке пристройка создает препятствия другому собственнику в пользовании земельным участком, суд вправе по иску последнего изменить порядок пользования земельным участком, не меняя при этом размер участка истца. Участок собственника пристройки в этом случае может быть уменьшен за счет устройства необходимых проходов, проездов, общего двора, устраняющих созданные в результате реконструкции препятствия в пользовании земельным участком.

12. По делам об устранении препятствий в пользовании земельным участком судам следует проверять правомерность пользования земельным участком лицом, обратившимся с иском о защите своих прав. С этой целью необходимо исследовать правоудостоверяющие документы, подтверждающие факт предоставления земельного участка истцу, государственную регистрацию права на земельный участок, его кадастровый номер, вещное право на земельный участок и его площадь, границы со смежными землепользователями, схемы связи с объектами и контурами точек поворота границ земельного участка и выяснить, имеются ли нарушения прав землепользователя, в чем конкретно они состоят и каким образом возможно их устранение.

Если право на земельный участок не подтверждено, суд вправе предложить истцу оформить право на земельный участок в установленном законом порядке с определением границ земельного участка, приостановив производство по делу, а после получения необходимых документов проверить обоснованность заявленных требований по существу.

13. В соответствии с положениями ст.ст. 19, 45 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователь, то есть любое лицо, которому земельный участок предоставлен в установленном порядке, независимо от вещного права на земельный участок, вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от землепользователя иного земельного участка установления земельного сервитута. Обременение сервитутом возможно в отношении участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде.

Землепользователи при недостижении соглашения о земельном сервитуте имеют право в судебном порядке требовать как установления, так и прекращения земельного сервитута.

При рассмотрении таких споров судам следует проверять, соответствуют ли требования об установлении (сохранении) сервитута его целям (обеспечение прохода, проезда, прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения, а также иных хозяйственных нужд), выяснять у землепользователя земельного участка, в отношении которого заявлены требования об установлении земельного сервитута, требует ли он оплату за сервитут и возмещения убытков.

Если по делу будет установлено, что интересы истца могут быть обеспечены иным способом и объективной необходимости для установления земельного сервитута не имеется, суд отказывает в иске.

Размер платы за пользование земельным сервитутом устанавливается судом в зависимости от вещного права на земельный участок, обременяемый сервитутом, срока действия сервитута и других заслуживающих внимания обстоятельств.

14. Разъяснить судам, что граждане Республики Беларусь, у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно осуществляют владение земельным участком как своим собственным в течение не менее пятнадцати лет, вправе приобрести этот земельный участок в частную собственность, получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду (ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле) по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Решение исполнительного и распорядительного органа по данному вопросу может быть обжаловано в суд.

Добросовестность (отсутствие противоправности в завладении земельным участком), открытость (очевидность факта владения земельным участком для окружающих) и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом, и (или) паспортом домовладения, и (или) документами об уплате земельного налога.

Исходя из положений ч. 3 ст. 98 Кодекса Республики Беларусь о земле при исчислении срока владения земельным участком учитывается и период, когда добросовестное и открытое владение земельным участком началось до 1 января 2009 г. и продолжилось после вступления в силу Кодекса Республики Беларусь о земле 2008 г.

Если земельный участок был выделен во временное пользование (ст. 16 Кодекса Республики Беларусь о земле), то право на его приобретение, несмотря на истечение срока, установленного ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле, не возникает.

Самовольно занятый земельный участок возвращается по принадлежности независимо от срока владения им.

15. Судам надлежит иметь в виду, что основаниями предъявления требований о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения, возникновения, перехода прав на земельный участок являются, в частности, нарушение порядка установления и закрепления границ земельного участка на местности, ошибки в исчислении площади земельного участка и установлении (проведении) границ, обозначенных в правоудостоверяющих документах (кроме ошибок технического характера), либо нарушения прав других землепользователей в результате отвода земельного участка.

Суду неподведомственны споры об установлении границ земельных участков, если при предоставлении этих земельных участков их границы на местности не устанавливались.

16. Обратить внимание судов, что изъятие земельных участков по решению суда допускается в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 60 Кодекса Республики Беларусь о земле. Принятие решения об изъятии земельного участка влечет прекращение права частной собственности на земельный участок.

