Земельный кодекс рф оформление земли в собственность

Содержание:

Земельный Кодекс РФ 2018

Земельный кодекс посвящён регулированию взаимоотношений, связанных с землёй, являющейся территорией страны. Земля всегда сочетала в себе одновременно признаки товара, средства производства, ресурса и среды обитания. Это единство множества признаков предъявляет особые требования к механизмам и принципам регулирования земельных отношений. Не удивительно, что земельные реформы всегда способствовали радикальному изменению состояния общества и экономики.

История появления ФЗ №136

Современный Земельный кодекс явился следствием появления в Конституции РФ статьи 36, декларирующей право физических и юридических лиц на владение землёй. Право собственности предполагает возникновение и прав на пользование и распоряжение. Эта статья Конституции положила конец монополии государства на землю, что потребовало радикального изменения всего земельного права страны.

Однако Конституция лишь закрепила то, что уже существовало в России. Курс на возникновение частной собственности на землю начался с того, что собственниками земли сначала стали союзные республики, а не государство СССР. Так была создана основа для раздела Советского Союза.

В конце восьмидесятых и в начале девяностых годов были приняты законы, которые вводили и развивали институт частной собственности на землю. Окончательно закрепил это право кодекс 1991 года.

Этот юридический документ выполнил функцию обеспечения переходного периода в условиях земельной реформы и был заменён на ЗК РФ 2001 года. ФЗ №136 является главным современным документом земельного права. Его дополняет ФЗ №101, призванный регулировать оборот сельскохозяйственных земель.

В настоящее время земельная реформа, начавшаяся в девяностых годах XX века, считается завершённой. Однако это не означает, что Земельный кодекс 2001 года не будет развиваться.

Объект земельного права

Земля – понятие многоликое и неопределённое. Однако в юриспруденции оно толкуется только как участок поверхности суши, имеющий свои границы, которые обозначены в натуре и в официальных документах Росреестра.

Это идеальные признаки земельного участка как юридической единицы. Однако для того, чтобы распоряжаться участками, достаточно, чтобы они имели:

  • кадастровый номер;
  • границы;
  • адрес;
  • владельца;
  • категорию;
  • разрешённое использование.

Причём, границы могут быть обозначены только на плане. А собственник у каждого участка существует по определению. Если нет конкретного лица, то владельцем недвижимости автоматически становится государство.

Функции и применение ЗК РФ

В ЗК РФ сконцентрировано сразу несколько функций. Это обеспечение:

  • прав владения недвижимостью;
  • сохранности территориальных и биологических ресурсов;
  • юридической и ресурсной базы сельского хозяйства.

Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий земель. Это означает, что все участки в пределах Российской федерации должны относиться к одной из этих категорий. Такая норма обеспечивает рациональность использования ресурсов, сконцентрированных на конкретной территории или в масштабах страны.

Человеку, далёкому от юриспруденции, Земельный кодекс может понадобиться для того, чтобы:

  • построить собственный дом;
  • заняться сельскохозяйственным производством;
  • легализовать участок, находящийся в пользовании;
  • продать, подарить или завещать дачу, дом и землю;
  • оформить право публичного сервитута;
  • арендовать участок;
  • отстаивать свои права на землю в спорных ситуациях.

Это всего лишь самые распространённые случаи, когда людям приходится обращаться к статьям Земельного кодекса России. Однако введение частной собственности на землю породило разнообразие ситуаций, которые требуют знаний норм земельного права.

Земельный кодекс относится к очень динамичным документам, поскольку он является нормативной базой ещё не до конца завершённой земельной реформы. Это предъявляет особые требования к тем, кто по роду деятельности постоянно сталкивается с земельными проблемами юридического характера. Пользуясь этим документом, следует обращать внимание на то, в какой редакции представлена данная версия. Это позволит избежать ошибок и проблем, связанных с использованием устаревших нормативов.

Концепция Земельного кодекса Российской Федерации

Земельный кодекс Российской Федерации комплексно регулирует всю совокупность земельных отношений в стране и довольно детально развивает положения Конституции Российской Федерации .

В ряде статей Конституции Российской Федерации установлено:

  • земля может находиться в частной , государственной , муниципальной и иных формах собственности ( статья 9);
  • право частной собственности охраняется законом . Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда ( статья 35);
  • граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю ( статья 36);
  • владение , пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно , если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц ( статья 36);
  • условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона ( статья 36);
  • права граждан ( в т.ч . и на землю ) могут быть ограничены федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя , нравственности , здоровья , прав и законных интересов других лиц , обеспечения обороны и безопасности государства ( статья 55);
  • земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов . По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации ( статьи 72 и 76);
  • указы Президента Российской Федерации и законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам ( статьи 76 и 90) .

В соответствии с конституционными положениями о праве граждан и их объединений иметь землю в частной собственности , а также согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации Земельный кодекс позволяет реализовывать право собственности на землю через представление права владения ( осуществление государственной регистрации и получение удостоверяющего документа о правах на землю) , права пользования ( самостоятельное хозяйствование , использование общераспространенных полезных ископаемых , леса , растений , водных объектов , подземных вод , возведение строений и сооружений и т.д. ) и права распоряжения ( использование самим собственником , сдача в аренду , отчуждение путем продажи , дарения , передачи по наследству , обмена ( мены) , заключения договора ренты или пожизненного содержания с иждивением , внесения в уставные ( паевые ) капиталы , отказ от земли) .

В строгом соответствии с конституционными положениями Земельный кодекс определил перечни земель , находящихся в свободном обороте , в ограниченном обороте и исключенные из оборота .

Анализ концептуальных положений принятого Земельного кодекса Российской Федерации показывает , что в окончательном виде они значительно отличатся от первоначального текста , внесенного Правительством Российской Федерации .

Прежде всего , это касается разделов , посвященных правам иностранцев на землю , оборотоспособности земельных участков и порядка приватизации земельных участков .

О правах иностранцев на землю

Анализ зарубежного законодательства показывает , что страны применяют разнообразные подходы к регулированию прав иностранных лиц на землю .

