Земельный участок санитарные нормы

Глава 27. Право собственности на землю (земельный участок).

Статья 373. Земля (земельный участок) как объект права собственности.
1. Земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства.
2. Право собственности на землю гарантируется Конституцией Украины. Право собственности на землю (земельный участок) приобретается и осуществляется в соответствии с законом.
3. Право собственности на земельный участок распространяется на поверхностный (почвенный) слой в пределах этого участка, на водные объекты, леса, многолетние насаждения, находящиеся на нем, а также на пространство, имеющееся над и под поверхностью участка, высотой и глубиной, которые необходимы для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.
4. Собственник земельного участка имеет право использовать его по своему усмотрению в соответствии с его целевым назначением.
5. Собственник земельного участка может использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не установлено законом и если это не нарушает прав других лиц.

Статья 374. Субъекты права собственности на землю (земельный участок).
1. Субъектами права собственности на землю (земельный участок) являются физические лица, юридические лица, государство, территориальные громады.
2. Иностранцы, лица без гражданства могут приобретать право собственности на землю (земельные участки) в соответствии с законом.
3. Иностранные юридические лица, иностранные государства и международные организации могут быть субъектами права собственности на землю (земельный участок) в случаях, установленных законом.
4. Права и обязанности субъектов права собственности на землю (земельный участок) устанавливаются законом.

Статья 375. Право собственника на застройку земельного участка.
1. Собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения, создавать закрытые водоемы, осуществлять перестройку, а также разрешать строительство на своем участке другим лицам.
2. Собственник земельного участка приобретает право собственности на возведенные им здания, сооружения и другое недвижимое имущество.
3. Право собственника на застройку осуществляется им при условии соблюдения архитектурных, строительных, санитарных, экологических и других норм и правил, а также при условии использования земельного участка по его целевому назначению.
4. Правовые последствия самочинной застройки, осуществленной собственником на его земельном участке, устанавливаются статьей 376 настоящего Кодекса.

Статья 376. Самочинное строительство.
1. Жилой дом, здание, сооружение, иное недвижимое имущество считаются самочинным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, который не был отведен для этой цели, или без надлежащего разрешения либо должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.
2. Лицо, осуществившее или осуществляющее самочинное строительство недвижимого имущества, не приобретает право собственности на него.
3. Право собственности на самочинно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самочинное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.
4. Если собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, осуществившим (осуществляющим) самочинное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу лицом, осуществившим (осуществляющим) самочинное строительство, или за его счет.
5. По требованию собственника (пользователя) земельного участка суд может признать за ним право собственности на недвижимое имущество, самочинно построенное на нем, если это не нарушает права других лиц.
6. Лицо, осуществившее самочинное строительство, имеет право на возмещение расходов на строительство, если право собственности на недвижимое имущество признано за собственником (пользователем) земельного участка, на котором оно размещено.
7. При существенном отклонении от проекта, что противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенном нарушении строительных норм и правил суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может постановить решение, обязывающее лицо, которое осуществило (осуществляет) строительство, провести соответствующую перестройку.
Если проведение такой перестройки невозможно или лицо, осуществившее (осуществляющее) строительство, отказывается от ее проведения, та-кое недвижимое имущество по решению суда подлежит сносу за счет лица, осуществившего (осуществляющего) строительство. Лицо, осуществившее (осуществляющее) самочинное строительство, обязано возместить расходы, связанные с приведением земельного участка в прежнее состояние.

Статья 377. Право на земельный участок при приобретении жилого дома, здания или сооружения, размещенных на нем.
1. К лицу, которое приобрело жилой дом, здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения, в размерах, установленных договором.
Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и на часть земельного участка, необходимую для их обслуживания.
2. Если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, предоставленном в пользование, то в случае их отчуждения к приобретателю переходит право пользования той частью земельного участка, на которой они размещены, и частью участка, необходимой для их обслуживания.