Кроме случаев, указанных в ст. 60 Кодекса Республики Беларусь о земле, прекращение права частной собственности на земельный участок по постановлению суда допускается по основаниям, указанным в иных законодательных актах (в частности, в п. 8 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» предусмотрено, что прекращение права частной собственности на земельный участок по решению суда может иметь место при невыполнении хотя бы одного из условий отвода).

При удовлетворении судом требований об изъятии земельного участка и прекращении прав на него решение вопроса о дальнейшем использовании земельного участка относится к компетенции государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель. Определять целевое назначение земельного участка суд не вправе.

17. Судам надлежит иметь в виду, что земельные участки как недвижимое имущество относятся к объектам гражданских прав, поэтому сделки с земельными участками могут признаваться судом недействительными не только в случаях нарушения норм законодательства об охране и использовании земель, регулирующих порядок осуществления таких сделок, но и по другим основаниям, влекущим недействительность сделок (§ 2 главы 9 ГК).

18. Обратить внимание судов, что в резолютивной части решения по земельному спору должны быть полно и понятно сформулированы выводы суда по каждому заявленному требованию. При этом необходимо указывать вид вещного права на земельный участок, его размеры, кадастровый номер и местонахождение.

По делам об устранении препятствий в пользовании земельным участком в резолютивной части решения должны содержаться сведения о том, кто, какие действия и в чью пользу должен совершить.

При установлении земельного сервитута указывается, какой вид сервитута устанавливается (постоянный, срочный), в отношении какого земельного участка, границы земельного сервитута, цели его установления, условия и размер оплаты.

Резолютивная часть решения по жалобе гражданина на действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, и их должностных лиц в случае удовлетворения жалобы должна содержать указание, какие действия (бездействие) и какого государственного органа (должностного лица) признаются неправомерными и какие действия следует совершить для восстановления нарушенного права.

19. Если при рассмотрении земельных споров будут установлены недостатки в деятельности должностных лиц или государственных органов, допустивших нарушения законодательства об охране и использовании земель, судам следует выяснять причины и условия, способствующие совершению данных нарушений, и в соответствии со ст. 325 ГПК реагировать на них вынесением частных определений.

20. Областным, Минскому городскому судам периодически изучать и обобщать практику рассмотрения судами земельных споров, своевременно устранять выявленные недостатки, принимать меры по правильному и единообразному формированию практики применения законодательства об охране и использовании земель.

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь от 16.06.1993 №2417-XII «О праве собственности на землю»

(Документ утратил силу)

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Настоящий Закон устанавливает формы земельной собственности, основания возникновения, изменения и прекращения частной собственности на землю, регулирует порядок осуществления прав и обязанностей собственников земли.

Статья 1. Собственность на землю

Земля в Республике Беларусь находится в собственности Республики Беларусь (государственная собственность), а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — в собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) (частная собственность) и иностранных государств.

Возвращение земли иностранным государствам, юридическим и физическим лицам, утратившим право собственности на нее до принятия настоящего Закона, или их правопреемникам (наследникам) не допускается. Эти лица могут получить землю в собственность на общих основаниях.

Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

Право частной собственности на землю удостоверяется соответствующим исполнительным и распорядительным органом, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах с последующей выдачей Государственного акта на право собственности на землю.

Статья 2. Государственная собственность на землю

В собственности Республики Беларусь находятся все земли, за исключением земель, переданных в частную собственность и в собственность иностранных государств и не отчужденных после этого в собственность Республики Беларусь.

Земли, находящиеся в собственности Республики Беларусь, передаются в пользование (аренду), владение, а также отчуждаются из собственности Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь, а в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством, — Советом Министров Республики Беларусь или местными исполнительными и распорядительными органами.

Право владения и право пользования землей (аренда земли) колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными предприятиями и организациями независимо от форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами гарантируются государством согласно действующему законодательству.

Статья 3. Право собственности на землю иностранных государств

В собственности иностранных государств находятся земельные участки, предоставляемые им для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения в порядке, предусмотренном статьей 12, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 4. Право собственности на землю граждан Республики Беларусь

В собственности граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь или приравненных к постоянно проживающим в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, находятся земли, собственниками которых в соответствии с земельным законодательством являются физические лица, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — также физические лица — собственники юридических лиц.

Статья 5. Право собственности на землю юридических лиц Республики Беларусь

В собственности юридических лиц Республики Беларусь, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, находятся земли, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона, предоставленные им в собственность в соответствии со статьей 14 настоящего Закона и не отчужденные после этого в собственность государства либо физического лица.