Исключением , пожалуй , являются только страны Европейского Союза , которые в соответствии с параграфом 2 приложения ХIII Европейского договора обязаны предоставлять иностранным лицам из стран Европейского Союза права на землю , равные с правами граждан своей страны. В отношении иностранцев из других государств , страны Европейского Союза поступают по собственному усмотрению .

Чаще всего зарубежные страны запрещают иностранцам приобретать сельскохозяйственные земли . Бытует мнение , что богатые иностранцы скупят обширные участки сельскохозяйственных земель по цене , значительно превышающей ту, которую могут заплатить граждане своей страны .

Такой запрет установлен в Турции , Венгрии , ряде провинций Канады и штатов США , Марокко , Литве .

Некоторые страны , хотя и разрешили иностранцам покупать сельскохозяйственные угодья , но ввели ограничения . Так , в Испании иностранцы не могут приобрести более 15% земель каждого муниципалитета , в Бразилии – 25% , в Латвии – 50% .

Другие страны пошли более простым путем – ввели полный запрет для иностранцев на покупку любых земель . Так поступили в Китае , Израиле , Эстонии , Румынии , Белоруссии , Албании , Вьетнаме , Таиланде , Индонезии .

Третья группа стран не стала принимать такие радикальные запреты , а ввели некоторые ограничения для иностранных лиц .

Например , Италия , Польша , ряд штатов США , Сальвадор предоставляют иностранцам конкретной страны права на землю при условии , что эта страна взамен предоставляет равные права на землю их гражданам . Действует , так называемый , критерий взаимности .

В Швейцарии , Болгарии , Чешской Республике , Мальте , Филиппинах землю разрешено приобретать только иностранным супругам ( для смешанных браков) .

Япония , Бразилия , Чехия разрешают приобретать землю только тем иностранцам , которые проживают в их стране постоянно ( не менее 183 дней в году) .

Великобритания , ряд штатов США , Монако , Швейцария запрещают иностранцам покупать землю , если они не получили разрешения на проживание в данной стране. В этих странах фактически установлен жесткий визовой режим , что значительно ограничивает права иностранце на землю .

Большая группа стран использует установление запрещенных зон , в которых иностранные лица не могут приобретать землю . Так , в Мексике иностранцам не разрешено приобретать землю в 100 км приграничной зоне и 50 км прибрежной зоне ( около 43% территории страны) . Гватемала установила запрет в пределах 3 км от океана , 200 м от озер , 100 м от рек , 50 м от прудов . Аналогичные зоны есть в Перу , Хорватии , Испании , Италии , Финляндии , Боливии , Гондурасе , а в Греции они занимают 51% территории .

В Российской Федерации иностранным юридическим лицом не считается совместное предприятие или даже предприятие со 100% иностранным капиталом , если местом его регистрации является территория России .

В зарубежных странах так не поступают . Например , в Исландии , Швеции , Норвегии наличие одного зарубежного партнера является основанием для объявления такого юридического лица иностранным. В Южной Корее для этого достаточно иметь долю иностранного капитала более 50%, В Никарагуа – 51% , Финляндии – 50% , Мальте – 25% , Исландии – 20% , США – 10% и т.д .

Общим правилом зарубежного законодательства для приобретения земли иностранным юридическим лицом является обязательная процедура получения от государства разрешения на приобретение земли , а в ряде случаев и получения специальной лицензии . Такая практика для юридических лиц обусловлена опасениями экономического доминирования иностранного капитала , особенно транснациональных компаний .

При принятии Земельного кодекса Российской Федерации депутаты Государственной Думы решили , что России такие опасения не грозят и поэтому предприятия с иностранным капиталом приравнены в правах на землю с российскими юридическими лицами .

Однако в ходе дебатов по проблеме прав иностранцев на землю , в Земельном кодексе Российской Федерации появились следующие ограничения:

    Иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в приграничных территориях , перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации , и на иных установленных особо охраняемых территориях в соответствии с федеральными законами ( пункт 3 статьи 15) .

Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий , строений , сооружений , на которые это правило не распространяется .

Данная правовая норма введена в целях привлечения иностранных инвесторов в Россию .

Оборотоспособность земельных участков

Ключевым вопросом концепции любого варианта Земельного кодекса является определение объема оборотоспособности тех или иных земельных участков .

В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав , находящихся в свободном обороте ( свободно отчуждаются и переходят от одного лица к другому) , изъятых из оборота ( нахождение в обороте не допускается ) или ограниченно оборотоспособных ( ограничен круг участников оборота либо оборот допускается по специальному разрешению ) должны быть прямо указаны в законе .

В отношении земельных участков , как объектах гражданских прав , в статье 13 Федерального закона « О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации » прямо сказано , что нормы гражданского права в части сделок с земельными участками , применяются в той мере , в какой их оборот допускается земельным законодательством .

Приоритет земельного законодательства над гражданским законодательством по вопросам владения , пользования и распоряжения земельными участками закреплен в пункте 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации . Тем самым законодатель определился и в данном споре наконец поставил точку .

Перечень земель , изъятых из оборота , приведен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации .

Из оборота изъяты земельные участки , занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями , строениями и сооружениями , в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации , войска Пограничной службы Российской Федерации , другие войска , воинские формирования и органы;
  • зданиями , строениями и сооружениями , в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии , пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами , в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно–территориальные образования;
  • исправительно–трудовыми учреждениями и лечебно–трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно–техническими сооружениями , линиями связи с коммуникациями , возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации .

При рассмотрении законопроекта депутаты Государственной Думы этот перечень значительно расширили . Сделано это было сознательно , так как указанные земли в частную собственность не предоставляются .

Значительному расширению подвергся и перечень земель , находящихся в ограниченном обороте ( пункт 5 статьи 27) .

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • в пределах лесного фонда , за исключением случаев , установленных федеральными законами;
  • занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации , объектами , включенными в Список всемирного наследия , историко–культурными заповедниками , объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности , оборонной промышленности , таможенных нужд
  • занятые закрытыми административно–территориальными образованиями;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта , в том числе морских , речных портов , вокзалов , аэродромов и аэропортов , сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства , терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ , наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами , радиоактивными веществами , подвергшиеся биогенному загрязнению , иные подвергшиеся деградации земли .