Статья 378. Прекращение права собственности на земельный участок.
Право собственности лица на земельный участок может быть прекращено по решению суда в случаях, установленных законом.

ПРИВЕТ ЗЕМЛЯНЕ.

Меню сайта

Категории раздела

Мой профиль

Статистика

Друзья сайта

Коментарии

В статье изложены нормы обязательные для исполнения при планировании территории участка для загородного строительства. Также приведены некоторые рекомендации по рациональному планированию этих участков.

Давайте определимся с общими понятиями земельных участков для загородного строительство и зданиями, которые могут возводиться на этих участках.

Понятие земельного участка для загородного строительства

Это участок земли, предоставленный гражданину или приобретенный им в установленном порядке для:

  • выращивания плодовых, ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур;
  • для отдыха;
  • строительства жилого дома.

На эти земельные участки распространяется право возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений.

Жилые строения, в зависимости от того, на каком из земельных участках они располагаются могут иметь статус:

  • индивидуального жилого дома (категория земель жилой и общественной застройки);
  • садового дома (категория земель сельскохозяйственного назначения)
  • дачного дома (категория земель рекреационного назначения).

Понятия жилого строения в сельской местности включают:

  • индивидуальный жилой дом – одноквартирный дом, который имеет придомовой участок;
  • дачный дом — это жилой дом для использования в течение года с целью загородного отдыха;
  • садовый дом — постройка для летнего (сезонного) использования, которая в вопросах норми­рования площади застройки, внешних конструкций и инженерного оборудования не отвечает нор­мативам, установленным для жилых домов.

Земельное законодательство Украины содержит разный подход к определению и классификации жилых домов при загородном строительстве.

Строительные нормы относят перечисленные разновидности жилья к понятию – «сельский усадебный дом».

Давайте определимся что такое сельский усадебный дом?

Это жилой дом для одной семьи общей площадью до 250 м. кв., расположенный на земельном участке в сельской местности вместе с сооружениями хозяйственного назначения, садом и огородом. В площадь усадебного участка включается площадь застройки жилых домов, хозяйственных построек.

Существует более расширенное понятие в загородном строительстве — усадьба.

Понятие усадьба включает земельный участок с комплексом жилых, хозяйственно-бытовых, наземных, подземных коммуникаций и многолетних насаждений

Законодательством Украины ранее существующие дачные и садоводческие районы разрешается реконструировать в районы усадебной застройки при условии приведения улично-дорожной сети и инженерного оборудования к нормативам усадебной застройки городских поселений, а в случае размещения этих территорий в границах сельских населенных пунктов — к нормативам для сельских населенных пунктов.

Нормативные требования к планировке выше обозначенных земельных участков с возведением перечисленных жилых строений идентичны и в дальнейшем будем их называть – участки для загородного строительства.

Важным моментом в планировке участка для загородного строительства является строгое соблюдение требований Государственных нормативных документов обязательных при проектировании и строительстве. Эти документы строго регламентируют санитарные и противопожарные нормы строительства.

Зонирование участка при загородном строительстве.

Строительство дачи целесообразно при минимальной площади участка 0,06 га (6 соток). Этот минимум позволит возвести на участке небольшой дачный дом, хозяйственные и другие необходимые постройки, выращивать плоды, ягоды и овощи в объеме годового потребления одной семьей.

В общем виде участок может быть поделен на зоны, предназначенные для размещения на них объектов инфраструктуры застройки.
При этом желательно максимально компактно разместить в каждой зоне по возможности все объекты, тяготеющие к ней по своему назначению.
Условно эти зоны можно разделить:

  • жилая зона, на которой располагается жилой дом, гостевой флигель и др. строения для проживания людей;
  • зона приусадебных и хозяйственных служб, с размещением на ней хозяйственного блока, погреба, гаража, летней кухни-столовой, колодца питьевой воды или скважины, туалета, компостной ямы, вольеров для содержания домашних животных и птицы, мастерской, душа, бани и других помещений необходимых для ведения хозяйства;
  • зона отдыха, включающая детскую площадку, беседку для отдыха, бассейн, цветочницы, клумбы, декоративные стенки, навесы и пр.;
  • садово-огородная зона, с расположением садовых деревьев, ягодных кустарников, огорода, теплицы, парника и пр.