Статья 6. Право на землю собственников юридических лиц

Государственные и частные предприятия, а также другие юридические лица, которые не могут быть собственниками имущества, имеют право приобрести землю в собственность своих собственников (государства, юридического или (и) физического лица).

Это юридическое лицо осуществляет полномочия собственника земли в тех границах, которые определены настоящим Законом для юридических лиц — собственников земли.

Статья 7. Право собственности и пользования на землю иностранных юридических и физических лиц

Иностранные юридические лица (их собственники) могут быть собственниками земельных участков на территории Республики Беларусь в тех же случаях и на тех же условиях, что и юридические лица Республики Беларусь (их собственники).

Иностранным государствам, юридическим и физическим лицам, международным организациям и объединениям земля может предоставляться на праве пользования по договору аренды сроком до 99 лет в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Статья 8. Права и обязанности земельных собственников и их юридических лиц

Граждане Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные, которые приобрели землю в собственность (в том числе в собственность своих собственников), в соответствии с целевым назначением земли имеют право:

самостоятельно хозяйствовать на этой земле;

собственности (полного хозяйственного ведения, оперативного управления) на посевы и посадки сельскохозяйственных и других растений, полученную на этой земле продукцию и доходы от ее реализации, если иное не предусмотрено законодательством либо договорами между собственником (уполномоченным им юридическим или (и) физическим лицом) и иными юридическими и физическими лицами;

использовать в установленном порядке для нужд хозяйства существующие на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

возводить в установленном порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения;

проводить в установленном порядке оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водоемы;

получать в случаях, предусмотренных земельным законодательством Республики Беларусь, полную компенсацию затрат на повышение плодородия почвы;

отчуждать в случаях, предусмотренных настоящим Законом, земельный участок (его часть), сдавать в залог, аренду, передавать его в наследство или в порядке правопреемственности, а также передавать во временное пользование в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные, которые приобрели землю, обязаны:

эффективно использовать эту землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности;

осуществлять предусмотренные законодательством мероприятия по охране земель;

своевременно вносить земельный налог;

не нарушать права других земельных собственников, землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов.

Статья 9. Земельные участки, которые могут находиться в собственности граждан

В собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для:

ведения личного подсобного хозяйства;

строительства и обслуживания жилого дома;

юридических лиц, собственниками которых являются физические лица.

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать размеров, установленных частью второй статьи 54 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Площадь земельных участков, приобретаемых в собственность граждан для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства, определяется в каждом случае согласно статьям 53 и 54 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Статья 10. Земельные участки, которые могут находиться в собственности юридических лиц (их собственников)

В собственности юридических лиц (их собственников), в том числе иностранных, на основании решения Президента Республики Беларусь или уполномоченных им органов могут находиться:

земли, предоставленные для эксплуатации приватизированных объектов производственного назначения и объектов по оказанию услуг;

земли, предоставленные для строительства и эксплуатации необходимых Республике Беларусь предприятий при осуществлении инвестиционных проектов.

Статья 11. Земли, не подлежащие отчуждению из собственности Республики Беларусь в собственность граждан и юридических лиц (их собственников)

Не подлежат передаче в собственность граждан Республики Беларусь для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства:

земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);

земли транспорта и связи;

земли, предоставленные для нужд обороны;

земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;

земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

сенокосы, пастбища и другие угодья населенных пунктов, используемые для общих нужд населения;

земельные участки, предоставленные или предоставляемые гражданам для целей, указанных в части первой статьи 9 настоящего Закона, если в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки городов и других населенных пунктов предусмотрено иное целевое использование этих участков;

служебные земельные наделы;

земли населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Перечень таких населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Юридическим лицам (их собственникам) не отчуждаются земли, не соответствующие требованиям статьи 10 настоящего Закона.

Статья 12. Порядок отчуждения земель в собственность иностранных государств для дипломатического представительства и консульского учреждения

Для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь, в том числе для размещения резиденции руководителя такого представительства (учреждения), иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок, если:

в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории иностранного государства;

одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство гарантирует Республике Беларусь право приобретения в собственность земельного участка на территории этого иностранного государства для тех же целей;

это предусмотрено международным договором Республики Беларусь.