В первоначальном варианте по этим землям не было однозначного толкования – можно их передавать в частную собственность или нельзя . Поправка , внесенная в пункт 2 статьи 27, данную коллизию устранила: земли , ограниченные в обороте , не предоставляются в частную собственность , за исключением случаев , установленных федеральными законами .

Частично запрет на приватизацию земли установлен прямо в Земельном кодексе Российской Федерации . Например , земли общего пользования , занятые площадями , улицами , проездами , автомобильными дорогами , набережными , скверами , бульварами , водоемами , пляжами , не подлежат приватизации ( пункт 12 статьи 85) . Аналогичный запрет установлен для земель особо охраняемых территорий ( пункт 2 и 6 статьи 95) .

Однако полной ясности о возможности приватизации земель , находящихся в ограниченном обороте , Земельный кодекс Российской Федерации не дает .

Необходимо руководствоваться иными федеральными законами . Так , оборот земель лесного фонда ( 64% территории страны ) в соответствии , со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается .

Норма Лесного кодекса Российской Федерации в данном случае имеет приоритет над гражданским и земельным законодательством , что закреплено в пункте 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации .

Оборотоспособность земель сельскохозяйственного назначения Земельный кодекс не определяет. В пункте 6 статьи 27 по этому вопросу сделана отсылка к будущему федеральному закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения .

Земельные участки , предоставленные гражданам для индивидуального жилищного , гаражного строительства , ведения личного подсобного и дачного хозяйства , садоводства , животноводства и огородничества не включены в перечни земель , изъятых из оборота или ограниченных в обороте ( пункт 7 статьи 27) . Из этого следует , что оборот данных земельных участков осуществляется свободно в соответствии с гражданским законодательством ( пункт 1 статьи 27 и пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации) .

Приватизация земельных участков

Земельный кодекс Российской Федерации значительно упростил порядок приватизации земельных участков .

Новеллой стала норма пункта 4 статьи 28, в соответствии с которой не допускается отказ в предоставлении земельных участков в собственность , если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность гражданам и юридическим лицам .

Если гражданин или юридическое лицо подадут заявление в письменной форме о своем желании приватизировать ранее предоставленный им земельный участок , то исполнительный орган государственной власти ( по землям , находящимся в государственной собственности ) или орган местного самоуправления ( по землям , находящимся в муниципальной собственности ) обязаны в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданина или юридического лица ( пункт 3 статьи 28, статья 29) .

При этом гражданин , имеющий земельный участок на праве постоянного ( бессрочного ) пользования или пожизненного наследуемого владения , имеет право бесплатно приобрести его в собственность , не зависимо от площади этого земельного участка ( пункт 5 статьи 20 и пункт 3 статьи 21) . До принятия Земельного кодекса Российской Федерации « сверхнормативные сотки » необходимо было выкупать . Приватизация имеющихся у граждан земельных участков сроком не ограничивается ( пункт 3 статьи 3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») . Это очень важная норма , так как не заставляет граждан становиться в очередь на переоформление своих прав на землю .

Для юридических лиц установлен иной порядок приватизации земельных участков .

Исключительное право на приватизацию застроенных земельных участков имеют собственники зданий , строений , сооружений ( пункт 1 статьи 36) .

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан в двух недельный срок со дня получения заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность ( пункт 6 статьи 36) .

Земельный кодекс Российской Федерации первоначально не установил случаев предоставления юридическим лицам земельных участков в собственность бесплатно . Однако в 2004 и 2005 годах были внесены две поправки , которые разрешили передавать земельные участки бесплатно в собственность занятые зданиями , строениями и сооружениями религиозных организаций и организациями обществ инвалидов .

Цена , по которой продаются земельные участки собственникам , расположенных на них зданий , строений и сооружений , устанавливается субъектом Российской Федерации в размере от пяти – до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в зависимости от численности населения в конкретном населенном пункте ( пункт 2 статьи 2 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) .

Анализ этой правовой нормы показывает , что выкуп в собственность земельных участков юридическими лицами будет осуществляться по льготной цене . Так , в г. Ярославле ( численность 650 тыс . чел. ) ставка земельного налога составляет 8,0 руб./м2 . Соответственно , цена для выкупа земли в собственность установлена в 136 руб./м2 (семнадцатикратная ставка земельного налога). В тоже время кадастровая стоимость земли в г. Ярославле составляет ( в зависимости от зоны города ) от 738 до 1917 руб./м2 . По многим городам разница между выкупной ценой и кадастровой стоимостью земли будет еще выше .

Нивелировать эту разницу предусмотрено путем установления поправочных коэффициентов в размере от 0,7 до 1,3 , которые должны быть утверждены Правительством Российской Федерации ( пункт 3 статьи 2 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») . Однако это не сможет полностью компенсировать потери бюджета в случае выкупа земель у собственника для государственные и муниципальных нужд. В этих случаях придется государству и муниципалитетам возмещать рыночную стоимость земли ( статьи 51 и 55) .

Юридические лица , за исключением государственных и муниципальных учреждений , федеральных казенных предприятий , органов государственной власти и органов местного самоуправления , обязаны переоформить право постоянного ( бессрочного ) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельный участок в собственность до 1 января 2006 года ( пункт 2 статьи 3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») .

Для тех , кто еще только собирается приватизировать здания , строения и сооружения , права выбора ( аренда или собственность на землю ) не предоставлено . Приватизация зданий , строений и сооружений без одновременной приватизации земельных участков , на которых они расположены , не допускается , за исключением случаев , если эти земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте ( пункт 7 статьи 3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» .

Приобретение прав на вновь предоставляемые земельные участки

В отличие от порядка приватизации гражданами и юридическими лицами ранее предоставленных им земельных участков получение новых земельных участков осуществляется по иным правилам .

Предоставление земельных участков для строительства из земель , находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности , осуществляется двумя способами:

  1. без предварительного согласования места размещения объекта;
  2. с предварительным согласованием места размещения объекта .