Нормативы и правила обустройства участка (по материалам нормативных документов)

Правила застройки дачных участков в Украине.
Местные правила застройки в обязательном порядке разрабатываются для городов Киева и Севастополя, городов областного значения, городов республиканского значения, АРК (ст. 22 Закона Украины «О застройке и планировании территорий»).
Для других населенных пунктов (сел, поселков городского типа, городов районного значения) местные правила могут разрабатываться и утверждаться соответствующими местными советами.
Нормы планирования участков предусматривают соблюдения следующих требований к возводимым объектам:

  • размеров (в плане и по высоте) этих объектов;
  • расстояний от этих объектов до красной линии;
  • расстояний между этими объектами;
  • расположение этих объектов друг относительно друга;
  • расстояний между этими объектами и границей участка;
  • расстояний между этими объектами и аналогичными объектами на соседних участках;
  • расстояний от объектов до зеленых насаждений.

Соблюдение каких норм является обязательным.

Нормы планирования участков складываются из требований санитарных и противопожарных требований. Условно их можно разделить на обязательные и рекомендательные требования.

Для того, чтобы избежать в дальнейшем проблем, обязательные требования должны быть выполнены в полном объеме.

Что относится к обязательным санитарным нормам.

Расстояния от жилого дома и летней кухни до других строений:

При планировке участка необходимо выдержать следующие санитарные нормы.

  • хозяйственных строений (сараев) для скота, домашних животных и птицы площадью до 50 м кв. – 15м;
  • площадки для компоста, дворовых уборных, мусоросборника — 15м;
  • фильтрующего колодца – 8м (при продуктивности до 1 м куб/сутки); 10м (при продуктивности 1-3 м куб/сутки);
  • септика – 5м (при продуктивности до 1 м куб/сутки), 8м (при продуктивности 1-3 м куб/сутки). Эти требования касаются и душа.

Расстояния от питьевого колодца или питьевой скважины до:

  • хозяйственных строений (сараев) для скота, домашних животных и птицы площадью до 50 м кв – 20м;
  • площадки для компоста, дворовых уборных, мусоросборника — 20м;

Расстояния от края проезжей части

  • оси ствола дерева необходи­мо принимать не менее 4 м при диаметре кроны не более 5 м;
  • для деревьев с большой кро­ной это расстояние должно быть увеличено до размера, при котором кроны будут распола­гаться не ближе 1,5 м от края проезжей части;
  • высота кустарников при их размещении от края проезжей части на расстоянии от 1 до 5 м не должна превышать 50 см;

Примечание №1: деревья, высаживаемые у зданий, не должны препятствовать освещенности (инсоляции) жилых помещений, а также проезду пожарных автомашин.

Жилые здания следует располагать с отступом от красных линий улиц: магистральных — не менее 6 м; жилых — не менее 3 м.

Расстояния от границы соседнего земельного участка до:

Расстояния строений и насаждений до границ соседнего участка

  • до дачного дома — 3 м;
  • до других строений — 1 м;
  • до вольеров с домашней птицей и животными — 4 м;
  • до стволов высокорослых деревьев (яблонь, груш и т. п.) — 3 м;
  • до стволов среднерослых деревьев (вишен, слив и т. п.) — 2 м;
  • до кустарника — 1 м.

Примечание №1: Расстояния жилых помещений до других источников загрязнений устанавливаются соответствующими доку­ментами по каждому конкретному фактору (шум, вибрация, электромагнитные колебания, радиация, источники загрязнения воздуха и другие).