Земельный участок для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения приобретается иностранным государством на основании договора, заключенного с Советом Министров Республики Беларусь, а в отношении резиденции руководителя такого представительства (учреждения) — также на основании договора с гражданином Республики Беларусь — собственником земли. При этом местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения согласовывается с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Статья 13. Порядок передачи земель, находящихся в собственности Республики Беларусь, в собственность граждан Республики Беларусь

Земли, находящиеся в собственности Республики Беларусь, указанные в частях первой, второй и третьей статьи 16 Кодекса Республики Беларусь о земле, передаются в собственность граждан Республики Беларусь соответственно сельскими, городскими (поселковыми), районными исполнительными и распорядительными органами.

Передача производится по заявлению гражданина после внесения платы за землю.

Граждане, имеющие во владении и пользовании земельные участки, предоставленные им до принятия настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства, приобретают один из этих участков по льготной цене в соответствии с частью второй статьи 16 настоящего Закона.

Также по льготной цене приобретают в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Республики Беларусь.

Во всех остальных случаях земельные участки приобретаются в собственность по нормативной цене, устанавливаемой согласно части первой статьи 16 настоящего Закона, и по договорной цене (не ниже нормативной), если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Граждане, указанные в части третьей настоящей статьи и не подавшие заявление до 1 января 2000 года, теряют право на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене.

По обоснованной просьбе гражданина местный исполнительный и распорядительный орган может отсрочить внесение платы (ее части) за земельный участок, приобретаемый в собственность, но не более чем на два года.

До полного внесения платы за землю гражданину запрещается отчуждать ее, а также сдавать в аренду и в залог.

Порядок, определенный настоящей статьей, не распространяется на отчуждение земельных участков юридическим лицам, собственниками которых являются граждане Республики Беларусь.

Статья 14. Порядок передачи земель в собственность юридических лиц (их собственников) из собственности Республики Беларусь

Передача земли в собственность юридических лиц (их собственников), в том числе иностранных, из собственности Республики Беларусь осуществляется за плату в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Земля приобретается за счет средств соответствующего юридического лица.

Статья 15. Порядок осуществления сделок с земельными участками

Сделки по отчуждению земельных участков, находящихся в собственности Республики Беларусь, совершаются на основании письменного решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов.

Сделки по отчуждению земельных участков, не находящихся в собственности Республики Беларусь, совершаются в письменной форме, нотариально удостоверяются и регистрируются соответственно в сельском, городском (поселковом), районном исполнительном и распорядительном органе.

Собственники земельных участков, приобретенных для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства, имеют право отчуждать земельные участки соответствующим местным исполнительным и распорядительным органам и гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земель в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь. Жилые дома, дачи и садовые домики могут отчуждаться гражданам Республики Беларусь, которые могут быть собственниками таких участков, только вместе с земельными участками, если они находятся в частной собственности, в размерах, предусмотренных соответственно частью первой статьи 53 и частью первой статьи 54 Кодекса Республики Беларусь о земле, кроме случаев продажи строений на снос.

Отчуждение земельных участков, приобретенных гражданами в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, производится по разрешению местных исполнительных и распорядительных органов и при сохранении целевого назначения земель.

В случаях приобретения жилого дома, дачи, садового домика в собственность лицом, не имеющим права получения в собственность земельного участка, имеющего отношение к такому строению, этот участок выкупается у собственника соответствующим исполнительным и распорядительным органом за плату по ценам, действующим на момент выкупа.

Если бывший собственник жилого дома имеет другой дом в том же населенном пункте и постоянно проживает в нем, он может сохранить в собственности земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в размерах, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Закона.

Статья 16. Цена земли

Нормативная цена земли при продаже ее соответствующими исполнительными и распорядительными органами устанавливается Советом Министров Республики Беларусь исходя из качества земли и ее месторасположения.

Льготная цена земли устанавливается в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за эту землю, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» на момент выкупа.

Средства, поступающие от продажи земли, отчуждаемой из собственности Республики Беларусь, направляются в специальный внебюджетный фонд соответствующей административно-территориальной единицы, а при продаже юридическим лицам — в республиканский бюджет и используются на охрану земель, повышение их качества, землеустройство и социальное развитие территорий.