Предоставление земельных участков в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах ( конкурсах , аукционах ) в соответствии со статьями 30 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации .

Предметом торгов ( конкурсов , аукционов ) может быть земельный участок с установленными границами или право на заключение аренды такого земельного участка .

Собственник земельного участка ( орган государственной власти или орган местного самоуправления ) определяет целевое назначение и разрешенное использование земельного участка , форму проведения торгов ( конкурсов , аукционов ) и сумму задатка .

Передача земельных участков в собственность без проведения торгов ( конкурсов , аукционов ) не допускается . Передача земельных участков в аренду без проведения торгов ( конкурсов , аукционов ) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае , если имеется только одна заявка .

Несколько по иному решен вопрос о порядке предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ( статьи 30, 31, 32) .

Инициатором отвода земельного участка выступает в этом случае гражданин или юридическое лицо , заинтересованное в приобретении земельного участка для размещения конкретного объекта в конкретном месте .

В заявлении , подаваемом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления , должны быть указаны назначение объекта , предполагаемое место его размещения , обоснование примерного размера земельного участка , испрашиваемое право на земельный участок ( аренда) .

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает определение вариантов размещения объекта и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка .

Результаты выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта оформляется актом о выборе земельного участка , что является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка , но только в аренду .

В отличие от приватизации гражданами и юридическими лицами ранее предоставленных им земельных участков по льготным ценам ( пункт 2 статьи 2 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») , приобретение новых земельных участков осуществляется по рыночной или кадастровой стоимости земельного участка ( статьи 65 и 66) .

Реституция земельных участков

При принятии Земельного кодекса Российской Федерации остро ставился вопрос о возврате бывшим собственникам национализированных у них земельных участков ( реституция) . Учитывая опыт прибалтийских стран , которые пошли по этому пути , российский законодатель не решился на такие радикальные шаги .

Норма пункта 3 статьи 25 однозначно запрещает возвращать земельные участки или компенсировать их стоимость , которые были национализированы до 1 января 1991 года ( дата введения в действие Закона РСФСР « О земельной реформе» ) в соответствии с законодательством , действовавшим на момент национализации земельных участков .

Право ограниченного пользования чужим земельным участком ( сервитут )

Земельный кодекс Российской Федерации в отличие от гражданского законодательства ввел новое понятие — публичный сервитут ( статья 23) .

Частный сервитут в соответствии с гражданским законодательством устанавливается по соглашению между лицом , требующим установление сервитута , и собственником земельного участка .

Земельный кодекс Российской Федерации предоставил право Российской Федерации , субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления устанавливать публичный сервитут своими нормативными правовыми актами без согласования с собственником земельного участка .

Это первое различие частного и публичного сервитута .

Вторая особенность заключается в том , что если при частном сервитуте собственник земельного участка не согласен с установлением сервитута , то в суд с иском может обратиться лицо , требующее установление сервитута , а при установлении публичного сервитута наоборот – несогласный собственник земельного участка должен защищать свои права в судебном порядке .

Частный сервитут устанавливается в пользу одного конкретного лица , а публичный сервитут для обеспечения интересов государства , местного самоуправления или местного населения .

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных , инженерных , электрических и других линий и сетей , а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки , продолжительность которых соответствует местным условиям , обычаям , за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты , ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме , сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских , исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе .

В остальном частный и публичный сервитуты не отличаются друг от друга и устанавливаются в соответствии со статьями 274—277 Гражданского кодекса Российской Федерации ( порядок установления соразмерной платы за пользование чужим земельным участком , регистрация сервитута , условия его сохранения и прекращения) .

Нормы предоставления земельных участков

Земельный кодекс Российской Федерации оставил без изменения положения Земельного кодекса РСФСР 1991 года о том , что предельные размеры земельных участков , предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского ( фермерского ) хозяйства , садоводства , огородничества , животноводства , дачного строительства устанавливаются субъектами Российской Федерации , а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – органами местного самоуправления ( статья 33) .

Поэтому действующие предельные размеры земельных участков , предоставляемых гражданам , никто пересматривать не будет .

Принудительное прекращение прав на земельный участок

В статье 44 Земельный кодек Российской Федерации подтвердил положения статей 284 , 285 и 286 Гражданского кодекса Российской Федерации о принудительном прекращении прав собственности на земельный участок , используемый с нарушением законодательства ( не используется в течение трех лет , используется не в соответствии с его целевым назначением , использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки) .

В статьях 45, 46, 47 Земельного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований принудительного прекращения права постоянного ( бессрочного ) пользования , права пожизненного наследуемого владения , права аренды и права безвозмездного срочного пользования земельным участком .

Анализ этого перечня оснований принудительного прекращения прав на землю показывает , что право частной собственности по сравнению с иными правами на землю защищено более надежно .

Процедура принудительного прекращения прав на землю прописана в статье 54. В случае неустранения ненадлежащего использования земельного участка налагается административное взыскание в виде штрафа и лицу , виновному в нарушении законодательства , выносится предупреждение о необходимости устранения нарушения в установленный срок .

Если и после этого нарушение не будет устранено , то принудительное прекращение прав на землю осуществляется только в судебном порядке .

Это очень важная норма , так как до принятия Земельного кодекса Российской Федерации в стране практиковался административный порядок прекращения прав на землю .

Особенности купли–продажи земельных участков

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством , если иное не предусмотрено земельным , лесным , водным законодательством , законодательством о недрах , об охране окружающей среды , специальными федеральными законами .

Из этого правила следует , что договор купли–продажи земельного участка должен заключаться с соблюдением требований статей 454—491 и 549—557 Гражданского кодекса Российской Федерации и особенностей , установленных статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации .

Эти особенности ( которых нет в гражданском законодательстве ) направлены на защиту прав покупателя земельного участка:

  • продавать можно земельный участок , прошедший государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом « О государственном земельном кадастре»;
  • продавец не вправе ставить условия о возможности выкупа земельного участка обратно , об ограничении покупателя совершать в дальнейшем действия по распоряжению земельным участком , об отстранении себя от ответственности в случае предъявления прав на земельный участок третьими лицами;
  • покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации о земельном участке ( перечень приведен в пункте 3 статьи 37) вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли–продажи и возмещения причиненных ему убытков .