Примечание №2: Выгребные ямы дворовых уборных должны быть выполнены из конструкций, предотвраща­ющих фильтрацию фекальных стоков в грунт.

Указанные расстояния должны соблюдаться как между постройками на одном участке, так и между постройками, расположенными на смежных участках.

Что относится к обязательным противопожарным требованиям.

Классификация строений по противопожарным признакам зависит от материала, применяемого для возведения несущих и ограждающих конструкций строений.

В зависимости от этого строения подразделяются на категории:

А. Камень, бетон, железобетон и другие негорючие материалы;

Б. То же с деревянными перекрытиями и покрытиями, защищенными негорючими и трудногорючими материалами;

В. Древесина, каркасные ограждающие конструкции из негорючих, трудногорючих и горючих материалов.

Минимальные противопожарные расстояния между крайними строениями и группами строений на дачных участках должны быть выдержаны в пределах приведенных ниже величин:

Например, если Вы занимаетесь новостройкой и планируете возведение кирпичного дома, а Ваши соседи давно живут в деревянном доме, то расстояние между этими строениями должны быть 15 метров. Или, если Ваш и дом соседа сооружены из несгораемых материалов с трудносгораемыми перегородками и кровлями, то разрыв должен быть 6м. Разрыв в 8 м должен быть обеспечен между несгораемыми зданиями со сгораемыми крышами,10 м — между трудносгораемыми зданиями со сгораемыми крышами.

Расстояния между жилыми домами и хозяйственными постройками, сооружениями следует принимать в соответствии с вышеприведенными санитарными нормами, но не меньше требований противо­пожарных норм.

Примечание №1: Максимальные противопожарные разрывы между жилыми домами и хозяйственными постройками в пределах одного дачного участка не нормируются.

Рекомендуемые общие требования к планировке участков:

  • этажность застройки, предельные размеры жилых домов, площадь застройки, требования к хозяйственным по­стройкам, их составу, ограждению участков, благоустройству территории устанавливаются местными правилами застройки в зависимости от размера участков, условий инженерного оборудования, инсоляции (условий освещенности) домов и территорий, других нормативных требований, региональных традиций;
  • максимальная этажность усадебной застройки (а усадебная застройка чаще всего является территорией, застроенной частными домами) не должна превышать четырех этажей;
  • как правило, ширину усадьбы по фронту улицы принимают в зависимости от планировочной структуры района, рельефа местности, типов жилых домов, хозяйственных построек и гаражей с учетом обеспечения компактности усадебной застройки и соблюдения нормативных разрывов между строениями. Эти требования отображаются на схеме генерального плана застройки;
  • жилые дома на приусадебных участках следует размещать в соответствии с проектом застройки района и с установленным отступом от красных линий;
  • ограждение приусадебных участков не должно выступать за красную линию улицы.

Для эффективного решения вопросов планировки участка желательно соблюдать некоторые основные принципы:

  • наиболее рациональное размещение функциональных зон инфраструктуры зависящее от рельефа местности, размера участка и ориентации его сторонам света, освещенности, направления преимущественных ветров, основного предназначения усадьбы (отдых, садово-огородная деятельность, разведение домашних животных) и ряда других факторов;
  • минимальный отвод земли под весь комплекс застройки и пешеходные дорожки;
  • кратчайшие расстояния для перемещения между постройками;
  • дом является основным объектом застройки участка. Поэтому разбивку участка следует начинать с определения местоположения дома, от которого будет зависеть остальная планировка участка, ориентация по сторонам света, рельефа местности, расположения построек на соседних участках;
  • как правило, хозяйственную зону планируют в глубине участка относительно красной линии;
  • строения на участке желательно располагать так, чтобы они защищали участок от господствующих ветров и не затеняли его. Лучше всего располагать их с северной или северо-западной стороны;
  • хозяйственные постройки, гараж и сарай, пристраиваемые к дому (при минимальных размерах участка);
  • гараж, сарай, теплица, душ, туалет целесообразно размещать отдельно от дома вокруг хозяйственной площадки (такая компоновка целесообразна при вытянутом участке);
  • целесообразно хозяйственный двор с развитым подсобным хозяйством располагать отдельно от жилой части усадьбы;
  • при большом участке с развитым хозяйством кроме подъезда с улицы желательно устраивать специальный хозяйственный подъезд с противоположной стороны участка.