В случаях, если законодательством не установлена льготная, нормативная или иная фиксированная цена на землю, участники сделки определяют цену на земельный участок по договоренности. При отчуждении земли из собственности Республики Беларусь цена на нее не может быть ниже нормативной, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Статья 17. Наследование и правопреемственность в отношении земельных участков

Наследование и правопреемственность в отношении земельных участков осуществляются согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Земельный участок не передается по наследству или правопреемникам в случаях, когда ни один из наследников (правопреемников) не может быть собственником земли. В этих случаях земельный участок переходит в собственность Республики Беларусь, а наследники (правопреемники) получают денежную компенсацию, равную сумме, выплачиваемой при осуществлении выкупа соответствующих земельных участков. Вместо компенсации наследникам (правопреемникам) по их желанию соответствующие земельные участки предоставляются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в пользование (аренду) при сохранении их целевого назначения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 18. Залог (ипотека) земельного участка

Земельные участки, находящиеся в собственности граждан Республики Беларусь и юридических лиц (их собственников), в том числе иностранных, могут являться предметом залога только в качестве обеспечения своевременного возврата банковского кредита.

В случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства банк-залогодержатель имеет право от имени залогодателя реализовать при сохранении целевого назначения земельный участок соответствующему исполнительному и распорядительному органу либо физическому или юридическому лицу, которое может быть собственником такого участка, и из вырученной суммы удовлетворить свои претензии к залогодателю.

Залог земельного участка осуществляется только при наличии согласия государственных органов, уполномоченных предоставлять соответствующий земельный участок в частную собственность. Реализация заложенного земельного участка осуществляется на основании решения суда.

Заклад земельного участка запрещается.

Статья 19. Аренда земельного участка

Собственники земельных участков, приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, на период временной нетрудоспособности (сроком до одного года), обучения на дневных отделениях учебных заведений, прохождения действительной срочной воинской службы и военных сборов могут передавать земельные участки в аренду гражданам Республики Беларусь. В случаях наследования таких же земельных участков несовершеннолетними наследниками допускается передача участков в аренду другим гражданам законными представителями наследников под контролем соответствующих исполнительных и распорядительных органов до приобретения наследниками полной дееспособности.

Собственники земельных участков, приобретенных для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства, могут передавать их гражданам в аренду при условии сохранения целевого назначения земель, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком в размерах, предусмотренных соответственно частью первой статьи 53 и частью первой статьи 54 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Юридические лица при передаче в аренду недвижимого имущества или (и) предприятия вместе с этим имуществом или (и) предприятием должны передавать в аренду соответствующие земельные участки, находящиеся в собственности арендодателя (его собственника).

Статья 20. Основания прекращения права собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) и иностранных государств на землю

Право собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) и иностранных государств на земельный участок (его часть) прекращается путем передачи земельного участка (его части) в собственность Республики Беларусь в случаях добровольного отчуждения земли соответствующему исполнительному и распорядительному органу и принудительного изъятия земельного участка, а также в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 15, частью второй статьи 17 и частью второй статьи 18 настоящего Закона.

Статья 21. Случаи, при которых допускается принудительное изъятие земельных участков

Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности и в собственности иностранных государств, осуществляется по решению суда:

для государственных или общественных нужд;

при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь;

в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц, при котором эти лица приравниваются к лицам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, согласно законодательным актам Республики Беларусь, если собственниками соответствующего земельного участка могут быть только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к ним;

в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с частью пятой статьи 15 настоящего Закона;

при использовании земли не по целевому назначению;

при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет — в остальных случаях;

при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

в случае ликвидации юридического лица, для осуществления деятельности которого был предоставлен земельный участок (для юридических лиц (их собственников)).

Земельный участок, предоставленный в собственность иностранного государства, подлежит принудительному изъятию также в случаях, если аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности Республики Беларусь.

Положения частей первой и второй настоящей статьи не распространяются на земельные участки, предоставленные в собственность иностранного государства для дипломатического представительства или консульского учреждения. Соответствующие земельные участки подлежат принудительному изъятию только в случаях, если это предусмотрено соответствующим международным договором.

Решение о принудительном изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения предупреждения от уполномоченного лица собственник (его юридическое лицо) земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

Статья 22. Порядок передачи земель, находящихся в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных государств, юридических лиц (их собственников), в собственность Республики Беларусь

Передача земель, находящихся в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных государств, юридических лиц (их собственников), в собственность Республики Беларусь производится после их выкупа и возмещения в полном объеме убытков согласно статье 107 Кодекса Республики Беларусь о земле, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд вместо выкупа по желанию собственника ему предоставляется в собственность равноценный земельный участок для строительства на новом месте физическими или юридическими лицами, для которых отводятся земельные участки, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых вместе с земельным участком.