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд , конфискация и реквизиция земельного участка

Впервые в земельном законодательстве появилось определение , что же считать государственными и муниципальными нуждами ( статья 49) . Изъятие , в том числе путем выкупа , земельных участков для государственных и муниципальных нужд допускается в исключительных случаях , связанных с:

  • выполнением международных обязательств России;
  • размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного их размещения;
  • иными обстоятельствами , прямо установленными федеральными законам и законами субъектов Российской Федерации .

Данная норма больше не позволит под видом государственных и муниципальных нужд производить изъятие « приглянувшихся » земельных участков какому–нибудь гражданину , должностному или юридическому лицу .

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных и муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда ( статья 55, статья 63) .

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления ( конфискация ) ( статья 50) . Земельный кодекс Российской Федерации не стал развивать норму статьи 243 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности установления федеральным законом случаев произведения конфискации в административном порядке .

В случаях чрезвычайных обстоятельств ( стихийное бедствие , авария , эпидемия и т.п. ) земельный участок может быть временно изъят уполномоченным исполнительным органом государственной власти в целях защиты от угроз этих чрезвычайных обстоятельств с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков ( реквизиция ) и выдачей ему документа о реквизиции . При невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок ( статья 51) . По вопросам реквизиции земельного участка Земельный кодекс Российской Федерации довольно детально развил и детализировал общие положения статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации .

Добровольный отказ от прав на земельный участок

В отличие от статей 225 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации , в которых определен порядок отказа от права собственности , Земельный кодекс Российской Федерации пошел дальше и определил дополнительно порядок отказа от права пожизненного наследуемого владения и от права постоянного ( бессрочного ) пользования земельным участком ( статья 53) .

Прекращение этих прав на землю , в отличие от прекращения права собственности , осуществляется не по решению суда , а решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в соответствии с их компетенцией .

Самовольное занятие земель

В статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации сделана отсылочная запись о том , что права на земельные участки возникают по основаниям , установленным гражданским законодательством .

Такая формулировка позволяла бы применять и норму статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации о признании права собственности в силу приобретательной давности ( пятнадцатилетнее добросовестное , открытое и непрерывное владение чужим недвижимым имуществом как своим собственным) .

Однако в Земельном кодексе Российской Федерации эта правовая норма не отражена , а самовольное занятие чужого земельного участка наоборот признается правонарушением ( пункт 2 статьи 76) . Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам , землепользователям , землевладельцам , арендаторам без возмещения затрат , произведенных лицами , виновными в нарушении земельного законодательства , за время незаконного пользования самовольно занятой землей .

Частная собственность на землю в России: закон и порядок

27.08.2012 В данной статье мы попробуем разобраться во всем многообразии проблем частных земельных участков, сопровождающих большинство дачников и жителей загородных домов последние 15-20 лет. Огромное количество земельных участков, полученных в одной стране, ныне несуществующей, должны быть полностью легализованы в современной России.

К частным земельным участкам можно отнести земли следующих категорий: земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Внутри категории земельного участка есть разделение на вид разрешенного использования, который может быть практически любым. Видов разрешенного использования насчитывается несколько сотен. Для нас наиболее интересны следующие – под дачное строительство, под индивидуальное жилищное строительство, для дачного или огородного хозяйства, для садоводств. Каждый из этих видов разрешенного использования может быть при обоих видах категорий земельных участков. Землями с сельскохозяйственной категорией кроме государства может владеть или российское юридическое лицо, либо гражданин Российской Федерации, продажа иностранным гражданам таких участков запрещена. Существуют земельные участки, полностью изъятые из оборота, то есть сделки с которыми запрещены.

В настоящее время далеко не все земельные участки оформлены должным образом, часть из участков оформлена еще по законодательству СССР, часть участков оформлена или переоформлена в соответствии с российским законодательством. Государство стремится к тому, чтобы все земельные участки были поставлены на кадастровый учет, и у каждого земельного участка были выделены границы.

Земельный Кодекс
• Глава I.1. Земельные участки (статья 11),
• Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками (статьи 20 — 24),
• Глава V. Возникновение прав на землю (статьи 25 – 39),
• Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (статьи 44 – 56),
• Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд (статьи 67 – 70),
• Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения (статьи 77 – 82),
• Глава XV. Земли населенных пунктов (статьи 83 – 86).

Федеральные законы
• «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ (дачная амнистия на строения до 01 января 2010 г.),
• «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ,
• «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ,
• «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ,
• «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ (Закон о дачной амнистии),
• «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ,
• «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» от 23.11.2007 г. № 268-ФЗ.
• «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 17.07.2009 г. № 174-ФЗ (дачная амнистия на строения до 01 марта 2015 г.)

Утратившие силу Федеральные законы:
• Закон «О собственности в СССР» от 06.03.1990 г. № 1305-1
• Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».

В СССР все земельные участки принадлежали государству, и гражданам они предоставлялись либо в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение. Трудно недооценить их значение для советского гражданина. Для многих дачные участки являлись существенной подмогой с продовольствием. С 1990 года на земельные участки начали оформлять право собственности. В переходный период от одной страны к другой стране должного внимания документальному оформлению не уделялось. Свидетельства о праве собственности выдавали на основании заявления, выдача свидетельств не фиксировалась в реестре. Именно здесь кроется большинство проблем с дачными участками. Многие граждане и сейчас не имеют права собственности на дачные участки, полученные еще в СССР.

В советском союзе участки принадлежали садоводческому товариществу или колхозу/совхозу. При владении дачным участком в садовом товариществе дачнику передавался участок, который был за ним закреплен. Если земельный участок, обычно крупный земельный массив, принадлежал колхозу, то в собственность оформлялась доля (паи) в общем массиве без указания конкретных границ. Сейчас огромное количество людей владеют своими участками без зарегистрированного права собственности, что позволяется законом, но ограничивает права граждан на отчуждение земельного участка. То есть таким участком можно пользоваться, но нельзя распоряжаться. Для продажи или дарения такого участка необходимо оформлять право собственности.