Планирование дачного участка является творческим процессом. Возможности конкретного планирования самые разнообразные естественно при соблюдении обязательных нормативных санитарных, противопожарных и других нормативных требований в зависимости от конкретных местных условий и традиций.

В следующих публикациях будут рассмотрены различные варианты планирования дачных участков в зависимости от конкретных условий расположения участка для загородного строительства.

На каком расстоянии от границы соседнего участка я могу производить строительство?

Я хочу сделать пристройку к своему частному дому, но сосед с этим не соглашается, объясняя тем, что я нарушаю санитарные и противопожарные нормы. На каком расстоянии от границы соседнего участка я могу производить строительство и какие существуют правила размещения строений на соседних земельных участках?

Проектирование новых и реконструкция жилых строений регулируется Государственными строительными нормами «Градостроительство. Планировка и застройка город­ских и сельских поселений» (ДБН 360-92**), которые обязательны для органов государственного и местного управления, предприятий и организаций независимо от форм собственности, а также граждан, которые осуществляют проекти­рование, строительство и благоустройство на территории городских и сельских поселений. Согласно пункта 3.25 этих норм, для ухода за строениями и осуществления их текущего ремонта расстояние до соседней границы участка от наиболее выступающей конструкции стены следует принимать не менее 1,0 м .; при этом должно быть обеспечено устройство необходимых инженерно-технических мероприятий, которые препятствуют стоку атмосферных осадков с кровель и карнизов строений на территорию смежных участков.

Кроме этого, размещение и ориентация жилых домов и общественных сооружений должны осуществляться с учетом обеспечения нормативной продолжительности инсоляции и норм освещенности в соответст­вии с СанПиН 2605-82 «Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территории жилой застройки», а также СНиП II-4-79 «Естественное и искусственное освещение» как в домах, которые строятся, так и в соседних жилых и общественных зданиях. Как указано в СанПиН 2605-82, инсоляция является важным оздоравливающим фактором и должна быть использована во всех жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки. Оптимальная эффективность инсоляции — ее общеоздоровительного, психофизиологического, бактерицидного и теплового действия достигается при обеспечении ежедневного непрерывного 3-4-часового облучения прямыми солнечными лучами помещений и территорий. Нормирование производится на весенне-осенний период года, с учетом светоклиматических особенностей разных районов страны и характера застройки. Требования норм достигаются соответствующим размещением, ориентацией и планировкой зданий. В Украине продолжительность инсоляции должна составлять для жилых помещений, приравненных к ним сооружений и дворовых территорий не менее 2,5 часов в день в период с 22 марта по 22 сентября.

Но необходимо учитывать, что даже если вы и соблюдаете нормы отступа от соседнего участка на 1,0 м ., а также инсоляционные требования, но при этом вашим соседом ранее уже были построены объекты недвижимости, то при проведении строительства вы должны соблюдать также и противопожарные нормы. Так, согласно приложения 3.1 к ДБН 360-92** противопожарные разрывы между домами или отдельно стоящими хозяйственными пос­тройками, в зависимости от степени их огнестойкости, должны составлять от 6 до 10 метров . При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных в любую квартиру или помещение. Ширина проезда должна быть не менее 3,5 м ., при этом в зоне между зданиями и проездами, а также на расстоянии 1,5 м от проезда со стороны, противоположной зданию, не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и рядовую по­садку деревьев.