Допускается добровольное безвозмездное отчуждение земельного участка, находящегося в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных государств, юридических лиц (их собственников), в собственность Республики Беларусь.

Выкуп земельных участков, предоставляемых после изъятия сельскими и городскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами, осуществляют соответствующие органы, а других земельных участков — районные исполнительные и распорядительные органы.

Выкуп земельных участков, а также возмещение убытков производятся за счет средств юридических и физических лиц, которым предоставляются изымаемые земельные участки, в сроки, установленные судом, но не свыше трех месяцев со дня изъятия этих участков.

Выкуп земельных участков, не предоставляемых непосредственно после выкупа юридическим и физическим лицам, производится за счет средств соответствующего местного бюджета (при выкупе у юридических лиц (их собственников) — за счет средств республиканского бюджета) в течение трех месяцев с момента передачи земельного участка в собственность Республики Беларусь.

При выкупе собственнику отчуждаемого земельного участка возмещаются расходы, связанные с улучшением качества земли, за исключением случаев изъятия за использование земли не по целевому назначению, систематического невыполнения мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли, использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки. Порядок возмещения указанных расходов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

При выкупе земель, изымаемых при систематическом невнесении земельного налога, из суммы выкупа удерживается задолженность по налогам, а при выкупе земель, изымаемых при использовании не по целевому назначению, неиспользовании по целевому назначению, неисполнении требований природоохранного режима, использовании земель способами, ведущими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологического состояния, возмещаются убытки, связанные с восстановлением качества земель, в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Статья 23. Платежи за земельные участки, находящиеся в частной собственности

Граждане Республики Беларусь и юридические лица, в том числе иностранные, которые приобрели землю в собственность, облагаются ежегодно земельным налогом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 24. Порядок рассмотрения споров, связанных с правом собственности на землю

Все споры, связанные с правом собственности на землю, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 25. Международные договоры

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Смотрите еще:

  • Заместитель коммерческого директора должностные обязанности Должностные инструкции заместителя коммерческого директора Должностные инструкции заместителя коммерческого директора (примерная) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность заместителя […]
  • Договор аренды помещения между организацией и физическим лицом Договор аренды нежилого помещения Договор аренды нежилого помещения (арендатор - юридическое лицо, арендодатель - физическое лицо) г. __________________________ "___" _______________ 20__ г. (место заключения договора) Гражданин РФ […]
  • Договор аренды нежилого помещения долгосрочный образец Договор аренды нежилого помещения, долгосрочный (более года) 2 г. Москва 21 января 2015 г. ОАО «КРИШТ ЛТД», далее «Арендодатель», в лице директора Мраковецкого Ю.З., и ООО «Благовест энд К», далее «Арендатор», в лице директора Симонич З.З, заключили настоящий […]
  • Переквалификация ст 2281 ук рф Переквалификация ст 2281 ук рф Written by Кленовицкий Сергей Алексеевич Tuesday, 20 February 2018 12:41 (Last Updated on Monday, 12 March 2018 15:54) Исходя из предъявленного обвинения Г.Т.В., была задержана по подозрению в совершении преступления предусмотренного […]
  • Договор цессии образец займ Договор уступки права требования по займу ДОГОВОР УСТУПКИ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ (ЦЕССИИ) г. ___________ «____» _________ ___ г. Гражданин ________________, _____________ г. р., паспорт серия _________ номер _____________, именуемый в дальнейшем «Цедент», с одной стороны, и […]
  • Обязанности начальник службы безопасности Обязанности начальник службы безопасности Типовой образец ___________________________________ (Фамилия, инициалы) (наименование организации, ________________________ предприятия и т.п., его (директор или иное организационно-правовая форма) должностное лицо, […]
  • Советский мировой суд 13 участок Советский мировой суд 13 участок Архив суда (4832) 74-41-91факс: (4832) 74-37-79 Отдел обеспечениясудопроизводствапо уголовным делам (4832) 72-19-85 Отдел обеспечениясудопроизводствапо гражданским делам (4832) 74-35-66 факс: (4832) 74-37-79 Судебный участок №11 […]
  • Работа в госслужбе вакансии пермь Работа в госслужбе вакансии пермь Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 17 000 до 20 000 руб. Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 16 000 до 20 000 […]