Земельные участки в собственность передавались путем их приватизации. В пределах определенных норм участки передавались (и передаются до сих пор) бесплатно, если земельный участок по размерам превышал определенные нормы, то участок передавался за плату. Бесплатно земельные участки или доля на земельный участок также предоставлялись работникам некоторых предприятий, в основном сельскохозяйственных, и лицам, проживающим на предоставляемой территории.

Неразбериха в правах собственности, а часто и в границах участка привлекает незаконных скупщиков земельных участков и в целом делает земельный бизнес и земельную отрасль крайне коррумпированной.

Именно в 90-х годах началась массовая скупка земельных участков у колхозов и совхозов, борьба за лучшие земельные участки в садоводствах, поджоги домов наиболее несговорчивых дачников, что часто приводило к летальному исходу. Появляются крупные землевладельцы и многомиллионные коттеджи и особняки в самых престижных районах городов и пригородов.

Скупка земельных участков в бывших колхозах часто производилась путем выкупа у пайщиков их долей в общем массиве земельных участков, подделкой документов, составлением фиктивных договоров, преднамеренном банкротстве колхоза с последующей продажей участков за долги, внесение участков в уставный капитал нужной компании, рейдерскими захватами и многими другими схемами. Законными и незаконными способами земля переходила из рук в руки многими миллионами квадратных метров. Незаконные способы часто оспаривались в суде, при этом небезуспешно.

В 2000-е годы ситуация в целом изменилась. Сейчас наибольшую активность на рынке представляют те игроки, которые имеют административные ресурсы. Земельные участки массово скупаются в одной земельной категории и в последующем переводятся в другую земельную категорию. Чаще всего у земель меняется разрешенный вид использования под дачное строительство или под индивидуальное жилищное строительство, чтобы построить еще один дачный или коттеджный поселок, либо земля переводится в категорию земель промышленности, чтобы на привлекательном земельном участке можно было построить торговый центр, кафе или автозаправочную станцию. Если производить перевод категории земельного участка или менять его разрешенный вид использования полностью официально, то данная процедура занимает от 1 до 3 лет. Конечно же, девелоперы не могут позволить себе такие сроки перевода, что способствует росту коррупции именно в земельной отрасли и часто ставит под сомнение будущие права собственности.

Спустя 22 года с того момента, как земля стала предметом рыночных отношений, остаются нерешенными следующие проблемы:
• В стародачных поселках многие участки до сих пор не оформлены в собственность. Данный факт вызван отсутствием первичных документов на земельный участок: договоров, свидетельств, расписок, актов, выписок.

• Другой очень распространенной проблемой является отсутствие точно указанного места нахождения участка. В этом случае необходимо согласовать границы земельного участка и провести землеустроительные работы. Для решения данной проблемы необходимо измерить границы земельного участка с привлечением специализированной организации и после получить кадастровый паспорт на земельный участок с указанием местонахождения.

• Спорные вопросы о праве собственности на земельный участок, когда на один участок претендуют сразу несколько граждан. При этом возможна ситуация, что у обоих есть на руках документы, подтверждающее это право, выданные в начале 90-х годов, или документы еще советского периода.

• Дачный поселок принадлежит организации (товариществу) с начала 90-х годов, но у этой организации отсутствуют или не правильно оформлены документы.

• Ограничения в использовании земельного участка из-за проходящих сетей, установленных сервитутов, отчуждение части участка другому лицу, условное деление одного участка или дома на несколько семей.

• В огромном количестве в недавно организованных дачных поселках назревает критическая ситуация из-за коммуникаций. В год на рынке появляется более тысячи новых поселков, но девелоперы не в состоянии обеспечить все эти поселки коммуникациями. Здесь вопрос не только порядочности или непорядочности девелоперов, что тоже имеет место быть, но и изношенности и маломощности инфраструктуры района. Если внутрипоселковые дороги, водоснабжение и канализация – вопрос решаемый для большей части поселков, то недостаток мощности электросетей района – ключевая проблема большинства новых поселков. В этот же пункт можно отнести отсутствие технических условий на подведение коммуникаций по той же причине.

Часто граждане сталкиваются с такой ситуацией, что вроде бы они имеют все основания для оформления участка в собственность с обозначенными границами, но пробуксовка начинается со стороны соседей, председателя правления или других лиц. В этом случае самым быстрым и надежным вариантом, но не самым приятным, будет обращение в суд. В судебном порядке можно существенно ускорить устранение тех проблем, которые не имели решения долгие годы. Даже если у дачника нет никаких документов на участок, но он пользовался им все эти долгие годы (более 15 лет), суд признает его право на данный участок.

Некоторые особенности земельных отношений

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненно наследуемого владения

Многие частные дачные участки до сих пор оформлены в постоянное (бессрочное) пользование или на праве пожизненно наследуемого владения. Таким участком можно пользоваться, но им нельзя распоряжаться. За владение участком дачник ежегодно оплачивает земельный налог, рассчитанный от кадастровой стоимости участка. Для граждан срок переоформления участка с права постоянного пользования или наследуемого владения на право собственности не регламентирован, гражданин в праве полностью не заниматься этим вопросом. Однако следует знать, что продать или подарить такой участок невозможно.

Для оформления права собственности на участок граждане могут приватизировать участок у государства. Это позволяется сделать в случае, если на участке построен дом, на который полностью оформлены все документы в собственность. Таким образом, если дом в собственности, то на участок тоже можно оформить собственность. Приватизация участка проводится после того, как все границы участка будут определены с указанием их координат. Данные измерения проводит кадастровый инженер на основании официальной схемы границ, далее информация передается в регистрирующий орган. Все эти действия необходимы для того, чтобы поставить участок на кадастровый учет и определить его границы. После того как участок будет поставлен на кадастровый учет, гражданину на основании заявления выдадут свидетельство о праве собственности на участок. Если участок уже поставлен на кадастровый учет, то есть у гражданина имеется кадастровый паспорт или кадастровый план с примерным указанием границ участка, то производить обмеры участка не обязательно. Свидетельство о праве собственности будет выдано без уточнения границ. В этом случае площадь участка, указанная в свидетельстве, может не соответствовать фактической площади.