На каком расстоянии от границы участка можно копать туалет

-На каком расстоянии от межи сосед имеет право сажать деревья и копать туалет.
С.Н. Простая, пос. Таромское

Отвечает начальник Бюро бесплатной правовой помощи Третьего Днепропетровского городского Центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи Елена Ващилко.
-Государственными строительными нормами — ДБН 79-92 «Жилые дома для индивидуальных застройщиков Украины» установлены такие расстояния для зеленых насаждений:
от стен зданий и сооружений к оси деревьев — 5 м, для кустарников — 1,5 м;
от границы соседнего участка к оси деревьев — 3 м, для кустарников — 1 м.
Однако следует помнить, что ветви деревьев и кустов не должны пересекать границ соседних участков. В случае проникновения корней и ветвей деревьев с одного земельного участка на другой собственники земельных участков, на которые выступают ветви и корни, имеют право самостоятельно отрезать корни деревьев и кустов, которые проникают с соседнего земельного участка, если это является препятствием в использовании земельного участка.
Согласно ДБН 360-92 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», если с другой стороны границы нет застройки, то расстояние до боковой границы участка от наиболее выступающей конструкции стены должно составлять не менее 1 м.
При этом должно быть обеспечено устройство необходимых инженерно-технических мероприятий, которые препятствуют стоку атмосферных осадков с кровель и карнизов зданий на территорию смежных земельных участков.
Согласно санитарным нормам, туалеты нужно располагать не ближе 15 м от жилого дома и летней кухни, а от питьевого колодца — 20 м.

ПРИМЕНЕНИЕ САНИТАРНЫХ НОРМ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

А.Е. Фокин, юрисконсульт Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Московской области.

Общая характеристика норм санитарного законодательства, регулирующих использование земельного участка

Конституция РФ в ст. 42 определяет право каждого на благоприятную окружающую среду, которое невозможно без санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это благополучие Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о санитарном благополучии населения) определяется как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на него и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

С коммерциализацией общества, быстрым развитием химической, ядерной энергетики и других отраслей промышленности, деятельность которых приводит к существенному загрязнению окружающей среды, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения становится особенно важным. Чтобы защитить население от негативных воздействий, государство установило комплекс санитарных правил и норм, гигиенических нормативов. Под последними понимаются установленные исследованиями допустимые максимальные или минимальные количественные и (или) качественные значения показателей, характеризующих тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Соблюдение санитарных нормативов использования земель позволяет в необходимой степени ограничивать использование земельных участков в целях обеспечения здоровья населения.

Особое внимание санитарное законодательство уделяет застройке земельных участков.

В силу п. 1 ст. 12 указанного Закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного их благоустройства; реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Согласно п. 2 той же статьи санитарные правила должны соблюдаться при разработке норм проектирования; схем градостроительного планирования развития территорий; генеральных планов городских и сельских поселений; проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов.

Эти правила должны выполняться при:
— решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон;
— выборе земельных участков под строительство;
— проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, инженерной инфраструктуры;
— благоустройстве иных объектов.

Санитарное законодательство является преимущественно федеральным. Это вызвано следующими причинами. Во-первых, санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека (ст. 38 Закона о санитарном благополучии населения). Во-вторых, на всей территории России вредные воздействия факторов среды обитания на человека действуют приблизительно одинаково, что позволяет разрабатывать нормативы, преимущественно одинаковые для всей страны. Вместе с тем это не исключает применения на отдельных территориях (к которым, в частности, относится Москва и Московская агломерация в целом) специальных санитарных норм.

Конституция РФ не определяет, в чьем ведении должно находиться санитарное законодательство. Но, учитывая, что в п. 1 ст. 72 Основного закона к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, можно утверждать, что и санитарное законодательство отнесено к их совместному ведению по аналогии с законодательством об охране окружающей среды, земельным, водным и рядом других.

Поэтому на практике, когда имеет место противоречие между федеральными санитарными нормами и нормами субъектов Российской Федерации, следует применять федеральные нормы. В то же время при решении споров надлежит помнить, что Закон о санитарном благополучии населения к полномочиям Российской Федерации относит государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (ст. 5), а к полномочиям субъектов — разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также контроль за соблюдением данных нормативных правовых актов (ст. 6).