Приватизация участка может быть платной или бесплатной. На бесплатную приватизацию имеют право те граждане, которые оформили свидетельство о праве собственности на дом до 01 июля 1990 года (введение в действие закона о «Собственности в СССР»). На льготную приватизацию имеют право те граждане, которые оформили собственность на дом до 30 октября 2001 года (введение в действие Земельного кодекса РФ). Льготная стоимость приватизации составляет 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, в некоторых в городах-миллионниках 20% от кадастровой стоимости. Если право собственности оформлено после 30 октября 2001 года, то приватизация будет производиться по полной кадастровой стоимости.

Межевание, учет и перевод земель

Если необходимо разделить земельный участок или объединить несколько участков в один, проводится комплекс землеустроительных работ, часть из которых является межеванием земельных участков. Межевание – это определение границ земельного участка и вынесение их в натуру, а также получение документов с отражением полученных результатов.

Для того чтобы совершать любые сделки с земельными участками, необходимо, чтобы участок был поставлен на кадастровый учет. Прежде чем поставить на учет образованный земельный участок или ранее неучтенный участок, необходимо провести межевание. В различных районах страны установлены разные минимальные и максимальные значения возможной площади земельных участков. Наиболее распространенное минимальное значение для дачных участков – 6 соток, или 600 кв. метров.

Вся информация о земельном участке отражается в кадастровом паспорте: информация о категории земельного участка и разрешенном виде его использования, границах земельного участка, его площадь, точное месторасположение. Информация, отраженная в кадастровом паспорте может быть предоставлена любому желающему (кроме информации о собственнике). На сайте Росреестра есть ссылка на публичную кадастровую карту (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/), на которой по кадастровому номеру участка можно получить большое количество первичной информации.

Границы земельного участка

Часто встречается ситуация, что участок оформлен в собственность, но его границы не определены или указанная площадь не соответствует реальным размерам участка. Собственник оплачивает земельный налог именно с той площади, которая указана в документах. Точные размеры земельного участка позволят не платить налог за несуществующие метры.

Если участок еще не оформлен в собственность, то для оформления участка также необходимо определить его границы и поставить участок на кадастровый учет. Если границы не будут определены, собственник может получить свидетельство о праве собственности с указанием примерных границ, что в будущем опять породит проблемы и споры. Для того чтобы поставить участок на кадастровый учет, собственник должен согласовать все границы с владельцами соседних участков и подписать документ о согласовании границ.

Если согласовать границы с соседями не получается, собственник может обратиться в суд с признанием границ земельного участка согласно заранее проведенным обмерам. Суд определяет права граждан на спорные метры.

При неопределенных границах земельного участка известны случаи самозахвата участка лицами, не имеющими к данному участку никакого отношения. Для предотвращения таких случаев необходимо провести межевание участка и четко обозначить его границы. Конечно, при этом собственник понесет определенные расходы, но взамен он получит гарантию того, что на данный земельный участок не будет никто претендовать.

При сделках с земельным участком также важно иметь четко обозначенные границы, ведь найти покупателя на земельный участок, не имеющих четких границ, практически невозможно.

В новых поселках тоже не все гладко. Если с правом собственности на земельный участок чаще всего вопросов не возникает, то с коммуникациями все наоборот – одни сплошные вопросы. Массовый перевод земель под дачное и индивидуальное жилищное строительство позволяют строить все новые и новые поселки, не задумываясь о технологической возможности подключения этих поселков к различным коммуникациям. Каждый поселок должен иметь достаточное и бесперебойное электроснабжение, отсутствие которого – наиболее распространенная проблема. Также у поселка могут быть установлены санитарно-защитные и другие охранные зоны, например, если поселок расположен рядом с крупным водоемом, в нем может быть запрещена индивидуальная канализация. В таком случае строительство централизованной системы канализации финансово полностью ложится на конечного потребителя. А подведение газа к поселку – отдельная история.

Если поселок образован на землях под дачное строительство, то созданием всей инфраструктуры и строительством коммуникаций занимаются сами жители поселка в лице председателя или управляющей компании. Если земельный участок или поселок расположен на землях поселений, то частично коммуникации будет оплачивать государство, например, строительство дорог и подведение газа, так как и дороги и газовая магистраль будут находиться на балансе у государства.

При покупке участка в новом поселке покупатель обычно платит два платежа – один за землю и один за коммуникации, которые должны быть построены в будущем. Стоимость коммуникаций делится на количество участков в поселке, поэтому скорость строительства коммуникаций напрямую зависит от скорости продаж участков. Деньги, оплаченные на строительство коммуникаций, при продаже участка покупателю не возвращают. Прежде чем покупать участок в новом поселке необходимо правильно оценить перспективы обеспечения поселка коммуникациями, а еще лучше искать уникальные предложения в готовых поселках с уже подведенными и подключенными коммуникациями.

Права и обязанности владельцев участков

Казалось бы, что собственник земельного участка в праве распоряжаться участком полностью по своему усмотрению. Однако такое утверждение относится только к правам на участок – право продать, подарить, завещать, заложить. Использование же земельного участка имеет множество ограничений, которые собственник в любом случае обязан соблюдать – санитарно-защитные нормы (например, расстояние от очистных сооружений), градостроительные нормы (например, единая высотность всех строений или цвет строения), техника безопасности при проведении строительных работ, противопожарные требования, требования, предъявляемые к конкретным категориям и назначениям земельных участков.