Структура санитарного законодательства определена в ст. 3 указанного Закона, согласно которой это законодательство, основываясь на
Конституции Российской Федерации, состоит из:
— Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
— других федеральных законов;
— принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
— законов и иных нормативных актов субъектов Федерации.

Отсутствие в данном перечне нормативно-правовых актов органов местного самоуправления обусловлено тем, что нормирование санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может быть отнесено к вопросам местного значения. Тем не менее по отдельным вопросам органы местного самоуправления правомочны принимать решения, касающиеся применения санитарного законодательства, но только в пределах, делегированных им государственной властью. Известны случаи, когда органы местного самоуправления стремились своими постановлениями необоснованно устанавливать собственные правила применения санитарного законодательства. Но такие действия признавались неправомерными.

Для практики важно ограничение сферы действия санитарного законодательства. В частности, от решения этого вопроса зависят полномочия и ответственность должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор, так как согласно ст. 52 Закона о санитарном благополучии населения эти лица обязаны исполнять в полной мере полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушения санитарного законодательства. Поэтому вряд ли можно согласиться с теми, кто считает, что санитарное законодательство ограничивается только нормами названного Федерального закона и изданными в соответствии с ним санитарными нормами и правилами. Такое понимание законодательства представляется необоснованно узким, поскольку в ст. 3 данного Закона речь идет и о других законах и подзаконных актах, а следовательно, этот перечень является открытым.

Специальный же и основной для санитарного законодательства Федеральный закон о санитарном благополучии населения определяет государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (составляющие санитарное законодательство) как нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Под факторами среды обитания согласно ст. 1 Закона понимаются биологические, химические, физические, социальные и иные факторы, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, из текста Закона можно предположить, что любая норма, ограничивающая воздействие факторов среды обитания на человека и на здоровье будущих поколений, может быть отнесена к санитарным. Понимание санитарного законодательства как совокупности таких норм видится более логичным.

Нормативные акты, содержащие нормы санитарного законодательства

Для применения санитарных норм на практике следует иметь представление о системе нормативно-правовых актов, содержащих названные нормы.

Приоритетными для правового регулирования вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются нормы Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией изданы Закон о санитарном благополучии населения и другие федеральные законы.

Закон о санитарном благополучии населения как специальный федеральный закон содержит наибольшее количество санитарных норм, регламентирующих использование земельного участка.

Например, ст. 12 Закона устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, ст. 21 — основные санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок. В статьях 6 — 11 определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Статьи 50 — 54 предусматривают права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также обжалование их действий (бездействия).

Другим важным законом, нормы которого примеряются для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в вопросах использования земель, согласно ч. 2 ст. 4 специального Закона является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» . Этот Закон является более общим в регулировании обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что еще более повышает его роль. В нем содержатся нормы, указывающие, в частности, на необходимость:
———————————
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
— при планировании городских и сельских поселений принимать меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, благоустройства территорий (п. 2 ст. 44);

— вести строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений и других объектов с соблюдением санитарных требований, норм и правил (ст. 37), размещать здания, строения, сооружения и иные объекты с учетом требований санитарно-гигиенических норм (п. 1 ст. 44);

— обеспечивать наличие санитарно-защитных зон у ряда объектов сельскохозяйственного назначения (п. 3 ст. 42), в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений (п. 3 ст. 44); вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности (п. 2 ст. 52).

В аспекте применения норм санитарного законодательства значение имеют такие федеральные законы, как Закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях, регламентирующий привлечение к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства.