На собственника земельного участка распространяются не только права и обязанности по земельному участку, но и по дому, который он строит на этом земельном участке. При строительстве дома собственник принимает на себя все обязанности подрядной организации. Соблюдение режима тишины, вывоз и складирование строительного мусора, мойка колес строительной техники, пожарная безопасность – лишь некоторые из них. За несоблюдение этих правил собственник земельного участка может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

При строительстве дома собственник земельного участка может воспользоваться так называемой дачной амнистией. Правильное название дачной амнистии – упрощенный порядок регистрации земельного участка и/или строения на этом участке. Под упрощенный порядок регистрации земельного участка попадают те участки, которые были выданы гражданам до 2001 года. По дачной амнистии собственник имеет право построить дом без получения разрешения на строительство, а также зарегистрировать уже построенный дом. По факту строительства дома собственник подает декларацию в местное самоуправление с информацией о том, что на таком-то участке построен такой-то дом, и предоставляет проект дома. На основании этой декларации собственник получит свидетельство о праве собственности на дом. Срок действия дачной амнистии по строениям – до 01 марта 2015 года, по земельным участкам – бессрочно. Такой порядок действий распространяется и на построенные дома, независимо от того, как давно они были построены.

Под упрощенный порядок регистрации строения попадают все земельные участки, расположенные на землях под дачное строительство, под индивидуальное жилищное строительство, участки, предоставленные для дачного или огородного хозяйства, для садоводства. Стоит отметить, что может быть зарегистрирован не только дом, но и баня, сарай или любая другая хозяйственная постройка.

Если участок до сих пор находится в постоянном (бессрочном) пользовании, то оформление собственности на участок надо начинать с получения кадастрового паспорта и оформления собственности на дом. Граждане, на участке которых построено строение, оформленное в собственность, имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором построено это строение. Никто другой не может претендовать на этот земельный участок.

Право собственности на участок

Свидетельства, выданные еще в начале 90-х годов, имеют такую же юридическую силу, как и свидетельства, выдаваемые в последние годы, несмотря на существенные внешние различия. Специально обменивать старые свидетельства на современные нет необходимости.
Свидетельство о собственности имеет каждый собственник, независимо от размера участка и формы собственности. Во многих дачных поселках участки оформлены в коллективно-долевую собственность. В этом случае для получения свидетельства на занимаемый участок большинство граждан вынуждены обращаться в суд.

Участок может быть оформлен в собственность без проведения межевания, в этом случае в свидетельстве о собственности будет прописано, что границы участка не установлены. В данной ситуации совершенно точно не указано, что речь идет именно о занимаемом участке, а не о каком-нибудь другом соседнем участке. Такая ситуация может способствовать самозахвату и принудительному обмену недобросовестными соседями по дачному поселку или администрацией города, района или поселения. Очевидно, что в данном случае отказ от межевания – не лучший способ экономии.

А что государство?

Государство пока не ограничивает сроки приватизации участков, предоставленных в постоянное бессрочное пользование, но возможно, в будущем такое ограничение появится. Сейчас гражданам участки в бессрочное пользование не предоставляются, но в некоторых случаях выделяются бесплатно с последующим оформлением в собственность. Право на бесплатное получение земельного участка имеют некоторые категории граждан: герои, участники и инвалиды ВОВ, многодетные семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалиды всех групп, ветераны труда и другие категории. Администрация района или поселения также может предоставить объединению граждан большой земельный массив для создания нового поселка, при этом строительством коммуникаций и их финансированием будут заниматься сами жители поселка. Так как такие поселки создаются на землях сельскохозяйственной категории, то финансировать создание коммуникаций администрация не обязана, в отличие от поселков, созданных на землях поселений, которые попадают под действие федеральных программ по газификации и электрификации.

Использование земельного участка

Земельный участок должен использоваться в соответствии с его категорий, назначением и существующими обременениями. Водоохранная зона, охранная зона коммуникаций, проходящих по участку, и линий электропередач, санитарно-защитная зона, различные трубопроводы – все накладывает свои ограничения в пользовании участка. Помимо внешних факторов ограничивать использование участка могут и внутренние факторы – расстояние от дома до забора и до соседнего дома, расстояние от дома до дороги, до электрического столба, высота строения, перепад высот на участке и многие другие факторы. Более подробно освоение и использование земельного участка будет раскрыто в следующей статье.

Смотрите еще:

  • Исключительное право на приватизацию земельных участков Кто имеет исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земли В соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические […]
  • Картинки мировой суд "Не умеете – не пользуйтесь": судья поплатилась за картинки во "ВКонтакте" Мировой судья из Ростова-на-Дону выложила на своей страничке в соцсети "ВКонтакте" две картинки с нецензурной лексикой. Бдительный председатель одного из районных судов обнаружил это и сообщил […]
  • Использование поддельного диплома статья ук рф Какова ответственность за использование поддельного диплома в течение 10 лет? Добрый день! В 2001 году поступил в вуз , проучился около 1.5 лет, потом по каким то причинам не учился и в 2004 году мне знакомые предложили получить диплом , я согласился и получил этот […]
  • Управление имуществом тамбовской Основными задачами Комитета являются - осуществление эффективного управления, рационального использования и распоряжения муниципальной собственностью города Тамбова в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами городской Думы; - […]
  • Юрист панарин Юрист панарин Панарин Василий Тимофеевич - нотариус нотариального округа Город Королев - ведет прием в Юридическом центре "Нотариальная контора Панарина В.Т." В период его отсутствия временно исполняют обязанности нотариуса помощник: Панарина Татьяна Николаевна […]
  • Приватизация частного дома с земельным участком Приватизация дома с земельным участком Частные дома, коттеджи и дачи относятся к наиболее популярному виду недвижимости в России. Если их владельцем выступает гражданин, то он может свободно распоряжаться своим имуществом. И, напротив, если дом принадлежит […]
  • Уголовный кодекс рф 2014-2018 Новая редакция Уголовно-процессуального Кодекса РФ с изменениями на 2018 год Уголовно-процессуальный кодекс России или ФЗ №174 был принят в 2001 году, то есть спустя пять лет после принятия Уголовного кодекса РФ. На сегодняшний день он является единственным […]
  • Дверь вместо окна нежилое помещение Устройство двери на месте окна (оконного блока) – реконструкция? Вызывает споры вопрос об отнесении устройства дверей на месте оконного блока к реконструкции капитального объекта – здания. Дело в том, что при таких работах непременно затрагивается внешняя ограждающая […]