Вопросам санитарного нормирования посвящены отдельные нормы Земельного кодекса РФ. Например, в ст. 42 установлено, что при использовании земельных участков лица обязаны соблюдать требования санитарно-гигиенических правил и нормативов. При этом специально оговаривается необходимость соблюдения указанных правил при возведении зданий, строений, сооружений, проведении мелиоративных работ, строительстве прудов и иных закрытых водоемов (п. 1 ст. 40).

Земельный кодекс указывает на необходимость учета санитарно-гигиенических требований при оценке состояния земель и эффективности мероприятий по охране земель (п. 2 ст. 13), вводит запрет на внедрение новых технологий и осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв при их несоответствии санитарно-гигиеническим требованиям (п. 3 ст. 13). Кодекс уделяет внимание особенностям использования земельных участков, расположенных в санитарно-защитных зонах, и установлению этих зон (п. 2 ст. 56, п. 3 ст. 57, п. 2 ст. 58, п. 3 ст. 87, п. 5 ст. 31, п. 2 ст. 88), изъятию участков в пределах санитарных зон (п. 3 ст. 96), установлению округов санитарной (горно-санитарной) охраны (п. 2 ст. 96).

Среди подзаконных федеральных актов, содержащих санитарные нормы, регулирующих использование земельного участка, центральное место занимают специальные нормативно-правовые акты — санитарные правила и нормы (СанПиН), устанавливающие санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования:
— к санитарной охране территории Российской Федерации («Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.1328-03»);
— к проектированию, размещению и эксплуатации загрязнителей — имущественных комплексов:
депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта («Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта. СП 2.5.1334-03»);
вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий («Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. СП 2.2.1.1312-03»);
атомных станций («Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03). СанПиН 2.6.1.24-03»);
предприятий и установок атомной промышленности («Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности (СПП ПУАП-03). СанПиН 2.6.1.37-03»; «Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности (СПП ПАП-03). СанПиН 2.6.1.07-03»);
предприятий по производству строительных материалов и конструкций («Гигиенические требования к предприятиям

Смотрите еще:

  • Мировой суд ленинского района г иваново участок 2 Мировой суд ленинского района г иваново участок 2 Судебный участок №2 Ленинского судебного района г.Иваново Аппарат мирового судьи Мировой судья Толстихина Елена Анатольевна Телефон: (4932) 23-61-13 График работы Рабочие дни Понедельник-пятница: 8:30-17:30 […]
  • Как встать на очередь в садик тольятти Как устроить ребенка в детский сад в Тольятти 26.03.2018 Вставать на очередь в детский сад лучше как можно раньше – сразу после рождения ребенка. Так шансы получить путевку к желаемому возрасту, значительно возрастают. Куда обратится и какие документы нужны […]
  • Законы о рекламе 2018 Законы о рекламе 2018 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон о […]
  • Налоговая база ндфл с продажи квартиры 3-НДФЛ при продаже квартиры-2017 Актуально на: 27 апреля 2017 г. 3-НДФЛ при продаже квартиры (образец) Иногда гражданин, продавший свою квартиру, должен подать декларацию по форме 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 24.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected] ), а также уплатить налог в […]
  • Ищу юриста на работу резюме 224 резюме За 3 месяца Юрист в Запорожье Кажется, у вас пропал интернет.Все опять заработает, как только он появится. Юрист, юрисконсульт , 10000 грн Представник за довіреністю, ПАТ "Кредобанк" · 2 года 10 месяцев Юрисконсульт, Приватне підпримство «Компанія […]
  • Уголовный кодекс сроки возбуждения уголовного дела Глава 8. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Статья 94. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Поводами к возбуждению уголовного дела являются: 1) заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, […]
  • Оформить квартиру в собственность во всеволожском районе Оформление права собственности на квартиры в домах 25 и 27 по ул. Доктора Сотникова Памятка по регистрации права собственности Рады сообщить, что 31 марта 2016 года произведена государственная регистрация права собственности на первые квартиры («пакет застройщика») в […]
  • Ст 133 2 упк Статья 133 УПК РФ. Основания возникновения права на реабилитацию 1. Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, […]